Река Воря, 3-5 июня 2006 г.

Jun 07, 2006 09:34


«Эй, мужик, осторожно:
там в пороге холодильник!..»
- из какой-то анекдотической истории.

3 июня. День первый.
Несмотря на разные предостережения о непроходимости верховьев Вори летом, всё же решил начать от Абрамцево. Заброска проста: на электричке до пл. Радонеж (моя родная Ярославская жд). В александровской электричке (13.51 от Маленковской) были контролёры в районе Софрино, причём шли с головы поезда (обычно же они идут с хвоста), поэтому успели дойти до меня, в итоге - 20 р.
В Радонеже примерно в 15.10. Далее пешком через дачи, затем по дорожке через поле вниз, к асфальтовой дороге, река за ней. Идти чуть менее километра. Стапель на полянке за дорогой, на ПБ. В 16.45 сплыл. Река шириной метров 5, иногда сужается до трёх, иногда расширяется до 6-7, течение есть, не шипко быстрое, но вполне себе живенькое. Уровень воды здесь как миниму на метр (а может, и полтора) ниже, чем в паводок. Завалы есть, но практически все на удивление проходимы. Причём чаще всего есть узкий проход, через который можно аккуратно пройти без напряга. Несколько раз перетаскивал байдарку через брёвна (не выходя на берег), а обносов (коротких) было примерно три за весь путь до Красноармейска. Чаще всего по такой воде удаётся пройти под бревном. Честно говоря, я готовился к худшему.
По берегам довольно много населёнки. Сначала Репихово и Арханово, затем ещё какие-то дачи. Есть оборудованные родники, вода в них чистая, её я пил не кипяченой. В реке вода тоже не грязная, дно песчаное, иногда плывёшь по красивому зелёному ковру из водорослей-лапухов. После дач - лес (лиственный). Помню, что здесь русло раздваивалось (правая протока совсем мелкая и заросшая), и здесь же протяжённый завал, на вид устрашающий. Прошёл, сперва подтапливая байдарку, а затем перетаскивая через бревно. Ещё на этом участке часто плывёшь, а впереди кусты, как бы тупик. Но подплываешь ближе, а там и проходик намечается, пригибаешься, ветки гладят по макушке, а если застрял, подтягиваешься на ветках и пролезаешь. Всё, можно плыть дальше.
После лесного участка река петляет по полям, но по берегам всё равно деревья и иногда завалы, но обычно не жесткач. Ещё пара-тройка перетаскиваний через брёвна. Перед ЛЭП - железный пешеходный мост, на котором укреплена синяя табличка «р. Воря», стыренная с трассы, а сразу за мостом - остатки железного мостика, обнос (по ПБ). В паводок - проход справа, а может, и весь мостик будет под водой. Затем ЛЭП, уже слышна Ярославка. Далее - лес, и вскоре начинаются дачи (по ЛБ). Здесь первый протяжённый прямой участок, до него река постоянно петляет. Затем начинается единственное плохое место на верхней Воре: химзавод и пос. Голыгино перед Ярославкой. В завалах куча мусора, у мостиков - техногенные шиверки с бочками (железными, ржавыми), холодильниками, телевизорами или прочим говном. Надо идти очень аккуратно, лучше на табане! Самое неприятное место. Как будто плывёшь в куче говна. Был один завал, где пришлось вылезать на берег и перетаскивать байдарку через бревно (заплыть с ходу не получалось). Этот участок, хоть и не долгий, сильно ухудшает впечатление от верхней Вори.
После Ярославки река очищается, на ЛБ дачи, через один мостик пришлось перетаскиваться, под другим еле провёл, подтапливая байдарку и слегка разбирая-приподнимая мостик. Затем ещё пара завалов (вылезаем на бревно, перетаскиваем). Затем лес и труба, перегораживающая реку. Аккуратно! Я в сумерках чуть было не принял её за бревно, а она железная! Здесь также: вылезаем на трубу и перетаскиваем. Вскоре завал: живое ветвистое дерево. Ничего уже не видно, похоже на обнос, а значит и самое время вставать на ночлег. Чалюсь на ПБ, хоть и не очень удобно. Время 11 вечера примерно. Итого, путь от стапеля до м.н. занял чуть более 6 часов. На поляне под деревом вполне пригодное место для палатки, а чуть назад по тропе родник (с крестом). Дрова не искал (брал газ, чтобы не заморачиваться), но они могут быть в некотором количестве в лесу. Здесь ещё слышен шум Ярославки.

