Базановские миллионы. Часть пятая.

Dec 26, 2020 16:30

История содержит немало рассказов о том, как люди с деньгами и даже с очень-очень большими деньгами пытались проникнуть в элитарные круги. Пример тому Ротшильд, стремившийся завоевать парижское общество, и много других. Пример Варвары Петровны Кельх в этой череде случаев покорения света показывает наиболее распространенную последовательность. Начиналось с раздачи денег, затем строился дом, устраивались балы, приемы - прикармливали газетчиков, не сильно щепетильных аристократов, политиков... Для многих соискателей проходила вся жизнь, прежде чем дети их оказывались принятыми в желаемое общество.

Воспользуюсь одним из описаний особняка Варвары Кельх:

Здание привлекало внимание эффектностью украшенного розоватым и светло-желтым песчаником уличного фасада, в решении которого были использованы элементы французского ренессанса. Обширный внутренний двор, куда с улицы можно было попасть через арку для выезда экипажа, образовывали флигель, перпендикулярный главному корпусу (со стороны двора неожиданно оказывающемуся трехэтажным) и служебный (конюшенный) корпус с кирпичными стенами и оштукатуренными деталями. В первом этаже конюшенного корпуса находились стойла для лошадей, а во втором - помещения для кучеров и прачечная.

Безусловным украшением дворика являлся готический павильон с белокаменной скульптурой под сводами, а также небольшой прогулочный садик с газонами и стрижеными пирамидкой кустами. Боковой фасад и проезжая часть (от ворот главного корпуса до ворот конюшен) были огорожены изящной решеткой.
Еще более поражали воображение внутренние интерьеры особняка, изобилующие росписями, скульптурой, лепниной, резьбой, витражами, позолотой. При создании интерьеров архитекторы обращались к модному на рубеже веков "историзму", выдерживая оформление каждого помещения в определенном стиле. В особняке Кельхов были готическая столовая, бильярдная, решенная в формах ренессанса; великолепный белый (концертный) зал в стиле «второго рококо»; залы в стиле барокко и модерна.
Источник

Такой особняк не создается для уютной жизни семейства. Это объект тщеславия, созданный на показ публике.



Фрагмент готической столовой в особняке В.П.Кельх.

Дополняют этот пример купеческой кичливости дорогостоящие предметы "домашнего" обихода, например, столовый сервиз из серебра стоимостью 125 000 рублей, выполненный в московской мастерской Фаберже в 1900 году по эскизам архитектора Ф.Шехтеля для семейства Кельхов. Это самое дорогое творение Фаберже из серебра. Сервиз на 32 персоны был заказан специально для готической столовой петербургского особняка. Его предметы имели клеймо придворного ювелира и были украшены орнаментами в духе английской и немецкой готики с декором из драконов, ящериц, горгулий грифонов, змей и прочих готических пресмыкающихся в сочетании с геральдическими лилиями, щитами с литерой "К" и короной.

Деньги - испытанный ключ к известности. Отделка особняка на Сергиевской улице познакомила Кельхов с Карлом Карловичем Шмидтом, известным тогда архитектором. Именно он был автором "готического павильона с белокаменной скульптурой под сводами". Шмидт был сыном двоюродной сестры Карла Фаберже. Он строил дачу известного ювелира в Осиновой Роще и дом в Петербурге на Большой Морской, 24. В 1898 году Варвара Петровна Кельх становится клиентом Фаберже. При этом ее муж в 1898 году был в чине корнета Отдельного пограничного корпуса и по-прежнему проживал на Большой Морской, 53, а в 1899 году его место жительства находится по адресу Английская набережная, 22. Только в 1900 году супруги Кельх упоминаются во "Всем Петербурге" живущими в особняке на Сергиевской, 28.

Путь, выбранный Варварой Петровной, удовлетворял ее амбиции, это был путь траты денег, и она шла по нему от одной дорогой покупки к другой. Ею у ювелира заказано бриллиантовое колье, стоимостью в 35 000 рублей. В подражание императорской семье Варвара Кельх начинает заказывать у Фаберже пасхальные драгоценные яйца с сюрпризами, чтобы это выглядело так, словно ее муж, корнет пограничной стражи, дарит ей эти предметы царской роскоши. С 1898 по 1904 год заказы этих чрезвычайно дорогостоящих пасхальных подарков у Фаберже осуществлялись на деньги Варвары Петровны. Всего Фаберже выполнил семь яиц для Варвары Кельх: "Курочкино яичко" (1898), "Двенадцатипанельное" (1899), "Еловая шишка" (1900), "Яблоневый цвет" (1901), "Яйцо-Рокайль" (1902), "Яйцо-бонбоньерка" (1903), Шантеклер (1904). Шесть яиц созданы по императорским прототипам, и только яйцо "Еловая шишка" уникально.

