О подделках Сальвадора Дали.

Nov 20, 2021 21:33


В конце 1980-х годов стали публиковать в советских журналах репродукции ранее запрещенных и социально чуждых советскому народу художников. Были среди этих публикаций и картины Сальвадора Дали. А в 1988 году привезли в Москву и выставили в Пушкинском музее его гравюры и некоторые картины. Нет, я не была среди тех, кому «посчастливилось» побывать на выставке Сальвадора Дали в ГМИИ, но об этой выставке «говорили».

У меня была приятельница, художница. Она была в восторге от Дали. Я с интересом слушала ее замечания и впечатления, но знакомство с репродукциями картин Дали в печати оставляло у меня противоречивое чувство: то ли со мной что-то не так, то ли с художником.

Я пыталась понять творчество Сальвадора Дали, и в 1998 году, во время месячного отдыха в Испании, даже возила семью в Фигерас, где находится Театр-музей Дали.



Вид Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе, Жирона, Каталония, Испания. На переднем плане башня Галатея. Сканированное изображение открытки. 1998 год.

Музей был создан самим Сальвадором Дали в 1974 году и мгновенно сделался одним из самых популярных мест в Испании, каким и остается до сих пор. Музей посещают более миллиона посетителей в год. Эта поездка в Фигерас была интересной во всем, кроме главной цели - посещения Музея Дали. Музей Дали произвел впечатление дурдома. Короче, у меня не получилось его полюбить.



Дали отличался, мягко говоря, эксцентричностью, но это подавалось как  внешнее проявление его гениальности. На самом деле, я думаю, это был коммерческий образ. Толпа любит придурков. Работы Дали свидетельствуют, что он был одаренным художником, но таких не мало. Его известность и популярность - обычный пример воздействия на сознание толпы  коммерческой рекламы.

Считается, что Сальвадор Дали был крепко привязан к своей супруге, Елене Дмитриевне Гомберг-Дьяконовой: Елена родилась у Антонины Петровны, в замужестве Дьяконовой, но отцом Елены и троих других детей был не Иван Дьяконов, а Дмитрий Гомберг, с которым ее мать жила без заключения брака.

Елена, или как ее звали - Гала, прежде была женой поэта Поля Элюара, от которого у нее родилась дочь Сесиль. Но знакомство в 1929 году с Сальвадором Дали стало для нее любовью «навеки», и про их «неземную любовь», как всегда, наврано с три короба. У обоих было множество внебрачных связей, а держал вместе Сальвадора и Галу Дали банальный  коммерческий расчет и денежный интерес.



Парижские сюрреалисты: слева направо: Тристан Тзара, Поль Элюар, Андре Бретон, Ханс Арп, Сальвадор Дали, Ив Танги, Макс Эрнст, Рене Кревель, Ман Рэй. Париж, август 1933 год. Автор фотографии - Анна Ривкин.

Вся жизнь Дали - это череда грязных публичных и бытовых скандалов, и сама по себе мне она мало интересна.

С именем Дали был связан один из крупных скандалов в современной живописи. Во время выставки в Пушкинском музее в Москве весной 1988 года газета «Советская культура» за 26 апреля опубликовала статью, озаглавленную «Имитатор из Каталонии».

В ней рассказывалось о человеке, который с 1975 года писал «под Дали». Эти работы выдавались за работы именитого художника и продавались ближайшим окружением Сальвадора Дали. Звали этого имитатора Мануэль Пухоль Баладас.

Его история стала известна в 1983 году, а началась она в 1975, когда на юбилейном вечере футбольного клуба Барселоны Мануэль Пухоль, мало известный, способный, но отнюдь не процветавший художник, познакомился с семьей Дали. Гала Дали заинтересовалась его картинами под предлогом готовности ему помочь: «Если они мне понравятся, то я помогу тебе, как помогала другим».



Гала и Сальвадор Дали в США, 1948 год. Фотография © New York Times Co./Getty Images

Мануэль принес несколько работ, которые понравились госпоже Дали, но помощь ее ограничилась несколькими практическими советами. В это время заказов у Пухоля не было, и он отчаянно нуждался в деньгах. Через какое-то время в конце 1975 года он в доме Дали познакомился с агентом по продаже картин, Джорджем Уоллом, который предложил Пухолю попробовать написать несколько вещей в стиле Дали: «Если у тебя хорошо получится, мы купим твои работы».

Пухолем было написано несколько акварельных работ в стиле Сальвадора Дали, и эти работы были показаны Джорджу Уоллу, который заплатил по $70 за большие работы и по $50 - за маленькие. После этого Пухоль стал работать на Дали, то есть не просто писать «под Дали», а создавать картины в стиле Дали, подписываясь именем Сальвадора Дали с ведома его жены, его коммерческого агента, его секретаря и, вероятно, с ведома самого Сальвадора Дали. Дело в том, что сам Сальвадор Дали уже не писал к тому времени: у него в середине 1970-х годов развилась болезнь Паркинсона, и он не мог больше работать.



Безумный Сальвадор Дали на пресс-конференции в Париже в 1973 году. Фотография © Keystone/Getty Images

Фактически Мануэль Пухоль заменил собой Сальвадором Дали до 1981 года, во время, когда сам художник уже был не в состоянии писать. Новые и новые работы Сальвадора Дали продолжали поступать на арт-рынок и аукционы. Всего Мануэлем Пухолем по заказу секретаря Дали, Энрике Сабатери, и с ведома жены художника, Галы Дали, было написано около четырехсот акварелей, рисунков и литографий, а также около трехсот работ, написанных маслом. Эти работы Мануэль Пихоль Баладас подписывал именем Сальвадора дали - его сигнатурой. Делалось это с одной целью - с целью наживы.

