Родоначальником российской ветви Катуаров был Жан Батист Мари Огюст Катуар де Бионкур (Jean Baptiste Marie Auguste Catoire de Bioncourt, 1789-1831), приехавший в Москву с целью заработать. В 1821 году он женился на Аннет Леве, дочери московского купца первой гильдии, Джона Леве, торговавшего в доме Салтыкова в Тверской части в доме Строгонова в приходе церкви Дмитрия Солунского.
В 1825 году Жан Батист Катуар де Бионкур принял российское подданство и записался в первую гильдия московского купечества. Он утратил права дворянства и стал принадлежать к купеческому сословию. На русский манер его стали звать Иван Катуар.
В Москве Иван Катуар торговал чаем, сахаром, вином, и тем, что относилось к бытовой химии и называлось москательным товаром - красками, техническими маслами, моющими средствами и т.д.
В семье Ивана и Анны Катуаров родились четыре сына: Шарль 15 апреля 1822 года, Константин 15 октября 1823 года, Лев 15 января 1827 года и Андрей 4 июля 1829 года.
Во время эпидемии холеры летом 1831 года Иван Катуар умер. Вдова, Анна Ивановна, после смерти мужа взяла купеческие дела в свои руки, создав свой торговый дом "Вдова А.И.Катуар". Она смогла обеспечить семью, выучить сыновей, поставить их к делу, развить торговое дело, а впоследствии и стать основательницей фирмы "Вдова А.И.Катуар с сыновьями", которая активно участвовала в промышленности и строительстве Москвы.
Старший Шарль, женился в 1842 году на внучке Франца Рисса, старшей дочери виноторговца Филиппа Депре и Анны Рисс, Сесиль Депре. Он единственный из братьев Катуаров, став потомственным почетным гражданином, с семьей уехал во Францию, в Страсбург, где жила сестра его отца. Трое его младших братьев связали свою жизнь с Россией.
Константин Катуар женился на Марии Урбен, внучке Франца Рисса от брака его дочери с Карлом Урбеном. Лев Катуар женился на своей двоюродной племяннице, Элизабет Леве. А младший, Андрей Катуар, женился на представительнице известной торговой семьи московских французов, Марии Демонси - магазин виноградных вин в центре Москвы существовал существовал гораздо раньше, чем магазины Депре на Петровке и Леве в Столешниковом.
Самым плодовитым, как в семейном смысле, так и в коммерческой деятельности, оказался Лев Иванович Катуар. Венчание Льва Катуара и Елизаветы Леве состоялось 26 ноября 1855 года в Москве в церкви Святого Людовика на Малой Лубянке. В семье родились двенадцать детей, восемь из которых были девочки.
Елизавета Егоровна Катуар, урожденная Леве. Дочь Георга Томаса Леве, бывшего основателем виноторговли в Столешниковом переулке. Жена купца первой гильдии Льва Ивановича Катуара.
Вдова Анна Ивановна Катуар стала потомственной почетной гражданкой в 1855 году. Кстати, с потомственным гражданством Анны Катуар имеет место любопытный казус, проистекавший из положений законов Российской империи. Хотя она получила потомственное почетное гражданство, ее сыновья почетными гражданами не стали, как это случилось бы, если это звание получил вдовец.
Сообщение почетного гражданства лицам женского пола утверждалось на общем законе, "по коему муж высшего состояния сообщает оное жене, а жена высшего состояния сама по замужеству его не теряет, но не сообщает ни мужу, ни детям". Поэтому, сыновьям Анны Ивановны Катуар приходилось добиваться званий и прав состояний самостоятельно.
Вдова Анна Ивановна Катуар, урожденная Леве.
В 1869 году торговый дом "Вдова А.И.Катуар" был реорганизован в фирму "Вдова А.И.Катуар с сыновьями", бывшей по своей организационно-правовой форме полным товариществом. В этом же году семья купила усадьбу Татищевых на Петровском бульваре.
Главный дом усадьбы Катуар на Петровском бульваре. Таким он стал после перестройки его фасада архитектором А.С.Каминским в 1869 году после приобретения его у потомков Татищева. Каминский убрал подъезд, изменил форму окон ризалитов и убрал декор верхней части дома.
На первом этаже главного дома усадьбы располагалась контора фирмы "Вдова А.И.Катуар с сыновьями". Потомки Льва Ивановича Катуара владели домом до 1917 года.
В настоящее время дому возвращен прежний вид, каким он был до переделки его архитектором Каминским.
С развитием промышленности в России дело Катуаров росло и менялся характер деятельности, которая все больше приобретала черты торгово-промышленной. В 1860-е годы на юге от Москвы у них появился завод по производству кирпичей.
Анна Ивановна Катуар умерла 15 августа 1873 года на 77 году жизни. Похоронена в некрополе Катуаров-Леве-Дютфуа на Введенском кладбище.
Надгробный крест на месте захоронения Анны Ивановны Катуар, урожденной Леве на Введенском кладбище.