4 июня. День второй.
Сплыл с м.н. в 10.30, погода отличная, даже немного жарко. Все берега необычайно зелёные - это просто непривычно после первомайских походов. Лес чередуется с населёнкой (дачи). Кусты и завалы ещё есть, но обносить не приходится. Перед впадением Торгоши - дачи, а незадолго до них на ПБ, на краю леса, есть места, пригодные для стоянок.
После впадения Торгоши река расширяется, заросли и завалы уже не перегораживают всё русло. Но течение ещё бодрое, кое-где приятные быстринки. После моста в Барково припоминаю препятствие, что-то вроде быстринки с завалами в шахматном порядке, проходится на отрицаловке. После Михайловского - ещё немного поля, а затем на ЛБ отличное место для стоянки: сосновый лес, песчаный пляж и удобное место для чалки. И отдыхающих с машинами нет.
Перед Красноармейском (в районе Путилово) опять изрядное количество дач на ЛБ, здесь уже чувствуется подпор плотины в Красноармейске. А в начале города река расширяется, плёс.
За жд мостом маршрут можно закончить и уехать на электричке в Москву (днём большой перерыв, особенно в рабочие дни), а можно, наоборот, приехать и начать маршрут. Место стапеля/антистапеля за мостом, на ЛБ, до жд станции 200 м. Но! Начинать маршрут лучше не здесь, а пройти от станции на юго-восток до а/д моста примерно 700 м (это по карте, я не ходил). Иначе предстоит обнос плотины. Чалка у моста на ПБ. За ним плотина в 50 м. Суда нести по мосту, затем по ЛБ ещё метров 100, там спуск к воде.
Ещё в Красноармейск можно приехать из Пушкино на автобусе. Ещё, может, и из Софрино, но я не уверен.
Итак, после Красноармейска мы плывём уже двумя экипажами (присоединились МС и Ира Тесленко).
После плотины река сужается, но всё равно не сравнить с верховьями. Завалы редки, из байдарки пришлось выходить и проводить её лишь 1 раз. А так обычно везде есть широкий проход. В общем, после Красноармейска река заметно проще. Течение медленнее, быстрины редко, но бывают.
В Краснармейске тоже полно всякого говна, я видел диван и холодильник. После пригородов Красноармейска - поля, река очищается. После многочисленных петляний по полям начинается лес, и здесь отличное место для стоянки в соснах (на ПБ). Затем ЛЭП, ещё немного леса, и уже слышно, как шумит бетонка (А107), но перед ней ещё деревни.
До Каблуково доходится быстро, тут и мост через Фряновское шоссе, а за ним река расширяется, течение ослабевает. До Мишнево ещё будут остатки не то моста, не то плотины, или просто перекат. Я посмотрел с ПБ - там по центру на вид какая-то бетонная плита, пройти можно как справа, так и слева. Мне показалось, что слева интереснее, туда я и пошёл. В Мишнево остатки плотины. Было уже почти темно, я на всякий случай просмотрел, с трудом причалив к ПБ (заросли), решил идти через левый пролёт, хотя вроде и через правый можно. Особого спада нет, так, похоже на перекат. Кстати, перед плотиной какие-то высокие столбы торчат из воды, и всё чисто, никакого завала (как написано в отчёте Д.Шварца) нет.
Далее населёнка, река петляет, хороших мест для стоянки не наблюдается. Позже мы ожидали лес, но он как-то к реке не подходил. Мы встали на участке Мишнево - свх. Орловский примерно в середине, на ПБ у впадения ручья. Далее по ПБ лес, а по левому - поле. Чалка удобная, песчаный пляж. В стороне заросший пруд, виднеются дачи, под берёзками удобные места для палаток, но дров не видно. Впрочем, можно сходить подальше в лес поискать, но у нас был газ, а на часах уже за полночь, так что мы не заморачивались. В час ночи прошёл хороший дождичек с громом и крупным градом. Палатки уцелели, жертв и разрушений нет.

