1 мая. Валдай. Ледяная гладь озера красиво сверкает на солнце. Подхожу к берегу с веслом и пытаюсь проткнуть лёд... Не протыкается. Ещё раз сильнее... Вот, уже лучше. Снова надеваем рюкзаки, разворачиваемся и озадаченные уходим обратно в город. Так начинается наш
водный поход по Валдайке-Березайке-Мсте.
30 апреля.
Билетов до Валдая на единственный в этот день поезд Москва-Псков, разумеется, нет. Т.е. есть, но всякий отстой типа купе. В Бологое едем уже стандартным методом на двух электричках: Москва-Тверь (20.54 - 23.24, как обычно, без контролёров в отличии от электрички 20.05) и Тверь-Бологое (23.47 - 01.44), причём вторая - почти экспресс, едет очень быстро, лишь с десяток остановок на всём пути. Единственное препятствие - перронный контроль в Твери. То, что мы взяли билеты только до Дорошихи (на 2 остановки), тёток возмутило. Пытались заставить нас идти покупать билеты за багаж, но мы не сдавались, говоря, что это всё ручная кладь ;) Билеты они взяли в руки и не отдавали. Часть народа с барахлом уже прошла, я был последним, ругался с ними, а затем просто пошёл дальше. Они не смогли воспрепятствовать нашей посадке в электричку, но, как выяснилось позже, настучали ментам, и те, проходя по вагонам уже после Дорошихи, вычислили нас и спросили билеты. Я честно сказал, что тётки у нас их забрали.
- Они их не могут забрать! - менты считали, что я их обманываю. Но я-то был уверен, что тётки нам билеты не вернули. Кто-то из ребят в этот момент подумал: "Зачем же так гнать?!", а кто-то поверил моим словам, настолько убедительно эта чушь прозвучала. Во всяком случае, интонация была очень правдивой.
Менты потребовали паспорта (только у мужской части населения), пообещали высадить в Кулицкой, но затем ушли (вернув паспорта) и не пытались сделать это. Кстати, когда я полез в рюкзак за паспортом, нашёл билеты в сапоге, привязанном сбоку к рюкзаку. Оказывается, тётки их туда положили, но я-то не знал об этом!
Ночной экспресс Тверь-Бологое, как обычно, не проверяется. Это вам не Саратовская область!
1 мая.
На станции Бологое вокзал не очень удобен для ночёвки: постоянное объявление о прибытии-отправлении поездов не даёт спать. Идти во двор дома отдыха локомотивных бригад со всем барахлом мы поленились. Я сходил на разведку вверх по лестнице и обнаружил, что можно удобно устроиться на полу на верхнем этаже. Но когда все уже постелились, из двери вышла тётка, стала ругаться, что мы перегородили ей дорогу в туалет и ещё куда-то. Позже она вышла повторно, так что нам пришлось сворачиваться. Переместились на этаж ниже: там было меньше места, зато все перегораживаемые нами двери были закрыты и опечатаны, поэтому мы не сомневались, что можем спать спокойно.
Пригородные поезда в Новгородской области оказались отнюдь не дешёвыми. Стоимость одной зоны = 9 р., а билет до Валдая стоит 54 р. Студенческие тоже продают (27 р.).
Из Бологого до Валдая 3 пригородных поезда в день: в 6.00 (дальше идёт до ст. Дно), в 7.40 и в 12.50. Если ночевать в Твери и выезжать первой электричкой на Бологое (4.10 - 7.33), то можно не успеть пересесть. А выезжая первой электричкой из Москвы, на Валдайский поезд в 12.50 всё равно не успеваешь.
Расположились в плацкартном вагоне, но выспаться до Валдая не успели: ехать всего час с четвертью.
Неспешно выгрузившись из поезда, быстро взяли часть вещей и отправились через ещё непробудившийся город в сторону озера. Ясное морозное утро заставляло шевелиться. Однако лед на озере заставил ещё и мозги поднапрячь: что же нам теперь делать?
- Надо было сразу ехать в Лыкошино, - говорил Сергей Лекай, - Когда поезд обратно?
Пошли на автовокзал, благо он рядом, покидали рюкзаки, посмотрели расписание. Автобус на Боровичи уже отправлялся (в 8.00), следующий в 16 с чем-то. "Ну что, можно прямиком к финишу, час пути всего", - пошутил кто-то. Мы всё же не отказались от идеи проделать этот путь по воде, который в итоге занял у нас аж 11 дней вместо планируемых шести-семи. Плавание затянулось из-за того, что мы больше махали ложками, чем вёслами, хотя были и другие причины. Но обо всём по порядку.
