Николас Элиас Пикеной.

Jan 25, 2022 14:15


Леонтий (Лев, Леон) Осипович Линевич, получив домашнее образование, начинал в молодости «в людях», помощником в антикварной лавке, но экономия, накопленный опыт, знания, предприимчивость и трудолюбие позволили ему завести свое собственное дело, и в середине 1860-х годов он был уже купцом второй гильдии и владельцем антикварной лавки в Апраксином дворе.

В 1861 году Линевич присутствовал на распродаже большой коллекции живописи и антиквариата генерала Ивана Даниловича Лазарева, где, по воспоминаниям, с ним познакомился коллекционер Б.И.Ханенко. Леонтий Осипович поддерживал деловые связи с Польшей и много ездил по разным российским городам в поисках ценных объектов антиквариата. Несмотря на свое неполное зрение - он был кривым на один глаз, Линевич безошибочно находил ценные и очень ценные вещи среди выставляемых предметов старины.



На Набережной реки Фонтанки у Линевича был еще одно домовладение под номером 61, где находился рынок.

Известный коллекционер голландской живописи Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский отмечал, что будучи ревностным католиком, о набожности которого ходили анекдоты, Линевич хранил среди картин редкую, «довольно легкого содержания» картину Изака Изакса (Isaac Isaacsz) «Монах и женщина». Следов этой картины сейчас мне найти не удалось.



В конце XIX века Линевич, петербургский купец второй гильдии польского происхождения, вел торговлю антиквариатом в магазине, расположенном в принадлежащем ему доме 67 на Набережной реки Фонтанки. Известный антиквар Михаил Михайлович Савостин в своих неизданных «Мемуарах» писал о Линевиче: «Вещей у него было много, но продавать их он не любил».

В 1896 году именно от Леонтия Линевича в Императорский Эрмитаж были приобретены парные портреты кисти Николаса Элиаса Пикеноя «Портрет мужчины с перчатками в руке» (Инв. № ГЭ 1010) и «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011).

Сегодня имя художника Николаса Элиаса Пикеноя (Nicolaes Eliaszoon Pickenoy) мало кому известно, но в период с 1625 по 1640 год он был самым востребованным художником-портретистом в процветающем городе Амстердаме, оставаясь таковым в те времена, когда там жил Рембрандт. Мастерство художника отражено в эрмитажных портретах.



Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» (Инв. № ГЭ 1010). Время создания 1630 год. Дуб, масло. Размеры 122х89 см. Место экспозиции Новый Эрмитаж, зал 251.



Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» Фрагмент.

Технические возможности Эрмитажа позволяют полюбоваться изяществом кружева на манжете, вышивкой на перчатках, фактурой плотной скатерти или коврика с восточным узором и атласом ткани черного костюма мужчины, мужа той дамы, что стоит с веером на другом полотне, созданном художником в дополнение к мужскому.



Николас Элиас Пикеной «Портрет мужчины с перчатками в руке» Фрагмент.



Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером» (Инв. № ГЭ 1011). Время создания 1630 год. Дуб, масло. Размеры 122х89 см. Место экспозиции Новый Эрмитаж, зал 251.



Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.



Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.

Платье из дорогого черного атласа отделано тонким кружевом, лиф платья украшен рядом золотых пуговиц, на запястьях браслеты из жемчужных нитей. Веер из черных страусовых перьев с золотой ручкой. На пальцах кольца.



Николас Элиас Пикеной «Портрет дамы с веером». Фрагмент.

Кстати о скатерти-коврике, что изображен на мужском портрете. Пикеной использовал похожий коврик и похожие перчатки при создании другого мужского портрета. Возможно, восточный узор этого коврика указывает на занятие торговлей.

Вот, для сравнения другой мужской портрет работы Николаса Элиаса Пикеноя: та же поза, похожие перчатки и коврик с похожим рисунком:



Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного мужчины в возрасте 24 лет. Время создания 1628 год. Дерево, масло. Размеры 119.2 x 87.2 см. Copyright: The Weiss Gallery.