После смерти Анны Ивановны Катуар семейное дело фирмы "Вдова Катуар с сыновьями" возглавил старший сын Константин Иванович Катуар.
Потомственный почетный гражданин Константин Иванович Катуар.
С реорганизацией и переходом управления делами семьи Катуаров к сыновьям менялась структура семейного дела, которое все чаще сводится к участию семейных капиталов в создании промышленных предприятий. В 1873 году фирма "Вдова А.И.Катуар с сыновьями" стала учредителем Товарищества Московского сахарного завода. Совместно с торговым домом "Вогау и Ко" Катуарами было учреждено Троицко-Кондровское писчебумажное общество. В 1875 году вместе с фирмами Вогау, Боткина, Солдатенкова и Абрикосова Катуарами было создано Товарищество по продаже цемента.
Константин Катуар недолго возглавлял семейное дело и умер 15 декабря 1876 года на 54 году жизни. Его вдова с детьми уехала во Францию и обосновалась в Лионе.
Катуары на Введенском кладбище.
После смерти Константина семейное дело возглавил Лев Иванович Катуар. Он развивал имевшиеся в активах семьи предприятия более двадцати лет. К имевшимся предприятиям в 1896 году на берегу реки Котёлки (Котловки) за Серпуховской заставой была построена шелкокрутильная фабрика.
Дети росли, женились, выходили замуж. Через матримониальные связи детей семья Льва Ивановича породнилась с семьями Крафт, дворян Ниловых, владельцем нефтяных промыслов, известным коллекционером, Львом Зубаловым, торгово-промышленным кланом Дютфуа, с дворянами Павловыми, с семействами ван Неденван-Бурсма и Шанкс.
Из перечисленных известны Лев Зубалов и Дютфуа, владевшие парфюмерным производством и заводами по выработке стекла. Один сын Льва Ивановича умер в детстве, трое сыновей продолжили фамилию. Старший Георгий стал композитором. Лев и Андрей стали промышленниками.
Потомственный почетный гражданин, московский купец первой гильдии, кавалер Ордена Почетного легиона (1881), Святого Станислава (1886), Лев Иванович Катуар с сыновьями Георгием, Львом и Андреем.
Лев Иванович Катуар скончался 28 февраля 1899 года на 71 году жизни. После его смерти, как это нередко бывало, выявилось, что дела его были нехороши, чуть ли не на грани разорения, и над его имуществом была учреждена опека Московского губернского правления. От части имущества семье пришлось избавиться, чтобы выплатить долги.
Это отразилось и на состоянии товарищества "Вдова Катуар с сыновьями", которое до 1902 года вело оптовую торговлю чаем, виноградными винами и москательным товаром в собственном доме на Петровском бульваре на основании промыслового свидетельства, утратив статус товарищества первой гильдии.
Положение спасали сыновья Льва Ивановича - Лев и Андрей. К 1902 году товарищество "Вдова Катуар с сыновьями" вновь стало вести дела по первой гильдии. Но высокий статус удержать не удалось, и до самой революции фирма "Вдова Катуар с сыновьями" вела дела только по второй гильдии.
Любимой темой обсуждения в современном информационном пространстве, связанной с фамилией Катуар, является факт строительства одноименной станции на Савеловской железной дороге. Об этом сказано предостаточно, поэтому я воздержусь.
Младший из четверых сыновей Ивана Катуара и Анны Леве, Андрей Иванович был купцом первой гильдии, имел дом на Сретенке, амбар в Гостином дворе и владел землей в Звенигородском уезде Московской губернии. Со времени учреждения и до своей собственной смерти в 1887 году, он был директором товарищества Московского сахарного завода, исполнял разного рода почетные должности в общественных и благотворительных организациях, а также увлекался охотой.
В браке с Марией Демонси 25 апреля 1863 года у них родился сын Александр. Его отец умер 23 сентября 1887 года, когда Александру было 24 года и он окончил Московский университет действительным студентом. Сначала Александр Катуар устроил магазин анилиновых красителей, но, не чувствуя в себе склонности к купеческим делам, он пожелал выйти из семейного дела Катуаров.
Через год после смерти отца, 4 декабря 1888 года, Александр Андреевич Катуар женился на Жилоне-Генриетте Марии Д'Аркур.
Александр Катуар со своей женой Жилоной-Генриеттой д'Анкур.
Сообщение в газете Journal de Monaco от 4 декабря 1888 года о венчании Александра-Огюста Катуар де Бионкур с Джилоной д'Аркур. "Список свадеб на этой неделе был полным. Мистер Август Катуар де Бионкур женился на мадемуазель Жилоне д'Аркур. Свадебное благословение было дано монсеньором Ротелли в часовне нунциатуры. Обед состоялся в великолепном отеле на улице Варенн, где проживает старшая сестра невесты".
Как видно из сообщения о бракосочетании в "Газете Монако", Александр Андреевич Катуар хотел быть и считал себя дворянином Катуар де Бионкуром еще до того, как российский император Александр III возвел его в дворянское достоинство.