Заказанные драгоценные предметы роскоши действительно открывали путь к известности. Серебряный сервиз Кельхов был выставлен на благотворительной выставке произведений Фаберже во дворце фон Дервиза в Санкт-Петербурге (Английская набережная, 28), утроенной в честь 25-летия фирмы Фаберже в 1902 году. Через год хозяйка дворца, Вера Павловна фон Дервиз, умерла и ее дворец был продан великому князю Андрею Владимировичу, который женился на прима-балерине Матильде Кшесинской после революции во Франции. Но это уже другая история.

Выставка работ Фаберже во дворце фон Дервиза вызвала большой интерес петербуржцев. Ее почтил своим присутствием император Николай II с семьей. 9 марта 1902 года он записал в дневнике: "... После завтрака мы пошли на церемонию открытия благотворительной вечеринки Аликс в доме Дервиза. Было странно видеть свои вещи и все эти вещи людей, которых я хорошо знаю".



Золотая гостиная в доме фон Дервиза с обеденным столом, сервированным готическим серебряным сервизом Кельха, работы Карла Фаберже. Фото К.Буллы (К.К. Булла Санкт-Петербург, Садовая улица 61) с выставки работ К.Фаберже 1902 года.
Источник

Этот сервиз находился в особняке на Сергиевской улице до разъезда супругов Кельх. Есть сведения за 1904 год о "дворце Кельха, где последний проживает с дочерьми-пансионерками и двадцатью человеками прислуги": золотопромышленница В.П.Кельх, оставив дочерей с мужем, навсегда уехала из России. Дочь Юлия уже жила в Москве у бабушки.

Сервиз работы Фаберже тоже был перевезен к Юлии Ивановне Базановой в Москву. В 1917 году он был изъят, и как считается, он был переплавлен и утрачен. Однако в 2016 году в Польше были обнаружены в частной коллекции два ножа из серебряной посуды Кельхов работы Фаберже.



Оказалось, что в 1918 году кто-то из революционных экспроприаторов украл два ножа для рыбных блюд, а в начале 1920-х годов продал польскому врачу. После смерти врача они были унаследованы его потомками и оказались во владении семьи Вольских. В 2015, а затем еще раз в 2016 году ножи для рыбы из сервиза Кельхов были перепроданы. В настоящие время они находятся в частной коллекции на территории Евросоюза.

Браки с Кельхами не принесли Варваре Петровне дворянства. Ей было пожаловано личное дворянство к 1901 году за ее активную деятельность на поприще благотворительности. К этому времени Александр Кельх выходит в отставку с военной службы в чине поручика, и его жена сначала числится женой отставного поручика, а затем женой титулярного советника. Видимо, Александр Кельх поступил на гражданскую службу.

Фактически нет никаких сведений, подтверждающих, что с 1905 года Варвара Кельх и ее мать, Юлия Ивановна Базанова, сделали какие-то существенные благотворительные взносы в организации, в которых они когда-то были активными жертвовательницами. Этот год можно считать концом базановского капитала, хотя еще несколько лет шла реализация имущества, купленного на деньги из этого капитала. В 1906 году дом на Моховой в Москве был Ю.И.Базановой продан мануфактур-советнику Н. М. Красильщикову совместно с его женой Е. А. Красильщиковой.

В 1905 году особняк в Петербурге на Сергиевской улице заложен за 700 000 рублей А. Ф. Кельхом по доверенности жены. В 1907 году Кельх, будучи не в состоянии выплатить долг по залогу, просил у кредитора, потомственного почетного гражданина, банкира Горация Гинсбурга, дать ему отсрочку до марта 1908 года под залог дома на Сергиевской, принадлежащего его жене Варваре Петровне Кельх, вместе со всей обстановкой. При перезалоге была сделана опись предметов, находящихся в особняке. Драгоценности и украшения, выполненные в мастерской Фаберже для Варвары Петровны, в описи не значились.

Кельх, Николай II, Шмидт, Базановы, дворянство, Фаберже

Previous post Next post
Up