Время создания этого портрета, 1628 год, показывает, что он предшествовал созданию мужского портрета из собрания Эрмитажа.



Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного мужчины в возрасте 24 лет. Фрагмент.

На сайте Эрмитажа почему-то указаны другие инициалы продавца этих портретов «Н.М.Линевич», но это опечатка, ибо факт, что картины поступили в Эрмитаж от Леонтия Осиповича Линевича подтвержден Ириной Алексеевной Соколовой, хранительницей голландской живописи Государственного Эрмитажа.

Эти два портрета неизвестной супружеской четы считаются совершеннейшими образцами ранней голландской живописи в собрании Эрмитажа. Обе картины находятся в прекрасной сохранности.

Представленная на портретах пара производит впечатление людей достойных, спокойных, аристократически сдержанных. Именно так выглядят все люди, портреты которых писал Пикеной: достоинство и покой, даже умиротворение, без тени улыбки.

Аксессуары в их руках: перчатки и веер, украшения, одежда, кружевные манжеты, воздушные белые воротники -  все это указывает на высокий уровень достатка и социального статуса семьи.

О том, что это супруги, говорят их позы. Обычно художники при создании парных портретов супругов изображали их расположенными так, что поза молодой женщины на портрете соответствует позе ее мужа: каждый слегка поворачивается к другому, глядя на зрителя.



Каждый из супругов слегка развернут друг к другу.

Для сравнения вот портрет мужчины неженатого - на это указывает его поза, при которой тело и лицо мужчины направлены влево от зрителя. В портретной живописи эпохи эта поза предназначалась для женщины.



Николас Элиас Пикеной. Портрет Фредерика Диркса ван Алевейна. Время написания 1632-1637 годы. Дерево, масло. Размеры 129,9 x 92 см. Copyright: The Weiss Gallery.

Манера Пикеноя создавать аристократически сдержанные образы своих моделей, по все вероятности, высоко ценилась и не давала ему сидеть без работы. Способность контролировать свои эмоции относилась к достоинствам в эпоху Пикеноя в голландском обществе. Считалось, что только серьезные люди, способные сдерживать свои страсти, руководствующиеся разумом и волей, годились для выполнения ответственных задач в торговле или власти.

Еще одна пара замечательных семейных портретов работы Николаса Пикеноя в настоящее время находится в Музее Пола Гетти в США.



Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестного молодого мужчины. Время создания 1632 год. Дерево, масло. Размеры 121,9 × 85,1 см. Из собрания Музея Пола Гетти.

Молодой мужчина с бородой и усами стоит в той же позе в три четверти направо, характерной для изображения женатых мужчин того времени.  Левая рука уперта в бок, правая опущена вдоль тела и держит шляпу. Взгляд спокойный и уверенный. Он носит богатый черный вышитый дублет с черным плащом, обернутым вокруг талии и удерживаемым рукой на левом бедре. Изящно выполненные белые кружевные манжеты и воротник украшают характерный для того времени черный богатый костюм.



Николас Элиас Пикеной. Портрет неизвестной молодой женщины в возрасте 21 год. Время создания 1632 год. Дерево, масло. Размеры 118,7 × 91,1 см. Из собрания Музея Пола Гетти.

Дама одета в платье из дорогого черного атласа с расшитым золотом лифом. Изящные манжеты и головной убор из нежно-белого кружева. Огромный складчатый воздушный воротник обнимает ее шею. Золотые украшения на талии, шее и запястьях; кольцо украшает ее правую руку. В левой руке молодая женщина держит пару серых шелковых перчаток, расшитых разноцветными шелковыми нитями.

Излюбленный цвет богатых людей в Голландии того времени - черный. Одежда из черного атласа была дорогой, поскольку чисто черный цвет был самым трудно создаваемым при окрашивании тканей.



Николас Элиас Пикеной. Автопортрет в возрасте 36 лет. 1627 год. Дерево, масло. Размеры 46х60 см. Из собрания Лувра, Париж, Франция.

