Базановские миллионы. Часть четвертая.

Dec 26, 2020 12:16

В 1892 году Юлия Ивановна Базанова у директора Товарищества Купавинской суконной фабрики Ивана Кузьмича Бакланова приобрела в Москве дом на улице Моховой, бывший частью усадьбы Шаховских (настоящий адрес: улица Моховая, дом 6, где располагается теперь Отдел восточной литературы Российской Государственной библиотеки им. Ленина).

Молодая вдова, Варвара Петровна Кельх, в 1894 году вышла замуж за брата своего первого мужа, Александра Фердинандовича Кельха. Весь букет личных амбиций Варвары Петровны в покорении вершин столичного общества пришелся на долю ее второго мужа.



Варвара Петровна и Александр Фердинандович Кельхи с фотографии в готической столовой в особняке Кельх на Сергиевской, 28 в Петербурге.
Увы, нет фотографии лучшего качества, но и эта не совсем качественная дает представление о внешности Варвары Петровны Кельх

После брака имущественное положение четы Кельх не изменилось: недвижимость, наличные и ценные бумаги принадлежали Варваре Петровне, а Александр Кельх продолжал сохранять положение служащего, сначала по военному ведомству, а потом - в качестве управляющего делами своей жены. А с чего бы оно должно было измениться? Оба брата Кельхи женились на деньгах, даже если они были страстно влюблены в Варвару Петровну, то отделить ее баснословные миллионы и ее годовые доходы от этой их любви невозможно было бы ни тогда, ни сейчас. Для братьев и семьи Кельх родство с Базановыми меняло их материальный статус, поэтому их стремление не потерять базановские миллионы выглядит вполне рационально и понятно. Материальный статус дает возможность изменить статус социальный. Не понятно, зачем Варваре Петровне надо было вторично выходить замуж за другого Кельха. Но, как сказал поэт, "сердцу девы нет закона".

Родился Александр Кельх в городе Чугуеве Харьковской губернии в 1866 году. Он один из братьев выбрал военную карьеру и окончил Четвертый московский кадетский корпус. Смысл брака Варвары Петровны с Александром Кельхом для Варвары Петровны остается туманным. Супруги даже в первые годы супружества проживали порознь: Варвара Петровна - в Москве на Моховой, а Александр Кельх, будучи на военной службе в чине корнета Отдельного корпуса под командованием министра финансов графа Ф. Ю. Витте, проживал в Санкт-Петербурге на Большой Морской, 53 и "состоял для поручений" при командире корпуса Александре Дмитриевиче Свиньине.

Раздельное проживание не является препятствием для деторождения. У Варвары Петровны и Александра Фердинандовича Кельхов родились две дочери: Мария и Елизавета.

В 1896 году на деньги Варвары Петровны Александром Кельхом за 591 150 рублей был приобретен особняк на улице Сергиевской, 28 (сейчас ул. Чайковского, 28) в Петербурге. Это особняк был выстроен в 1858-59 годах для потомственного почетного гражданина, действительного статского советника, греческого консула Ивана Егоровича Кондоянаки по проекту архитектора А. К. Кольмана. Это был эффектный двухэтажный особняк в стиле "второго барокко". 26 августа 1896 года Александр Кельх получил разрешение на новое оформление двухэтажного фасада со стороны улицы с устройством двух эркеров, а также на перестройку уже существовавшего третьего этажа со стороны двора: со стороны улицы особняк двухэтажный, со стороны двора - трехэтажный. В 1899 году особняк был записан на имя Варвары Петровны Кельх. Для реконструкции здания были приглашены два известных петербургских архитектора, Василий Шене и Владимир Чагин.

Спустя два года после покупки дома на Сергиевской (в современном реестре памятников архитектуры он так и числится домом Кельхов) Варвара Петровна переезжает наконец в Петербург. Однако, согласно альманаху «Весь Петербург», проходит еще два года, прежде чем супруги упоминаются проживающими по одному адресу. Окончательный вариант перестройки особняка был утвержден в 1903 году.



Особняк Кельха

На улицу окнами обращен двухэтажный фасад особняка, увенчанный неким подобием шатра. Лицевой фасад решен в духе французского ренессанса, а внутренние дворовые фасады выдержаны в формах готики. Описывать все произведенные перестройки и переделки, которым бывший особняк Кондоянаки подвергся по желанию и прихоти Варвары Петровны Кельх, я не стану. Само словосочетание "особняк Кельха" в информационном пространстве стало вирусным и запрос на любую персону, даже косвенно связанную с именем Базанова/Кельх, неизбежно ведет только к множеству разнообразных вымыслов и перепечаток об этом особняке, ставшем символом тщеславия русской миллионерши, владелицы золотых приисков, желавшей деньгами покорить столичное общество.

За этим информационным шумом и массой вымыслов, связанных с именем Кельх, невозможно разглядеть исторической реальности, и я устала от "особняка Кельха", как устают от навязчивой все опошляющей рекламы. Уже в самом этом словосочетании содержится историческая неправда. Особняк на Сергиевской, 28 принадлежал Варваре Петровне Кельх, и не был особняком Кельха: такие фамилии в русском языке в женских именах не склоняются, поэтому правильно будет "особняк Кельх". Желая привязать к слову историю, мужа Варвары Петровны Александра Кельха, управляющего при собственности жены, сделали бароном и собственником золотых приисков...

Особняк отделан с высочайшим мастерством камнерезов, скульпторов, мастеров резьбы по дереву, обойщиков, штукатуров,.. но имена мастеров потонули в мишуре базановского богатства. Все сведения скрыты именем ее мужа, человека, фактически бывшего приказчиком и распорядителем при наследнице базановских миллионов.

В настоящее время особняк является объектом национального достояния, а в октябре 2020 года Санкт-Петербургский университет предоставил возможность совершать по "особняку Кельха" - так этот дом остался записанным в анналы истории - виртуальный тур.

Кельх, Базановы, Петербург, старая Москва

Previous post Next post
Up