Графиня из сиротского приюта.

Nov 10, 2021 11:03


Александр Андреевич Катуар женился на французской аристократке Жилоне Генриетте д'Аркур 29 ноября 1888 года. В России ее звали Мария Бернгардовна Катуар де Бионкур, и в начале XX века она служила в Елисаветинском благотворительном обществе, основанном в 1892 году великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы.

Александр Катуар в 1891 году был высочайше возведен императором Александром III в российское дворянство с восстановлением имени его предков и стал именоваться Александр Андреевич Катуар де Бионкур.



Александр Андреевич Катуар де Бионкур.

Первый отъезд семьи из России был в 1895 году, затем в начале XX века де Бионкуры вернулись в Россию, Александр Андреевич поступил на службу, получил звание камер-юнкера, служил выборным предводителем дворянства Нижегородского уезда, был благотворителем, и в 1908-1909 годах он стал камергером.

Брак с Жилоной был бездетным. Супруги решили взять сироту из московского приюта. Ею стала шестилетняя девочка Александра Васильева 1900 года рождения. К сожалению, перекопав все возможные источники, я так и не смогла найти ее фотографии или портрета.

Какое-то время Саша жила у них в качестве воспитанницы, а затем они ее удочерили. Согласно решению Московского суда Александра Васильева стала законной дочерью Александра Андреевича Катуар де Бионкура и его жены Жилоны 12 июля 1912 года.

В это время семья Катуар де Бионкура уже постоянно жила во Франции, но часто бывала в Швейцарии и Германии. В Германии он арендовал участки для охоты.



Постепенно Катуар де Бионкур избавлялся от имущества, которое у него было в России. В 1909 году им в дар Историческому музею была передано собрание оружия. В 1910 году он продал Петру Ивановичу Щукину принадлежавший ему с начала 1890-х годов особняк на Большой Грузинской улице.



Вид Пречистенского бульвара в сторону Арбатской площади весной в конце XIX века.

На Пречистенском (сейчас Гоголевском) бульваре у него тоже была усадьба. Когда-то она принадлежала Нарышкиным. Во время московского пожара 1812 года усадьба пострадала, но была восстановлена, и одноэтажные палаты главного дома были надстроены вторым этажом. Облик усадьбы сформировался к 1834 году.

В 1857 году владелец усадьбы генерал Нарышкин умер, и наследники продали владение мануфактур-советнику И.А.Колесову. Колесов в 1871 году добавил к усадьбе участок земли, приобретенный у соседа купца С.М.Третьякова, выровняв участок с севера.

В начале 1890-х годов усадьба была продана потомственному почетному гражданину Ивану Игнатьевичу Некрасову. Владелец в 1893 году заказал капитальный ремонт с перепланировкой главного дома архитектору Р.И.Клейну, а позже декоративную отделку фасадов - Льву Кекушеву.



Проект фасада дома Некрасова со стороны бульвара, поданный архитектором Кекушевым в Московскую городскую управу в 1899 году. В проекте декор фасада был богаче, чем впоследствии он был архитектором реализован.

Обновляя обращенный к Пречистенскому бульвару фасад, выполненный в стиле классицизме, Кекушев использовал минимум декоративных средств, позволивших старому особняку принять строгий современный той эпохе вид. В таком виде особняк был Некрасовым в 1902 году продан Александру Андреевичу Катуар де Бионкуру.

Новый владелец заказал дополнения в виде балкона в центре фасада над входом и настройки парапета на крыше для изображения там своего дворянского герба. Эти дополнения были выполнены по проекту архитектора Игнатия Павловича Залесского. В таком виде дом Катуар де Бионкура существует сейчас.

Помимо самого особняка, хозяйственных служб и построек с квартирами для служащих и технического персонала, в усадьбе имелась своя автономная электростанция.

Этот дом стал резиденцией семьи Катуар де Бионкура в Москве. После того как они с женой удочерили Александру Васильеву, а ей тогда было всего 12 лет, дом был записан в её собственность, и хотя семья проживала во Франции и Швейцарии, она оставалась владельцем его до революции 1917 года.



Вид особняка на Гоголевском бульваре, дом 4, принадлежащего приемной дочери Александре Александровне Катуар де Бионкур до революции. Над входом надстроенный по проекту архитектора Залесского балкон и надстройка парапета на крыше для размещения герба.

