Портреты участников войны 1812 года в собрании Государственного Эрмитажа.
Александр Михайлович Майлевский.
Портрет Александра Михайловича Майлевского работы Никола де Куртейля. Время создания около 1820-21 годов. Холст, масло. Размеры 76,5х65 см. В постоянной экспозиции музея не представлен.
Никола де Куртейль (1768 - около 1830) - французский живописец и рисовальщик. Портретист, автор мифологических и аллегорических картин. Учился в Парижской Академии. В 1793 и 1800 годах выставлялся в парижском Салоне. В конце XVIII века приехал в Россию, в 1806 году принял русское подданство. С 1813 года - академик Императорской Академии художеств.
С конца 1810-х годов жил под Москвой в имении князя Н. Б. Юсупова «Архангельское», где обучал живописи крепостных живописцев.
Александр Михайлович Майлевский (1791-1830) родом из польских шляхтичей. Начал службу в 1813 году корнетом Лейб-гвардии Гусарского полка. Участник заграничного похода 1814 года. Ротмистр Лейб-гвардии Гусарского полка в 1817-1821 годах. В 1820 году женился на А.П. Бутурлиной, родственице Ф.И. Тютчева. Жил в Москве.
Изображен в офицерском виц-мундире лейб-гвардии Гусарского полка.
Петр Петрович Лачинов второй.
Портрет Петра Петровича Лачинова второго работы Анри-Франсуа Ризенера. Время создания около 1820-21 годов. Холст, масло. Размеры 68,5х56 см. Поступил в 1922 году из собрания Агафона Фаберже. Расположение в здании Главного Штаба, зал 313.
Анри-Франсуа Ризенер (1767-1828) учился у Ф.-А. Венсана и Ж. Л. Давида. Известен прежде всего как мастер станкового и миниатюрного портрета, был сторонником неоклассического направления в живописи. Многократно выставлялся в парижском Салоне (в 1793, 1799-1814, 1824 и 1827 годах). Работал в Париже, Варшаве, Санкт-Петербурге и Москве. В городах Российской империи писал портреты русской и польской знати, а также военных, преимущественно в период с 1816 по 1823 год.
Петр Петрович Лачинов второй (1793-1822) - офицер лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет написан, вероятно, около 1820 года. В ноябре 1821 года Лачинов вышел в отставку в чине полковника. Ризенер создал яркий образ русского офицера, бесстрашие которого подчеркивается эффектно наброшенной на плечо тигровой шкурой.
Еще один портрет работы Анри-Франсуа Ризенера. Владимир Яковлевич Ланской второй.
Портрет Владимира Яковлевича Ланского второго работы Анри-Франсуа Ризенера. Время создания до 1820года. Место создания - Франция. Холст, масло. Размеры 66,5х56 см. Поступил в 1922 году из собрания Агафона Фаберже. Расположение в здании Главного Штаба, зал 313.
Владимир Яковлевич Ланской второй (1800-1820), офицер лейб-гвардии Гусарского полка. 2 февраля 1819 года он был произведен в корнеты. Учитывая юный возраст изображенного на портрете и его раннюю смерть, можно заключить, что картина написана около 1820 года.
Павел Семенович Масюков.
Портрет Павла Семеновича Масюкова работы Владимира Лукича Боровиковского. Время создания 1817 год, место создания - Россия. Холст, масло. Размеры 81,5х61,5 см. Поступил в 1963 г. Передан согласно завещанию А.И. Корсуна, сотрудника Центральной Библиотеки Государственного Эрмитажа. В постоянной экспозиции не представлен.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - живописец, рисовальщик, миниатюрист, иконописец, портретист. В 1788 году приехал в Петербург, где обучался у Д. Г. Левицкого и И.-Б. Лампи-старшего. С 1795 года академик Императорской Академии художеств. С 1804 года участвовал в работе над иконостасом Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Павел Семенович Масюков (1793-1864), офицер Лейб-гвардии Гусарского полка, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов, изображен в парадном мундире офицера лейб-гвардии Гусарского полка с орденами св. Владимира 4-й степени с бантом, медалью «За 1812 год», медалью «За взятие Парижа», дворянской медалью 1812 года, Кульмским крестом и наградной саблей «За храбрость» с орденом св. Анны 3-й степени на крыже эфеса.
Масюков с 1820 года был в отставке в чине подполковника. В 1835-1841, 1853-1856 и с 1862 года до кончины - Гадячский (современная Полтавская область) уездный предводитель дворянства. Был женат на княжне Марии Александровне Вяземской.
Обращает внимание парадный гусарский мундир офицера лейб-гвардии.
Ментик офицерский лейб-гвардии Гусарского полка, принадлежавший императору Александру I. Россия. 1815 год. Сукно, стамед, шелк, мех, металлическая нить, канительный шнур, металлический сутаж, галун, латунь; плетение, золочение. Длина спинки 56см. Не представлен в постоянной экспозиции.
