Ресторан "Мартьяныч".

Nov 18, 2021 20:31


Верхние и Средние торговые ряды в Китай-городе были полностью построены в 1894 году. С открытием рядов для торговли, купцы стали обживать новое здание. В подвале Верхних торговых рядов, выходящем на Красную площадь, было решено устроить ресторан. Однако желающего взять этот ресторан в аренду не так-то просто было найти. Но такой дерзкий арендатор-ресторатор нашелся. Им стал Петр Николаевич Мартьянов, а свой просторный и роскошный ресторан он назвал «Мартьяныч» в честь совего отца.

Петр Мартьянов был сыном купца второй гильдии Николая Мартьяновича Мартьянова, проживавшего в собственном доме на Большой Серпуховской улице и содержавшего в трех местах Москвы мебелированные комнаты, три трактира, а также ренсковый погреб и портерную лавку в Городской части в доме Покровского собора.



Петр Николаевич Мартьянов.



Будущему ресторатору Мартьянову было 25 лет, когда он в 1888 году стал купцом второй гильдии. Он торговал сахаром, вином и содержал трактиры. Справочная литература за 1897 год сообщает, что московский купец второй гильдии Мартьянов содержал к тому времени трактир на Васильевской площади в доме Проскурякова, винный погреб и колониальный магазин при собственном доме на Большой Серпуховской, ресторан в Верхних торговых рядах, трактирные заведения в Пятницкой части и в Мещанской части в доме Мартьяновой.



Снос квартала на Васильевской площади в 1936 году.

Кроме этих торговых дел 28 января 1900 года Петром Мартьяновым было создано товарищество "П.Мартьянов и Ко", владеющее Домодедовским цементным заводом.

Еще «Положение о заведениях трактирного промысла» от 1821 года определяло «ресторацию» как высший вид заведений питания, которые предполагали наличие иностранной кухни и вин.

Посещать ресторации могли только люди «в пристойной одежде и наружной благовидности», а обслуживающий персонал должен был отличаться опрятностью. У входа полагалось стоять швейцару. И от самих ресторанных заведений требовалась особенная чистота и роскошь интерьера. От трактиров они отличались кухней, преимущественно европейской, и обслуживанием на западноевропейский манер.

В начале ХХ века в Москве действовало более сотни ресторанных заведений.

Сначала дела у ресторана «Мартьяныч» не очень ладились. Место было отличное, но посетители не шли в подвал, и когда в обеденное время в других заведениях залы были полными, ресторан оказывался пустым, а вечерами, когда рестораны только начинали принимать желающих устроить веселый ужин, ресторан приходилось закрывать из-за отсутствия посетителей.

Но достоверно известно, что во второй половине 1893 года дела в ресторане уже шли неплохо. Московская городская дума принимала делегацию французских сенаторов, и обед по такому случаю состоялся в ресторане «Мартьяныч» 17 сентября 1893 года. Меню обеда было составлено на французском языке, но в нем преобладали блюда русской кухни, но их названия были транскрибированы с помощью латиницы.

Например, вот как это выглядело «Оukha dе Stеrlet» - уха из стерляди, «Rasstegaïs» - расстегаи, «Kacha à la Gourieff» - гурьевская каша, и т. д. А название самого ресторана вообще было трудно прочесть и понять, особенно французам: «Martianitch».

По случаю визита французских сенаторов в ресторане был воспроизведен «Париж в Москве». В оформлении интерьеров и имитации парижских достопримечательностей были задействованы декоративные панно, изображавшие бульвары, улицы и сады Парижа.

Мартьянов привлек в свой ресторан посетителей с помощью рекламы. Его рекламные объявления стали печататься на первых полосах популярных московских газет с завидной регулярностью, не походили на другие объявления, обращались к чувствам москвичей. В своей рекламе он не скупился на яркие эпитеты.



Реклама ресторана "Мартьяныч" из путеводителя Московского пассажирского пароходства за 1910 год.