После революции в доме разместилась Международная ленинская школа. После Великой Отечественной войны тут был детский сад, а в 1968 году здание отдали под Комитет Ветеранов Великой Отечественной войны, а сейчас здесь находится Совет ветеранов Вооруженных Сил России.

Естественно, что эта череда разного рода публичных учреждений, занимавших особняк, привела к полной утрате внутренних интерьеров, которые существовали когда-то в доме Катуар де Бионкура.

Умер Александр Андреевич Катуар де Бионкур 30 октября 1913 года в швейцарском Бюлертале, расположенном в Великом герцогстве Баденском. Никаких сведений о его болезни или причине внезапной смерти найти не удалось. Еще в мае 1913 года, за полгода до смерти, он писал сотруднику Исторического музея Е.Ф.Коршу о своих планах на предстоящий сезон осенней охоты. В письме он, рассуждая о своих компаньонах для охоты, он выразил свои требования к партнерам по охоте:

"Хотя мне уже 50 лет, но я сохранился моложе и очень бодр на охоте, мне нужны молодые спутники, а не развалины. Ведь мы охотимся изо дня в день, отдыху у нас почти нет, и на кутежи, или попойки времени нет..."

Как будто бы ничего не предвещало близкой смерти. Но Катуар де Бионкур свои имущественные дела привел в порядок и был готов. Еще 22 февраля 1908 года в Москве им было составлено завещание, по которому после своей смерти Катуар де Бионкур все движимое и недвижимое имущество оставлял своей жене Жилоне Генриетте, а в случае ранней её смерти, приемной дочери Александре Васильевой.

Об Александре Александровне Катуар де Бионкур история сохранила очень скудные сведения, да и те благодаря ее имущественному иску, предъявленному матери, Жилоне Генриетте Катуар де Бионкур, в 1933 году в Швейцарии.

В 1932 году Александра после развода вышла замуж за графа Жерара де Лориоля, гражданина Швейцарии, проживавшего в замке Алламан, кантон Во.



Замок Алламан на старом рисунке.

Замок был основан в середине XIII века. Прапрапрадед графа Жерара де Лориоля, женевский протестант и торговец шелком, Гаспар де Селлон приобрел замок Алламан в 1755 году.



Старинная печь, украшенная изразцами, из замка Алламан. Современный вид.

При нем замок обрел не столь устрашающий вид, каким его создали для оборонных целей. Центральный фасад замка бы перестроен в стиле классицизма, оборонные рвы, окружавшие его, были засыпаны, подъемный мост был демонтирован. Были переделаны внутренние помещения, оборудованные печами в гранатовых и кобальтово-синих тонах, сооружены красивые мраморные камины, а стены украшены деревянной резьбой.

Прадед Жерара де Лориоля, граф Жан-Жак де Селлон, был основателем Женевского общества мира, послужившего прообразом для создания сначала Лиги Наций, а затем ООН. Мы живем в мире, основы архитектуры которого были заложены прадедом графа Жерара де Лориоля. Он был в значительной степени утопистом, но утопия мира из замка Алламан оказалась вполне реальной.



Жан-Жак де Селлон.

Поместье Алламан раскинулось на 33 гектарах, из которых в настоящее время 17 гектаров занимают виноградники. Эта площадь соответствует размерам Ватикана. В XIX веке здесь гостили близкие императора Наполеона Жозефина де Богарнэ и Жозеф Бонапарт, знаменитейший венгерский композитор Ференц Лист и известная французская писательница Жорж Санд.

В семье супруга Александры Васильевой-Катуар де Бионкур, бывшей когда-то подкидышем в сиротский дом Москвы, не было недостатка в знатных и родовитых особах. Так, например его прабабка была из семьи, предок которой был министром Франциска I. В прямом смысле, жизнь Александры Васильевой - это история волшебного превращения бывшей сироты в именитую и родовитую графиню.

Казалось бы, живи и наслаждайся жизнью, ибо можно считать, что жизнь удалась. Но, видимо, что-то не давало покоя бывшей девочке-сиротке, воспитанной богатыми и щедрыми родителями. Чего-то не хватало, было мало, её не покидало чувство обделенности.