Такой гусарский мундир был изготовлен для российского императора Александра I по образцу австрийских гусарских мундиров того времени, но отличался от австрийского расположением пуговиц на груди доломана и ментика, а также некоторыми особенностями расшивки золотыми шнурами и галунами.
В январе 1816 года гусарский мундир императора послужил образцом для принятия новых мундиров офицеров лейб-гвардии Гусарского полка.
Петр Александрович Чичерин второй.
Портрет Петра Александровича Чичерина второго работы Роберта Лефевра. Время создания 1814 год, место создания - Франция. Холст, масло. Размеры 73х60 см. Поступил в 1919 году из собрания А.К.Рудановского. Расположение в здании Главного Штаба, зал 303.
Робер Лефевр (1755-1830) начал творческий путь как художник-самоучка и только в 1784 году поступил в мастерскую Жана-Батиста Реньо. Выставлялся в Салоне с 1791 по 1827 год. Был придворным портретистом Наполеона I, Людовика XVIII и Карла Х. В ранние годы писал картины на мифологические и аллегорические темы, затем преимущественно портреты.
Генерал-майор Петр Александрович Чичерин второй (1778-1848) участвовал в сражениях под Аустерлицем (1805) и Фридландом (1807). Во время Отечественной войны 1812 года командовал лейб-гвардии Драгунским полком в армии Барклая-де-Толли. Участник военных кампаний 1813-1814 годов.
Портрет мог быть написан Лефевром в период между 20 апреля и 23 мая 1814 года, когда Чичерин находился со своим полком в Париже. Другой портрет Чичерина, исполненный в 1820-е годы в мастерской английского художника Джорджа Доу, также хранится в Эрмитаже и украшает Военную галерею 1812 года.
На портрете кисти Лефевра Чичерин изображен в общегенеральском парадном мундире со звездой и знаком ордена св. Владимира 2-й степени, со звездой ордена св. Анны 1-й степени с бриллиантами, со знаком ордена св. Георгия 3-й степени, с серебряной медалью «В память отечественной войны», с Железным, или Кульмским, крестом (Пруссия), со знаками орденов «За заслуги» (Pour le m érite) (Пруссия), Красного орла 2-й степени (Пруссия), со знаком военного ордена Максимилиана-Иосифа 2-й степени (Бавария). Ордена определены В. М. Глинкой и Г. В. Вилинбаховым.
Граф Владимир Степанович Апраксин.
Портрет графа Владимира Степановича Апраксина работы Никифора Степановича Крылова. Время создания 1829 год, Место создания - Россия. Холст, масло. Размеры 118х98 см. Поступил в 1958 году из Павловского дворца-музея. Происходит из музея лейб-гвардии Конного полка. В постоянной экспозиции не представлен.
Никифор Степанович Крылов (1802-1831) - живописец и литограф, портретист, автор пейзажей и жанровых картин. С 1823 года первый воспитанник известного русского художника А. А. Венецианова. С 1825 года ученик Санкт-Петербургской Академии художеств, пенсионер «Общества поощрения художников». В 1830 году первым из питомцев Венецианова был удостоен звания академика.
Владимир Степанович Апраксин (1796-1833) - флигель-адъютант и полковник лейб-гвардии Конного полка. Участник военных кампаний 1812-1814 годов. В 1831 году произведен в генерал-майоры, с назначением в свиту Его Императорского Величества. Апраксин изображен в форме лейб-гвардии Конного полка, с золотым аксельбантом и вензелем «Н I» под короной на эполетах, указывающим на принадлежность к императорской свите.
Об участии Апраксина в кампаниях 1812-1814 годов свидетельствуют ордена св. Анны и прусский орден «За заслуги», на кирасе - орден св. Владимира 4-й степени, медаль за взятие Парижа и Мальтийский крест; ниже расположен черный с белой каймой Кульмский крест.
Парадный палаш кирасирский офицерский образца 1810 года. Россия, Златоуст. Время создания 1820-1825 годы. Материалы: сталь, дерево, латунь, кожа. Техника: ковка, литье, воронение, золочение. Общая длина - 104 см, длина клинка 91 см. Коллекция Отдела "Арсенал". В постоянной экспозиции не представлен.
На клинке палаша в медальонах, окруженных золотым орнаментом, - названия боев, в которых участвовал Апраксин. Перчатки с крагами и каска с гребнем из черного конского волоса - принадлежность формы кирасирских полков, к которым относился Конногвардейский.
В заключение два вида:
Анри Альбер Адам. Наполеон в горящей Москве 1840 год. Холст, масло. Размеры 96,0х128,0. В собрании Московского Кремля.
Неизвестный гравер первой четверти XIX века. Торжественное вступление союзных войск в Париж 19 марта 1814 года. 1814 год. Офорт, акварель. 48,5х67,5 см. В собрании Государственного Эрмитажа.
Неприветливо мы встречаем завоевателей. Поэтому, не надо пытаться нас завоевывать.