Дворянином он стал в 1891 году, когда подал прошение на высочайшее имя о возведении его в потомственное дворянство с возвращением имени предков Катуар де Бионкур. Это ходатайство было высочайше удовлетворено:
"Снисходя на всеподданнейшее ходатайство потомственного почетного гражданина, почетного мирового судьи Бронницкого и Звенигородского уездов Московской губернии, действительного студента Московского университета Александра-Августа Катуар де Бионкур и во внимание к происхождению просителя от древнего Французского дворянского рода, Всемилостивейше возводим его, Александра-Августа Катуара де Бионкур, в потомственное дворянство Российской империи".
Потомственное дворянство, полученное Александром Катуар де Бионкуром, было передано им приемной дочери Александре, урожденной Васильевой, взятой из приюта в Москве. Брак их с женой был бездетным. Еще на могилах его родителей на Введенском кладбище надгробья были заменены на другие, где имена их были написаны с дворянскими приставками "де Бионкур".
Этот факт впоследствии породил у некоторых исследователей уверенность, что дворянство получил не сам Александр, а его отец, Андрей Иванович. Но документы свидетельствуют, что дворянство было пожаловано именно Александру Андреевичу Катуар де Бионкуру.
Надгробные плиты родителей Александра Андреевича Катуар де Бионкура на Введенском кладбище.
Катуар де Бионкур занимался собирательством: сначала собирал гравюры и книжные раритеты, затем начал собирать оружие; участвовал в разного рода общественных и благотворительных организациях, был почетным членом, увлекался охотой. Был внесен в Дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии, два года, с 1903 по 1905, служил выборным предводителем дворянства Нижегородского уезда. Получил чин статского советника и звание камергера.
В 1894 году архитектором Б.Н.Шнаубертом на Большой Грузинской улице для Александра Катуар де Бионкура был выстроен особняк. Впоследствии в июне 1910 года этот особняк был у него куплен коллекционером Петром Ивановичем Щукиным за 150 000 рублей.
Другой особняк был у Катуар де Бионкура на Пречистенском бульваре. Впоследствии он его передал приемной дочери Александре.
В 1895 году Катуар де Бионкуром было учреждено три пенсии для служащих "Московского общества охоты имени Александра II", "желая оставить память о покойном отце Андрее Ивановиче Катуар". Две пенсии было учреждено имени Андрея Ивановича Катуара и одна - имени Александра Андреевича Катуар де Бионкура.
Садочный павильон Московского общества охоты имени Александра II, членами которого были Андрей Иванович Катуар и его сын Александр Андреевич Катуар де Бионкур.
Но больше всего Александр Андреевич прославился своим щедрым даром Историческому музею. Им в 1909 году было передано в дар Историческому музею имени Александра III в Москве, сейчас Государственный Исторический музей, собрание огнестрельного оружия. Дополнительно была перечислена музею сумма в 1000 рублей на изготовление, перевозку и установку специальных шкафов, в которых должно было храниться оружие, а через год, в 1910 году, он пожертвовал музею 10 тысяч рублей на обустройство специального помещения для собранного им оружия.
В 1912 собрание оружия А.А.Катуар де Бионкура в Историческом музее было открыто для обозрения посетителей. К сожалению, сейчас по непонятным причинам этот дар А.А.Катуар де Бионкура для просмотра посетителей недоступен и хранится в хранилище.
Дуэльный гарнитур капсюльных пистолетов из собрания А.А.Катуар де Бионкура. Создан во Франции в Париже в 1898 году в мастерской Анри Форе-Лепажа. Стволы пистолетов были изготовлены Леопольдом Бернаром, сборка, полировка и декор выполнены Анри Форе-Лепажем. Поражает отделка пистолетов, каждая деталь которых - подлинное произведение искусства. Материалы: дерево, кость, лазурит, бархат, резьба, литье. Катуар де Бионкур купил гарнитур в 1913 году. Он пополнял подаренное музею собрание. Из собрания Государственного Исторического музея, Москва.
Всего в собрании было 232 охотничьих ружья, 67 ружей военного образца, 192 пистолета, а также холодное оружие, изготовленное в 17-19 вв. в крупнейших оружейных центрах разных стран. Все они представляют большой исторический, технический, культурный и художественный интерес.
Стоимость собрания оружия была определена дарителем более ста тысяч рублей. Вместе с оружием Катуар де Бионкур передал в музей собранные им гравюры и книжные раритеты.
Последние годы Александр Катуар де Бионкур жил за границей. Он владел недвижимостью во Франции и в Швейцарии. Умер Александр Андреевич скоропостижно 30 сентября 1913 года в Бюлертале (Великое герцогство Баденское). Ему было всего 50 лет. Согласно его последней воле, выраженной в завещании от 22 февраля 1908 года, наследницей всего имущества после его смерти была объявлена жена Жилона Катуар де Бионкур.