Такой рекламный натиск был непривычен, поначалу над Мартьяновым смеялись и даже придумали ему прозвище «московский американец Нуво» за то, что он активно рекламировался на западный манер. Очень скоро ресторан стал заполняться посетителями, тем более что качество кухни, обстановка, чистота и уровень обслуживания у «Мартьяныча» были на высоте. А ведь это главное в заведении питания.

«Мартьяныч» был самым большим ресторанным заведением Москвы. В нем было семь общих залов, шестнадцать отдельных кабинетов и четыре буфетные стойки. Ресторан мог разместить одновременно 300 посетителей, но кормили там не каким-то скороспелым пластиковым фастфудом, а приготовленными на кухне вкусными блюдами.



Вид одного из кабинета в ресторане "Мартьяныч" с открытки начала XX века.

Сообщалось, что это был рай для гурманов. В "Русском слове", а также в других московских газетах и журналах постоянно печатались объявления и стихотворные рекламные формы под авторством "Дяди Михея", например, такие:

"Накупив себе обновки,
совершивши трудный путь,
вы к Мартьянычу с "дешeвки"*
поспешите отдохнуть.

По условию с мужьями
встречу вы устройте там,
и увидите вы сами,
как понравится мужьям.

Вы там только побывайте,
не захочется назад:
ресторан "Мартьяныч" - знайте,
превращен в цветущий сад!

Здесь не надо крупной сметы,
чтобы выпить и поесть,
посмотреть на кабинеты
и в один из них засесть".
-------------------------------
* - "дешевка" - это в современном понимании распродажа.

Мартьянов никогда не экономил на декорациях, и в своем просторном ресторане был мастером «волшебных превращений». Весной, когда кругом еще лежал снег, не было даже намека на травку, он превращал свой огромный ресторан в цветущий сад с множеством благоухающих живых цветов. Считается, что именно с этого времени в ГУМе зародилась традиция устраивать праздники цветов.

Зимой Мартьянов превращал ресторан в самый настоящий еловый лес.



"Москва восхищена!"



Газетная реклама ресторана "Мартьяныч" к Рождеству, Новому году и Святкам.

В новогодний и рождественский сезон у каждого столика ставили по наряженной пушистой красавице-елочке, а все вместе они своим невероятным ароматом обеспечивали обещанное в рекламе «еловое настроение».

В Москве больше никто из рестораторов на подобные фантазии не решался, и это неизбежно привлекало в ресторан Мартьянова публику.

Пространство подвала позволяло создавать декорации, имитирующие разные города и мировые достопримечательности, например, тот же Париж на масленицу:

"Мартьяныч кормит всех блинами в г. Париже! Для москвичей, не затратив ни одного сантима на путешествие, видеть столицу Франции, как она есть на самом деле! С улицами, домами, бульварами, рекой Сеной, набережной и прочим! Совершать прогулку по Парижу, осматривать все парижские кафе, бары, рестораны и т.д.
Полная Мартьянизация всех пяти чувств!"

Дела у Мартьянова шли хорошо, и в 1905 году он нанял архитектора И.А.Иванова-Шица для создания нового интерьера ресторана. Архитектор использовал витражные стекла в оформлении кабинетов, а центральную часть ресторана превратил в прогулочную аллею.



Уголок главного зала ресторана "Мартьяныч" с открытки начала XX века.

Особым интересом у посетителей пользовался большой аквариум с живыми рыбами. На Пасху ресторан украшали гирляндами живых цветов: сирени, фиалок, роз, лилий, нарциссов. Зимой, к Рождеству и Новому году ресторан менял убранство, становясь местом зимней сказки.

У «Мартьяныча» устраивались Литературный бал, Съезды женихов и невест, на которых люди могли познакомиться и создать семью, или ресторан превращался в «Морское дно» :

"Мартьяныч наш волшебник-ресторатор,
и дела ресторанного новатор,
задумал пригласить себе на пир гостей,
как некогда Садко на дно морское.
И под ударами художников кистей,
стал ресторан его красивей втрое!"



Реклама ресторана "Мартьяныч"

К столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя в 1909 году Петр Мартьянов придумал специальное меню, связанное с произведениями Гоголя. Повара готовили поросенка с хреном «Чичиков», блины «Коробочка», вареники с ягодами от Пульхерии Ивановны, кашу из Диканьки и сладкие пирожки «Манилов», бараний бок с гречневой кашей «Собакевич»...