На боровичёвском автобусе мы хотели доехать до моста через Валдайку, но ждать автобуса предстояло долго. Пока что, оставив женщин на автовокзале, пошли на ж/д вокзал за остатками барахла и Ольгой, которая их сторожила. По пути застопили проезжающую навстречу машину и завели с водителем долгие переговоры насчёт доставки нас к мосту через Валдайку. Водитель никак не соглашался меньше чем за 150 р. Ситуацию осложняло ещё то, что нас было шестеро, и в "четвёрку" нам никак не поместиться со всем барахлом. Это не Киргизия! Пришлось делать два рейса. Лекай не переставал торговаться, требуя скидку за оптовость (2 рейса за 200... 250...), но водитель не соглашался, а Лекая назвал Мойшей. После того, как Лекай назвал Боровичи БорОвичами (ударение на вторую О), у водителя полностью отпали сомнения в том, что Лекай - Мойша. В итоге пришлось согласиться на 300 р.
Сначала поехали те, кому дольше стапелиться, а двое пошли искать открытый магазин. Несмотря на 1 мая, они обнаружили работающим рынок и закупились вкусностями к чаю там. Цены не выше московских, а многое и дешевле.
Стапель. Сразу у моста на дороге-полянке, на правом берегу.
Итак, в поход собрались следующие люди:
1 экипаж:
Сергей Лекай, самый опытный из всех, уже ходивший наш маршрут, но от Лыкошино.
Ольга Смирнова.
Они шли на какой-то надувной посудине, похожей чем-то на рафт, но более узкой. Надуваются 3 отсека: 2 борта и дно. Проявляет некоторые свойства катамарана. На борту написано "Waterfly", я её прозвал "матрасом".
2 экипаж:
Автор сего текста & Георгиевская Марьяна на RZ-тке. Марьяне по стечению обстоятельств пришлось выступить в роли медика в первый же день похода.
3 экипаж:
Антон Веснин & Эльвира на одном из многочисленных "Салютов" Олега Костенко. Кстати, спасибо ему, обеспечившему плавсредствами не только Антона и Эльвиру, но и наших друзей Разара и Таиру, сходивших 7-9 мая на Тверцу.
Оказалось, половина людей вообще не знают что делать, сидя в байдарке, а также зачем нужно весло, и как его использовать. Хотя Антон говорил, что в школьное время в водный поход ходил. Предполагалось, что на озере народ потренируется управлять судном и научится выполнять хотя бы элементарные операции. Но озеро отменилось, а речка Валдайка готовила нам сюрпризы. Уже на стапеле мы обратили внимание на камни, торчащие из воды. Первыми были готовы мы с Марьяной. Пока другие заканчивают сборы, мы решили проплыть немного и посмотреть, что впереди.
За первым же поворотом началась шивера. Я ещё не успел освоиться, собраться и вспомнить как что делается, а шустрое течение, не медля, понесло нас на камни; мы с трудом уворачивались от них. Не сразу сообразил, что надо идти на табане.
Антон с Эльвирой проплыли вообще по методу бревна, поскольку совсем не знали как поворачивать. Их разваливающийся "Салют" всё-таки выдержал. Тем временем я отправился вперёд по берегу на разведку.
После второй части шиверы начинались завалы. Лекай часть из них обносил, но ему легко разгружать судно (всё барахло у них в двух рюкзаках). Я высадил Марьяну и в одиночку то проводил байдарку, то переволакивал через брёвна, то подтапливал и пропихивал её под бревном, то протискивался между брёвнами, то расчищал проход в "расчёске". Антон остался где-то позади и ждал нашей помощи. Эльвира негодовала по поводу того, куда мы попали. По очереди, Лекай и я проходили завалы на "Салюте" Антона; он тем временем наблюдал и учился. Мы пошли дальше проводить свои суда, а Антон стал пытаться действовать самостоятельно.
Завалы на верхней Валдайке
Лекай, преодолев ещё несколько завалов, упёрся в большое толстое бревно через всю реку, позже подошёл и я. Здесь надо только обносить, без вариантов. Тем временем Антона всё нет и нет. Лекай приметил место для лагеря на левом берегу в лесу за газопроводом. Прибегает Марьяна за аптечкой. Оказывается, Антон, перетаскивая байдарку, ходил босиком в воде и стекляшкой пропорол ногу. Кстати, Марьяна тоже отличалась любовью к ходьбе босиком; мы велели ей надеть ботинки и не снимать до конца похода.
Стало ясно, что Антон дальше плыть не может. Во всяком случае, по верхней Валдайке, где надо постоянно преодолевать завалы. Оставались два варианта: либо ехать домой, либо ехать в Лыкошино, ждать нас там и выздоравливать. Антон обещал подумать.
2 мая. Днёвка.
Утром (а правильнее сказать, днём) Лекай отправился на разведку, посмотреть, что там твориться дальше на речке. Антон сидел в лагере и думал, что делать. Думалось ему как-то плохо. Эльвира настаивала на возвращении домой.