Далеко не все картины, созданные Пухолем как картины Сальвадора Дали, сразу были проданы. Часть картин Гала Дали оставляла на то время, когда ее муж, Сальвадор Дали, умрет, чтобы продать их подороже. Ведь известно, что со смертью художника цены на его полотна резко дорожают. Но жизнь распорядилась совсем иначе: Гала Дали умерла раньше своего мужа - в 1982 году.



Замок Галы Дали в Пуболе, который был куплен ей мужем, но в который он мог наведываться только с письменного согласия жены. Фотография Getty Images.

К концу ее жизни ссоры между супругами сопровождались потасовками. Однажды муж так избил свою «музу» своей тростью, что сломал два ребра. Когда Гала умерла, Сальвадор Дали не пришел на ее похороны.

В 1983 году член Академии изящных искусств Кордовы, Хуан Мануэль Ариас, купил у известного антиквара, торговавшего картинами Сальвадора Дали прекрасную акварель под названием «Греческая трагедия». Она была настолько хороша, что заняла место между полотнами Гойи и Веласкеса в собрании Ариаса. Но разочарование произошло после того как никому не известный художник из Каталонии Мануэль Пихоль Баладас подарил Ариасу свою собственную картину, написанную маслом, выполненную в стиле Дали с его подписью.



Супруги Дали в старости. Фотография Getty Images.

Рынок произведений Сальвадора Дали наполнили его картины, которые стали вызывать недоумение специалистов и антикваров. Все его творения, созданные в период с 1975 года, стали вызывать у них сомнение в их подлинности. Мануэль Пухоль нередко видел в каталогах аукционов «подлинные картины» Сальвадора Дали, которые собственноручно написал сам Пухоль, но цены на них были в сотни раз выше, чем те, за которые у него были куплены агентом Дали.

В 1983 году Мануэль уже не писал картины за Дали, и он решился рассказать историю создания подделок. Думаю, ему действительно было обидно, что его собственные работы не пользовались спросом, а фальшивые Дали вызывали восхищение и ценились невероятно дорого.

Мануэль пошел в редакцию испанского еженедельного журнала «Камбио - 16» и рассказал, как было дело. «Никогда я не собирался нажиться на плагиате. Я хотел лишь одного - спокойно жить и работать - писать свои картины. Свои, а не чужие. Но мое творчество никому не было нужно. Вот я и оказался в такой ловушке».



Мануэль Пухоль Баладас.

Этот случай показывает, что публика ценит не творчество художника, не его картины, а его имя. На Сальвадора Дали идут миллионы людей, благоговейно восхищаясь его картинами, но никто не знает, что они чувствуют. Наверное, ровным счетом ничего. Ведь если заменить имя Сальвадор Дали под теми картинами, которые вызывают такой неистовый восторг публики, на имя Мануэль Пухоль Баладас, то никакого восторга не останется. Кто такое Пухоль?..

Значит, и нет никакого эстетического чувства. Есть социальное чувство стадности толпы, поклонение моде, которая есть ничто иное, как метод манипуляции, превращения безобразного и отвратительного - в  якобы прекрасное, если этому отвратительному поклоняется толпа.

После смерти жены Дали поселился в ее замке. В 1984 году там случился пожар, в котором Дали чуть не погиб. Четверть кожных покровов его тела обгорело, и ему потребовалась пересадка кожи. Умер он в Барселоне 23 января 1989 года.

В прошлом году в Манеже была очередная выставка Сальвадора Дали. Уже была пандемия, но народ выстаивал длиннющие очереди, чтобы «приобщиться к искусству». Никто не знает, какое количество поддельных картин и сколько картин художников, которые, как Пухоль, были наняты семьей Дали за мелкие деньги писать картины, впоследствии выдававшиеся за творения великого сюрреалиста, выставляется на таких выставках.



Фотография очереди в Манеж посмотреть Сальвадора Дали. Московское агентство новостей.

Из всех художников только один, Мануэль Пухоль Баладас, решился рассказать о своем участи в «творчестве» Дали. Но ведь были и другие.

Были 35 500 подписанных самим Сальвадором Дали чистых листов бумаги, которые он раздавал своим кредиторам за невыполненные им заказы. Так, например, Дали заключил контракт на создание гадальных карт, деньги за контракт получил, но так карты и не сделал. Когда, устав ждать, на него подали в суд, он для урегулирования иска выдал 17 500 подписанных им чистых листов бумаги со своей «драгоценной» подписью.

Именно поэтому аукционы картин Дали нередко оказываются провальными, а сами картины возят по миру и показывают. Люди все равно идут смотреть не живопись, а модное имя художника, идут на его выставки, приносящие прибыль устроителям, а это же выгодно.

Английский писатель Джордж Оруэлл сказал, что Сальвадор Дали «столь же антиобщественен, как вошь. Ясно, что такие люди нежелательны, а с обществом, в котором они могут процветать, что-то не в порядке».

Что-то мне говорит, что скорее Оруэлла запретят как нежелательного, чем перестанут ходить смотреть Сальвадора Дали.

Пухоль, Оруэлл, живопись, Дали, сюрреализм

Previous post Next post
Up