"Очаровательные франты минувших лет".

Jan 22, 2022 15:59


Портреты участников войны 1812 года в собрании Государственного Эрмитажа.

Александр Михайлович Майлевский.



Портрет Александра Михайловича Майлевского работы Никола де Куртейля. Время создания около 1820-21 годов. Холст, масло. Размеры 76,5х65 см. В постоянной экспозиции музея не представлен.



Никола де Куртейль (1768 - около 1830) - французский живописец и рисовальщик. Портретист, автор мифологических и аллегорических картин. Учился в Парижской Академии. В 1793 и 1800 годах выставлялся в парижском Салоне. В конце XVIII века приехал в Россию, в 1806 году принял русское подданство. С 1813 года - академик Императорской Академии художеств.

С конца 1810-х годов жил под Москвой в имении князя Н. Б. Юсупова «Архангельское», где обучал живописи крепостных живописцев.

Александр Михайлович Майлевский (1791-1830) родом из польских шляхтичей. Начал службу в 1813 году корнетом Лейб-гвардии Гусарского полка. Участник заграничного похода 1814 года. Ротмистр Лейб-гвардии Гусарского полка в 1817-1821 годах. В 1820 году женился на А.П. Бутурлиной, родственице Ф.И. Тютчева. Жил в Москве.

Изображен в офицерском виц-мундире лейб-гвардии Гусарского полка.

Петр Петрович Лачинов второй.



Портрет Петра Петровича Лачинова второго работы Анри-Франсуа Ризенера. Время создания около 1820-21 годов. Холст, масло. Размеры 68,5х56 см. Поступил в 1922 году из собрания Агафона Фаберже. Расположение в здании Главного Штаба, зал 313.

Анри-Франсуа Ризенер (1767-1828) учился у Ф.-А. Венсана и Ж. Л. Давида.  Известен прежде всего как мастер станкового и миниатюрного портрета, был сторонником неоклассического направления в живописи. Многократно выставлялся в парижском Салоне (в 1793, 1799-1814, 1824 и 1827 годах). Работал в Париже, Варшаве, Санкт-Петербурге и Москве. В городах Российской империи писал портреты русской и польской знати, а также военных, преимущественно в период с 1816 по 1823 год.

Петр Петрович Лачинов второй (1793-1822) - офицер лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет написан, вероятно, около 1820 года. В ноябре 1821 года Лачинов вышел в отставку в чине полковника. Ризенер создал яркий образ русского офицера, бесстрашие которого подчеркивается эффектно наброшенной на плечо тигровой шкурой.

Еще один портрет работы Анри-Франсуа Ризенера. Владимир Яковлевич Ланской второй.



Портрет Владимира Яковлевича Ланского второго работы Анри-Франсуа Ризенера. Время создания до 1820года. Место создания - Франция. Холст, масло. Размеры 66,5х56 см. Поступил в 1922 году из собрания Агафона Фаберже. Расположение в здании Главного Штаба, зал 313.

Владимир Яковлевич Ланской второй (1800-1820), офицер лейб-гвардии Гусарского полка. 2 февраля 1819 года он был произведен в корнеты. Учитывая юный возраст изображенного на портрете и его раннюю смерть, можно заключить, что картина написана около 1820 года.

Павел Семенович Масюков.



Портрет Павла Семеновича Масюкова работы Владимира Лукича Боровиковского. Время создания 1817 год, место создания - Россия. Холст, масло. Размеры 81,5х61,5 см. Поступил в 1963 г. Передан согласно завещанию А.И. Корсуна, сотрудника Центральной Библиотеки Государственного Эрмитажа. В постоянной экспозиции не представлен.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - живописец, рисовальщик, миниатюрист, иконописец, портретист. В 1788 году приехал в Петербург, где обучался у Д. Г. Левицкого и И.-Б. Лампи-старшего. С 1795 года академик Императорской Академии художеств. С 1804 года участвовал в работе над иконостасом Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Павел Семенович Масюков (1793-1864), офицер Лейб-гвардии Гусарского полка, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов, изображен в парадном мундире офицера лейб-гвардии Гусарского полка с орденами св. Владимира 4-й степени с бантом, медалью «За 1812 год», медалью «За взятие Парижа», дворянской медалью 1812 года, Кульмским крестом и наградной саблей «За храбрость» с орденом св. Анны 3-й степени на крыже эфеса.

Масюков с 1820 года был в отставке в чине подполковника. В 1835-1841, 1853-1856 и с 1862 года до кончины - Гадячский (современная Полтавская область) уездный предводитель дворянства. Был женат на княжне Марии Александровне Вяземской.

Обращает внимание парадный гусарский мундир офицера лейб-гвардии.



Ментик офицерский лейб-гвардии Гусарского полка, принадлежавший императору Александру I. Россия. 1815 год. Сукно, стамед, шелк, мех, металлическая нить, канительный шнур, металлический сутаж, галун, латунь; плетение, золочение. Длина спинки 56см. Не представлен в постоянной экспозиции.