5 июня. День третий.
Утром (ха-ха, в 12 ч дня), купаемся, завтракаем, опять дождичек, но маленький. Всё небо в тучах, мы думаем, что поливать будет весь день, но, спустя час, проясняется.
Наконец, в три часа дня закончили тормозить и сплыли. Шли, совсем не торопясь. В 16.15 перед Авдотьино остановились на перекус и купание. Места неплохие, стоянка возможна.
После Авдотьино река опять расширяется, места здесь уже более населённые, течение (за исключением нескольких быстринок) замедляется. В Лосино-Петровском Воря впадает в Клязьму, но кажется, что наоборот: Воря здесь гораздо шире Клязьмы. Ещё пара километров по Клязьме - и антистапель за мостом. Мы чалились на ЛБ, хотя не удобно. За крапивой, ближе к мосту есть полянки, пригодные для разбора судов.
Переходим по мосту, за ним церковь и развилка с автобусной остановкой. До Монино где-то 3 км, автобусы ходят как минимум до 22-х с чем-то, последняя электричка из Монино в 22.59. Проезд в автобусе, как нам сказали, стоит 12 р. с каждого (уж не знаю, это с багажом, или за багаж с нас не брали), а взяли по 10. Электричка по направлению Фрязево-Монино-Мытищи-Москва, как обычно, не проверялась.

Итог: одна из самых близких речек с удобной заброской, но как следствие, и с большой населёнкой по берегам. Речка, в общем-то, простая, но и не совсем скучная (за исключением некоторых участков). Верховья интересны для тех, кто не боится немного потрахаться: можно потренироваться в прохождении завалов. Но всё относительно гуманно, не жесткач. Участок перед Ярославкой плох: куча говна, плыть надо аккуратно. Или вообще здесь не плыть. Думаю, хорошо начинать после Ярославки, за мостом, или даже пройти через поле, чтобы обойти дачи-мостики-завалы. У кого Ласточка - очень удобно: приехал стопом, надулся и поплыл. Я шёл на RZ-тке, так что такого счастья был лишён. Вообще, думаю, на Ласточке было бы ещё проще идти верховья (но я на Ласточке ещё пока никогда не плавал). Может, правда, и на каком-нибудь автобусе можно подъехать по Ярославке до моста, но я этот вопрос не изучал.
После Ярославки мусор заканчивается, красиво, но бывают дачи. Перед Красноармейском не очень интересно: дачи и плёс. В Красноармейске мусор, далее поля, а затем хорошо. Перед Лосино-Петровском тоже не интересно. Участок от Красноармейска и ниже проще верховьев, препятствий почти нет, только изредка простенькие манёвры, - в общем, для новичков нормально. Мест красивых немало, но мест для стоянки не много, да и насёлка частенько встречается. И отдыхающие с машинами. Но много пляжей, можно вдоволь купаться. Чалиться и вылезать на берег не всегда удобно (берега отвесные, иногда заросшие). А вот в паводок выходить на берег, думаю, будет проще. В среднем течении уровень паводка на 2 метра выше! Весной, думаю, речка в спортивном плане может быть интересной для неспортсменов типа меня ;)

Фотки, правда не очень информативные, - здесь: 4 июня, 5 июня.

ЛОЦИЯ (от Ярославки до Красноармейска). RZ-тка, один чел. Уровень воды на метр-полтора ниже паводкого.
От Моста Ярославки до м.н. (родник с крестом на ПБ, чуть дальше конца ю-в угла поля, после трубы поперёк русла) - примерно час-полтора. Отсчёт времени отсюда.
1.30 впадение Торгоши слева,
1.55 мост на дороге Барково-Михайловское, за ним перекатик на повороте, требующий маневров (обплывать брёвна),
2.20 ЛЭП,
2.30 ручей слева, песчаный пляж, на ЛБ сосны - хорошее место для ночёвки,
2.55 мост,
3.50 пешеходный мостик в Красноармейске,
4.00 жд мост, рядом станция Красноармейск. Чалка за мостом на ЛБ.
От Репиховского моста до Ярославской трассы примерно 4,5 - 5 часов, в зависимости от уровня воды, и прочих факторов может быть больше или меньше.
От Красноармейска лоция не велась, т.к. мы плыли медленно, расслабляясь.
От плотины в Красноармейске до неплохих мест в конце Царёвских полей - начале леса на ПБ - 2 часа неспешного хода.
Previous post Next post
Up