Eliaszoon - сын Элиаса. Николас был сыном Элиаса Класа Пикеноя, гравёра из Антверпена, и Хейлтье Йонге, о браке с которой было объявлено в Амстердаме в 1586 году. Достоверно неизвестно, у кого Пикеной обучался искусству живописи, но есть предположения, что это был ведущий амстердамский портретист Корнелис ван дер Вурт (1576-1624),  чьей мастерской Пикеной владел после его смерти. Позже Пикеной владел домом, имевшим общую стену с домом Рембрандта.

Пикеной женился 23 мая в 1621 года на Ливейнтье Боуэнс. В браке родились десять детей, но не всем детям довелось выжить и прожить жизнь.

Живописец стал особенно популярен после 1625 года, когда он получил по крайней мере три заказа на групповые портреты. В 1634 году он стал главой амстердамской гильдии художников.



Николас Элиас Пикеной. Урок остеологии доктора Себастьяна Эгбертса. Время написания 1619 год. Холст, масло. Размеры 135 x 186 см. Из собрания Музея Амстердама.

И все же, помимо созданных им нескольких библейских и мифологических сцен, Николас Пикеной получил известность как портретист.



Николас Элиас Пикеной. Гераклит и Демокрит. Холст, масло. Размеры 85,5 х 112,3 см. Продана через торговый дом Кристи в 2013 году.

Кроме многочисленных портретов отдельных лиц им было написано не менее пяти картин членов гражданской гвардии и четыре групповых портрета для ремесленных гильдий или благотворительных учреждений.



Николас Элиас Пикеной, Анатомический урок доктора Йохана Фонтейна. Время создания ок. 1625/26. Амстердамский музей. Эта картина сильно пострадала во время пожара в 1723 году в Зале гильдии хирургов на Новом рынке. В том же пожаре пострадал и Анатомический урок доктора Яна Деймана кисти Рембрандта.



Николас Элиас Пикеной. Групповой портрет Четыре губернатора и отец дома тюрьмы Спинхуиса - исправительного учреждения для женщин. Время создания 1628 год. Размеры 178 x 233 см. Из собрания Музея Амстердама.

Групповые портреты стали для художника важным фактором его известности.  Пикеной написал таких портретов не менее девяти.



Николас Элиас Пикеной, рота капитана Дирка Толинкса и лейтенанта Питера Адрианса Раепа (фрагмент), 1639 год. Музей Амстердама.

Гражданские гвардейцы представляли определенные районы города. Поэтому их групповые портреты художники изображали на фоне характерных для их района зданий и сооружений. Создание портрета чаще всего заказывали художнику, имевшему высокое звание и связанному с этим районом города.



Николас Элиас Пикеной. Банкет гражданских гвардейцев из роты капитана Джейкоба Бакера и лейтенанта Джейкоба Рога. 1632 год. Холст, масло. Размеры 198 x 531 см. Музей Амстердама.

Групповые портреты имеют большие размеры, по этой причине очень трудно пятиметровую картину отобразить на маленьком кусочке экрана. Удается вместить только жалкое подобие. На портрет выше слева с салфеткой в руках был Пикеноем изображен бургомистр Якоб Бакер когда он еще был капитаном роты гражданских гвардейцев.



Николас Элиас Пикеной, Портрет бургомистра Якоба Бакера, написанный после 1632. Музей Амстердама.

Жаль, что в Эрмитаже только два портрета работы Николаса Элиаса Пикеноя, но нет оснований считать, что их было больше, но другие оказались проданы большевиками, когда распродавались сокровища Эрмитажа.

Я уже много раз упоминала, что посещение музея редко позволяет увидеть многое: через 1,5-2 часа просмотра наступает потеря внимания и пресыщение у любого зрителя. А современные технические средства дают практически неограниченные возможности любителям изучать новое и наслаждаться предметами искусства, рассматривая мельчайшие детали и изучая стиль и манеру письма, без посещения музея.

Линевич, старый Петербург, живопись, Пикеной, Эрмитаж

Previous post Next post
Up