Графиня Александра Александровна Жерар де Лориоль обратилась в суд Женевы с просьбой признать законным факт ее удочерения супругами Александром Андреевичем и Жилоной Генриеттой Катуар де Бионкур в Москве в 1912 году и признать ее право на наследство умершего в 1913 году приемного отца.

В 1935 году муж Александры, граф Жерар де Лориоль, унаследовал замок Алламанд от своей матери графини Сесиль де Лориоль.



Вид с воздуха на замок Алламан, расположенный на берегу Женевского озера, кантон Во. 1930-е годы.

27 февраля 1936 года федеральный суд Швейцарии объявил себя некомпетентным в рассмотрении дела о наследовании Александры де Лориоль на том основании, что умерший Александр Андреевич Катуар де Бионкур был иностранцем, проживавшим за границей.

Однако во Франции суд решил, что это дело его компетенции. 2 января 1936 года Апелляционный суд Парижа признал законным факт усыновления Александры Васильевой-Катуар де Бионкур- де Лориоль и постановил, чтобы ее мать, вдова Жилона Катуар де Бионкур, представила свой отчет об управлении и распоряжении ею всем движимым и недвижимым имуществом, которое ее приемная дочь, мадам Жирар де Лориоль, имеет право наследовать после смерти своего приемного отца, Александра Андреевича Катуар де Бионкура.

Мать Александры подала апелляцию, но 28 июня 1937 года суд оставил ее без удовлетворения и вынес решение в пользу мадам Жерар де Лориоль.

Девочка выросла, ей больше не нужны были никакие родители. Не знаю, возможны ли были дальнейшие отношения между Жилоной Катуар де Бионкур и приемной дочерью Александрой.

Графиня де Лориоль жила в Швейцарии в родовом замке мужа близ Женевы. Для жителей Европы это было самое спокойное место во время тех исторических бурь, которые сотрясали мир в 1930-40-е годы. Мать и приемная дочь пережили Вторую Мировую войну.

Не знаю, в какое время картины из коллекции Жилоны Генриетты Катуар де Бионкур перешли в собственность графини Александры Жером де Лориоль, но сейчас на аукционах они продаются из замка Алламан, а графиня де Лориоль указана бывшей владелицей этих предметов искусства. Например, вот этого портрета императрицы Сиси.



Портрет Елизаветы Баварской с бриллиантовыми звездами в волосах (авторская копия с портрета в полный рост) работы Франца Хавьера Винтерхальтера 1865 года из коллекции Жилоны Катуар де Бионкур. Картина перешла в коллекцию Александры Васильевой Катуар де Бионкур, бывшей замужем за Жераром де Лориолем. До продажи находилась в замке Алламан, Женева, Во, Щвейцария.

Вдова Александра Андреевича Катуар де Бионкура, Жилона, умерла 28 января 1952 года в Гексе. Город находится на границе Швейцарии с Францией и входит в Большую Женеву.

Графиня Александра Васильева-де Лориоль умерла в 1956 году. Граф Жерар де Лориоль еще восемнадцать лет прожил после смерти жены. Брак их с Александрой был бездетным.

В 1959 году граф Жерар начал восстанавливать виноградники вокруг замка и восстановил их. После его смерти имущество семьи перешло в собственность Швейцарского государства, а замок был объявлен памятником исторического и культурного достояния страны.

В 2005 году замок Алламан был продан, и стал частной собственностью немецкого предпринимателя Маркуса Эргера.



Таким замок был до реставрации.

Новый владелец замок отреставрировал. Реставрация замка продлилась семь лет. Только восстановление обоев на стенах заняло два года. После восстановления и реставрации владелец хотел продать замок. Без земельных угодий его цена составляла 59 миллионов швейцарских франков (чуть больше 64 миллионов долларов). Покупка не задалась, и владелец решил использовать замок, сдавая его в аренду.

В замке 60 комнат, расположенных на 3200 квадратных метрах. При нем есть амбар, помещения для слуг и гаражи. 17 гектаров виноградников позволяют производить 100 000 бутылок вина.



Так выглядит замок Алламан после реставрации.

Человеческая жизнь проходит, и от нее часто остается только запись о том, чем владел, да с кем судился. А от некоторых и этого не остается.

дворянство, московское купечество, Катуар де Бионкур, Кекушев, старая Москва, Винтерхалтер, Алламан

Previous post Next post
Up