Пьесу Георга Бюхнера я не читала.
Если отталкиваться от постановки, то ее текст рваный, диалоги случайно-необязательные, какие-то сцены затянутые, какие-то наскоро скороговоркой.
Кстати, как выяснилось, пьеса не окончена автором…
Фото: Ирина Петровская-Мишина
Впрочем, хороший режиссер и не такое может превратить в шедевр, в «ух ты!» на поклонах и в бессонную ночь для трепетных зрителей, которые будут мысленно пересматривать увиденное и дописывать не дописанное автором.
Но в данном случае, увы, в Маяковке игралось что-то слабенькое…
Очень много не своего, по-режиссерски выстраданного, а откровенно украденного у мастеров… Я немало хожу по театрам, самым разным. Отсюда и узнавание «стыренного». И я подумала: неужто была надежда, что публика - дура малограмотная и не насмотренная, потому «и так сойдет»?
Больше всего взято у Юрия Бутусова. Целые фрагменты действия, то, как выглядят и ведут себя на сцене герои - из спектаклей Юрия Николаевича. Может, режиссер - ученик и хочет таким образом отблагодарить Мастера?
Но мой театральный спутник - поклонник Серебренникова и Карбаускиса. Так он мне потом рассказывал, что вот то и вот это - он них…
А в самом начале, когда герой зачем-то бегает и бегает по кругу, я сказала: «О! Примерно так же в «Загнанных лошадях», в ЦДР… Правда, в ЦДР этот бег оправдан»…
К тому же, в ЦДР не только бегают, но и танцуют, и музыки там много.
В «Войцеке» музыка тоже есть. Но почему-то в текст немецкой пьесы вставлено далеко не только то, что поётся по-немецки (хотя и такое есть). Зачем-то тут и французский язык, и английский… Совершенно не оправдано!
А уж почему радом с надписью на немецком «неси свой крест» (после первой сцены от нее осталось только слово «КРЕСТ» - «KRUEZ»), из-под рухнувшей стены появился полупрозрачный силуэт вполне русской Богородицы… вообще не понятно.
В общем, много чего было наворочено, и явно не оттого, что действие идет вглубь, а потому что - всё на поверхности… плавает (и не тонет).
Хорошо, что это всё час двадцать длится. Можно потерпеть и высидеть.
Я в начале написала, что хорошей режиссурой и плохой текст можно вытянуть.
А плохой режиссурой и хорошую пьесу можно сгубить…
Я даже актеров не могу как следует похвалить. Стараются. А толку-то?
…
Очень жалею, что не успела посмотреть «Войцека» в Вахтангово.
Кто там режиссировал - не помню, а вот заглавную роль играл Максим Севриновский. Тут и режиссер был бы не важен: актер такого уровня, что сыграет - и зрители реально будут мысленно пересматривать и обдумывать спектакль…
…а не думать, как бы его «развидеть».