Такой гусарский мундир был изготовлен для российского императора Александра I по образцу австрийских гусарских мундиров того времени, но отличался от австрийского расположением пуговиц на груди доломана и ментика, а также некоторыми особенностями расшивки золотыми шнурами и галунами.

В январе 1816 года гусарский мундир императора послужил образцом для принятия новых мундиров офицеров лейб-гвардии Гусарского полка.

Петр Александрович Чичерин второй.



Портрет Петра Александровича Чичерина второго работы Роберта Лефевра. Время создания 1814 год, место создания - Франция. Холст, масло. Размеры 73х60 см. Поступил в 1919 году из собрания А.К.Рудановского. Расположение в здании Главного Штаба, зал 303.

Робер Лефевр (1755-1830) начал творческий путь как художник-самоучка и только в 1784 году поступил в мастерскую Жана-Батиста Реньо. Выставлялся в Салоне с 1791 по 1827 год. Был придворным портретистом Наполеона I, Людовика XVIII и Карла Х. В ранние годы писал картины на мифологические и аллегорические темы, затем преимущественно портреты.

Генерал-майор Петр Александрович Чичерин второй (1778-1848) участвовал в сражениях под Аустерлицем (1805) и Фридландом (1807). Во время Отечественной войны 1812 года командовал лейб-гвардии Драгунским полком в армии Барклая-де-Толли. Участник военных кампаний 1813-1814 годов.

Портрет мог быть написан Лефевром в период между 20 апреля и 23 мая 1814 года, когда Чичерин находился со своим полком в Париже. Другой портрет Чичерина, исполненный в 1820-е годы в мастерской английского художника Джорджа Доу, также хранится в Эрмитаже и украшает Военную галерею 1812 года.

На портрете кисти Лефевра Чичерин изображен в общегенеральском парадном мундире со звездой и знаком ордена св. Владимира 2-й степени, со звездой ордена св. Анны 1-й степени с бриллиантами, со знаком ордена св. Георгия 3-й степени, с серебряной медалью «В память отечественной войны», с Железным, или Кульмским, крестом (Пруссия), со знаками орденов «За заслуги» (Pour le m érite) (Пруссия), Красного орла 2-й степени (Пруссия), со знаком военного ордена Максимилиана-Иосифа 2-й степени (Бавария). Ордена определены В. М. Глинкой и Г. В. Вилинбаховым.

Граф Владимир Степанович Апраксин.



Портрет графа Владимира Степановича Апраксина работы Никифора Степановича Крылова. Время создания 1829 год, Место создания - Россия. Холст, масло. Размеры 118х98 см. Поступил в 1958 году из Павловского дворца-музея. Происходит из музея лейб-гвардии Конного полка. В постоянной экспозиции не представлен.

Никифор Степанович Крылов (1802-1831) - живописец и литограф, портретист, автор пейзажей и жанровых картин. С 1823 года первый воспитанник известного русского художника А. А. Венецианова. С 1825 года ученик Санкт-Петербургской Академии художеств, пенсионер «Общества поощрения художников». В 1830 году первым из питомцев Венецианова был удостоен звания академика.

Владимир Степанович Апраксин (1796-1833) - флигель-адъютант и полковник лейб-гвардии Конного полка. Участник военных кампаний 1812-1814 годов. В 1831 году произведен в генерал-майоры, с назначением в свиту Его Императорского Величества. Апраксин изображен в форме лейб-гвардии Конного полка, с золотым аксельбантом и вензелем «Н I» под короной на эполетах, указывающим на принадлежность к императорской свите.

Об участии Апраксина в кампаниях 1812-1814 годов свидетельствуют ордена св. Анны и прусский орден «За заслуги», на кирасе - орден св. Владимира 4-й степени, медаль за взятие Парижа и Мальтийский крест; ниже расположен черный с белой каймой Кульмский крест.



Парадный палаш кирасирский офицерский образца 1810 года. Россия, Златоуст. Время создания 1820-1825 годы. Материалы: сталь, дерево, латунь, кожа. Техника: ковка, литье, воронение, золочение. Общая длина - 104 см, длина клинка 91 см. Коллекция Отдела "Арсенал". В постоянной экспозиции не представлен.

На клинке палаша в медальонах, окруженных золотым орнаментом, - названия боев, в которых участвовал Апраксин. Перчатки с крагами и каска с гребнем из черного конского волоса - принадлежность формы кирасирских полков, к которым относился Конногвардейский.

В заключение два вида:



Анри Альбер Адам. Наполеон в горящей Москве 1840 год. Холст, масло. Размеры 96,0х128,0. В собрании Московского Кремля.



Неизвестный гравер первой четверти XIX века. Торжественное вступление союзных войск в Париж 19 марта 1814 года. 1814 год. Офорт, акварель. 48,5х67,5 см. В собрании Государственного Эрмитажа.

Неприветливо мы встречаем завоевателей. Поэтому, не надо пытаться нас завоевывать.

Апраксин, 1812 год, Чичерин, Наполеон, Адам, Эрмитаж, Крылов, Майлевский, Александр I, Куртейль, лачинов, Боровиковский, Масюков, Ланской, Лефевр, Ризинер

Previous post Next post
Up