В газетах, например, печатались такого рода рекламные уведомления: «Гоголевские дни в ресторане „Мартьяныч“. Меню по Гоголю. Администрация имеет честь предупредить, что заказы на лабардан приниматься не будут, так как такого блюда нет, а выдумал его не кто иной, как И.А.Хлестаков».

Во время встречи нового 1911 года посетители ресторана «МАртьяныч» выпили 250 бутылок шампанского, а выручка составила 6000 рублей. Но наступивший 1911 год был последним в жизни хозяина заведения. Его  жизнь закончилась трагически:  он был дома во сне зарезан собственным сыном. Сын был помещен в психиатрическую лечебницу.

После смерти Петра Николаевича Мартьянова дела стала вести его вдова, купчиха второй гильдии, Анна Афанасьевна Мартьянова. На празднование Татьянина дня в ее ресторан пришло больше 600 человек.

Даже в годы Первой мировой войны в ресторане было разнообразное меню. Вот пример обеда у "Мартьяныча" в 1915 году, когда Москва уже испытывала проблемы с продовольствием:

"Без каких-либо задержек мы очутились в одной из лож ресторана, отгороженной от зала тяжелым занавесом. На закуску нам была подана очень холодная кочанная капуста - исключительная прелесть… Первое - щи с головизной. Они имели заслуженный успех. Второе - целый жареный поросенок - произвело настоящий фурор. За поросенком последовал жареный карп с гречневой кашей. Из напитков подавали квас. На третье была какая-то каша, приятно пахнувшая миндалем и таявшая во рту".



Красная площадь и Верхние торговые ряды.

Николай Окунев в «Дневнике москвича» рассуждая о росте цен на продовольствие в Москве после Февральской революции, упоминает ресторан «Мартьяныч» в записи за 17 июля 1917 года:

«Как-то на днях нужно было пойти в ресторан, по делам, так мы втроем заплатили 93 р. и были не в Метрополе или в Эрмитаже, а у Мартьяныча. Съели там по куску белуги, по полтарелки супа с курицей, выпили по стакану кофе (бурда какая-то), еще одну бутылку портвейна и полбутылки коньяку».

Ресторан существовал на Красной площади до революции, а потом здание Верхних торговых рядов было национализировано, а в помещении ресторана, в подвале, большевики разместили по иронии судьбы Народный комиссариат продовольствия под руководством Александра Цюрупы, инициатора продовольственной диктатуры, объявлявшей любого, у кого были излишки хлеба, врагом народа. Там же была наркомовская столовая.

Цюрюпа регулярно обедал в столовой, в которую был превращен ресторан «Мартьяныч». Хлеба он демонстративно не брал, но по полкило масла и икры получал регулярно.



Здание Верхних рядов при советской власти было переименовано декретом Ленина в ГУМ - Государственный Универсальный магазин.

Но «Мартьяныч» не сразу исчез из здания Верхних торговых рядов с приходом советской власти. Например, уже упоминавшийся Окунев в записи за 13 (26) марта 1918 года писал:

«В московский популярный трактир "Мартьяныч" вчера в 6 ч. вечера явилась вооруженная шайка, состоящая всего из 6 чел., и обыскала всех посетителей, отобрав у них деньгами и ценностями что-то более 400.000 р. И кончилось все это без стрельбы, без сопротивления, без задержания, без погони. Привыкать стали».

Помнили о Мартьянове и тогда, когда Верхние ряды стали называть Государственный универсальный магазин или ГУМ. Строители Метростроя в 1930-е годы ходили обедать в столовую ГУМа, называя ее «Мартьяныч».

Русские эмигранты, французы по неволе, открыли в Париже на Монмартре ресторан "Мартьяныч", управляющий которого был Леонидов, но ведь Монмартр - это же совсем не Красная площадь...

Окунев, Мартьянов, купечество, Гоголь, старая Москва, Верхние торговые ряды, Иванов-Шиц, Мартьяныч

Previous post Next post
Up