О военных фотографах Первой мировой войны в России.

Jan 21, 2022 22:47


В 1912 году в Российской империи было принято «Положение о военных корреспондентах в военное время». Это «Положение» действовало во время Первой мировой войны. Согласно этому документу, официально к работе на театре военных действий допускались только 20 военных корреспондентов, 10 из которых были русскими и 10 иностранными. Согласно 5 статьи «Положения», таким корреспондентам разрешалось «пользоваться ручными фотографическими аппаратами».

Кроме этого числа дополнительно на театр военных действий могли быть допущены «три русских военных фотографа из профессионалов, утверждаемых в этом звании начальником Генерального штаба».

В отношении разрешенного вида деятельности и сделанных фотографами снимков статья 6 «Положения» гласила: «Военным фотографам, безусловно, воспрещается корреспондирование; им разрешается лишь помещать под фотографиями (иллюстрациями) краткие подписи-разъяснения».



Манифест об объявлении войны Германии. дворцовая площадь Петербурга, 1914 год.



Чтобы получить документы на звание военных корреспондентов и фотографов подданные Российской империи русские подданные должны были предоставить целый ряд документов, в том числе свидетельство о собственной благонадёжности. Для всех корреспондентов и фотографов требовалось внесение денежного залога.

Для российских военных корреспондентов залог составлял 25 000 рублей, для иностранных военных корреспондентов - 75 000 франков, а для профессиональных военных фотографов - 10 000 рублей. Суммы залога были определены статьями 15 и 19 «Положения».



Неизвестный фотограф. Рота солдат и офицеров в полевой форме периода Первой мировой войны Россия. 1914-1916годы.

Все визуальные материалы, предназначенные для публикаций, представлялись военными корреспондентами и военными фотографами для цензуры в двух экземплярах, при каждом изображении «обязательно должна быть чётко написанная объяснительная надпись».

Военная цензура могла быть полной и частичной. Полная цензура подразумевала просмотр произведений тиснения, эстампов, рисунков, фотографических снимков, предназначенных к выпуску в свет, а также текстов или подробных конспектов речей и докладов для общественных выступлений, также просмотр и выемку писем и телеграмм как внутренних, так и международных. Частичной цензуре подвергалась только международная почтовая корреспонденция и только в отдельных случаях-внутренняя.



Фотограф запечатлел пойманного шпиона на станции в Галиции в 1914 году. Из архива ГАРФ.

Задача цензуры состояла в том, чтобы препятствовать публикациям сведений, способных повредить русской армии. Руководящим документом для цензоров был «Перечень сведений по военной и военно-морской частям, оглашение коих в печати воспрещается на основании статьи 1 отдела и закона 5 июля 1912 года об изменении действующих законов о государственной измене путём шпионства».

Согласно этому «Перечню», к примеру, запрещалось распространять сведения:

1) об устройстве, составе и численности воинских частей, о местах их расположения и об их передвижении;

2) о вооружении, снаряжении, обмундировании, довольствии, санитарном состоянии, боевых качествах и техническом оборудовании армии и флота;

3) о состоянии, снаряжении, снабжении и значении для военного времени крепостей, укреплений, опорных пунктов, военных портов и т. п.;

4) о местах расположения и о передвижении отрядов и учреждений добровольной санитарной помощи;

5) о разного рода работах по изготовлению военных заказов;

6) о мобилизации и т. д.



Император Николай II в Ставке с генералами.

14 декабря 1915 года председатель Совета министров И. Л. Горемыкин после предварительного доклада своих пожеланий царю, обратился к генералу М. В. Алексееву, начальнику штаба Ставки Верховного главнокомандующего,  фактически осуществлявшему военное командование российской армией, с письмом, в котором писал:

«Военная цензура, просматривая предназначенный к выпуску в свет газетный материал, должна оценивать последний не с одной лишь узко-военной точки зрения, а и с общеполитической, дабы не допустить опубликования таких статей, сведений, слухов, рассуждений и сообщений, которые могли бы идти во вред сохранению общественного единения и воодушевления пред лицом вторгнувшихся в Россию вражеских полчищ».

В петроградском Комитете по делам печати неоднократно обсуждалось, можно ли публиковать портреты убитых и раненых, если на фотографии они изображены в военной форме. В результате постановили: «…снимок убитого или раненого в форме не должен служить препятствием к дозволению».

Фотографии раненых в госпиталях показывали быт раненых демонстрировали героизм солдат. Лица выздоравливавших от ран военных и медсестёр спокойны и полны достоинства.



«К. Е. фон Ган и К°», фотоателье. Сестра милосердия М. М. Иванова с солдатами. Царское Село. 1915 год.

Такие фотографии были призваны внушить читателю мысль о том, что даже раненый русский солдат силён, его рана- это временная передышка, и вскоре он снова вернётся в строй. Публикация в иллюстрированных изданиях портретов раненых и погибших героев стала массовой.

Газеты и журналы включали в фотолетопись войны снимки не только профессиональных фотографов. Появившиеся фотоаппараты позволяли - запечатлеть военную жизнь и быт самими участниками военных событий. Нередко офицеры делали снимки военного быта.



Реклама фотокамер Кодак во время Первой мировой войны.

Фирмы, выпускающие любительское фотооборудование, стали учитывать это в своей рекламе, как это было написано в рекламе выше «военного жилетно-карманного Кодака»:

«Каждый военный, естественно, желает навсегда запечатлеть те интересные и славные эпизоды и события, которые ему и его полку выпало на долю пережить в настоящую великую войну,-и он легко может достигнуть этого маленьким жилетно-карманным Кодаком. <…> Жилетно-карманный Кодак действительно как бы создан для военных. Он как нельзя лучше отвечает всем требованиям походной жизни военных»



Таким "военным" фотоаппаратом был Vest Pocket Autographic Kodak с объективом Kodak Anastigmat 7.7/130.

Фотоматериалы с мест военных действий очень ценились издателями крупнейших иллюстрированных еженедельников. Так, в журнале «Огонёк» неоднократно печаталось обращение к читателям с просьбой присылать в редакцию фотографии со сценами фронтовой жизни:

«Театр нынешней грандиозной и славной для России войны так обширен, что никакие специальные корреспонденты не в состоянии обслужить его и дать исчерпывающий фотографический материал, рисующий самоотверженную и полную геройства и лишений жизнь наших родных воинов. Мы просим их самих, для их же близких, для миллионов читателей „Огонька“, для всего русского общества, помочь нам нарисовать яркую и подробную картину разыгрывающихся величайших событий. Ценен каждый штрих, каждая характерная подробность. Присылайте в журнал „Огонёк“ фотографии с театра войны!»



Любительская фотография. Русские солдаты в противогазах. Полная секретность - никого не узнать, кроме отдельных лиц! 1916 год. Из архива ГАРФ.

«Положение» предусматривало систему штрафов, налагаемых на военных корреспондентов и фотографов, например, «за неимение на левом рукаве присвоенной ему повязки»; за непредъявленную в цензуру изначально «хотя бы и не предназначенную для печати, но затем напечатанную статью или иллюстрацию»; за отлучку без разрешения; за умышленный переход к противнику; за шпионаж; за нарушение требований военной цензуры...

Наказание могло налагаться в виде штрафа, максимальный размер которого составлял 10 000 рублей, административного взыскания, а при особо тяжких преступлениях нарушитель предавался суду, который мог присудить тюремное заключение.

Если военный корреспондент или фотограф лишался этого статуса, то его высылали во внутренние губернии страны под гласный надзор полиции.

Николай II, война, журналистика, старая фотография

Previous post Next post
Up