Разведка показала, что частые завалы продолжаются ещё как минимум два километра, зато существует дорога, которая примерно через 4 км выводит на поле на правом берегу Валдайки. Это удобный выход к реке, а все основные завалы остаются выше. Решили сегодня перенести RZ-тку и часть барахла по дороге и заныкать в лесу у поля. А завтра отнести лекаевскую лодку в сдутом виде и всё остальное. Итак, мы с Лекаем, не разбирая, взяли RZ-тку, а Марьяне нагрузили рюкзак тем, что уже сегодня можно переносить. Эльвира и Ольга остались в лагере с Антоном.
Надо сказать, что всяких дорог-развилок в лесу было много. Лекай запомнил вроде бы правильный путь, но после первого же поворота, стало ясно, что ушли мы не туда (впереди был брод через речку). Вернулись к развилке, пошли дальше, но на следующей снова ошиблись и вышли на какую-то вырубку. Не хватало только заблудиться с байдаркой в лесу, и мы представили, какой будет прикол, если группа пеших туристов найдёт нас в лесу, потерявшихся с байдаркой.
Дальше, к счастью, память к Лекаю вернулась, и до нужного поля мы дошли безошибочно.
Когда вернулись в лагерь, Ольга сказала, что в наше отсутствие проплыли 2 "Тайменя". Больше за всё время от Валдая до Лыкошино мы никого не встречали.
3 мая.
Утром проводили Антона и Эльвиру на трассу (до неё по лесной дороге всего километр), а также отнесли их барахло. Они решили возвращаться в Москву. В принципе, существовала теоретическая возможность взять отсюда прямую машину до Москвы, но более вероятно застопить что-нибудь до Валдая. Забегая вперёд скажу, что вечером, включив телефон, я получил смс-ку от Антона, в которой он сообщил о благополучном попадании в Валдай и приобретении билетов на ночной поезд.
Кстати, Валдайка сегодня сильно обмелела - вероятно, в верховьях перекрыли плотину. Мы посмотрели на место нашего стапеля, на камни по всему руслу, на уровень воды по щиколотку... Возможность сплава от моста стала сомнительной.
Наконец, вернулись к заброске, собрались и выплыли. Здесь воды всё же больше. Вскоре нам встретился небольшой перекатик с единственным камнем, и мы, конечно же, налетели на этот камень. Что-то у нас с управлением байдаркой пока не ладилось. Тогда я решил приноравливаться в одиночку, так проще. Слушал ценные рекомендации Лекая и воплощал их в жизнь.
Проходя плотину (которая, если правильно запомнил, после правого притока), точно попали в слив, но не учли мощной струи бьющей в стенку. Подкорректировать курс мы уже не смогли, и нас долбануло, да так, что раздался треск ломающегося дерева (каркас RZ-тки деревянный, если кто не знает). Внешне ничего не изменилось, и байдарка продолжала плыть, как ни в чём не бывало. Только вечером я обнаружил, что от двух левых средних стрингеров в месте их соединения отвалились кусочки дерева. Однако это не ухудшало свойств байдарки, ремонт не требовался, и впоследствии она замечательно доплыла до Боровичей. А в Боровичах я обнаружил, что ещё и шпангоут дал трещину.
Сегодня было ещё два или три завала, но совершенно пустячных по сравнению с теми, что были в верховьях. Проходил их, высаживая Марьяну, вылезая на бревна и перетаскивая, либо проводя байдарку. Лекай, может, и обносил, но его "матрас" лёгкий, ему обнести проще.
Встали ночевать перед деревней Закидово, на правом берегу, на горке. На наш взгляд, отличное место. Просторный сосновый сухой лес, дров море.
4 мая.
Начались плёсы. Река разлилась вытянутыми озёрами шириной 200-300 м. Каких-либо значительных успехов в управлении байдаркой мы пока не достигли, и траектория движения порой была похожа на синусоиду. Мы на RZ-тке с трудом догоняли совершенно нескоростной лекаевский "матрас". Руль я пока не ставил, чтобы хорошо научиться управлять вёслами, а то в порогах придётся не сладко.
Сначала я попросил Марьяну оставить в покое весло, и стал под руководством Лекая тренироваться в управляющих гребках, добиваясь их наибольшей эффективности. Вскоре у меня стало получаться вести байдарку быстро и ровно. Затем подключили Марьяну. Лекай показал ей для начала как эффективно грести, а не просто макать в воду вёсла. В принципе, с одним гребцом RZ-тка идёт примерно с той же скоростью, что и "матрас", в котором гребут оба. Так что Марьяне почти не обязательно было грести. Зато теперь, когда гребли вдвоём, мы убегали сильно вперёд от лекаевского "матраса".
Закончились три озера (Закидовское, Плотично и Мишневское), через 4 км - дер. Сопки, там мост (трасса Валдай-Лыкошино-Боровичи), а за ним остатки мельничной плотины. Остановились у мостков на ПБ, просмотрели с холмика. Между центром реки и ПБ хороший слив, а в других местах всякое дерьмо. Прошли чисто, жертв и разрушений нет.
Самое интересное было впереди. Деревня Порожки названа не просто так. Началась шивера длиной в километр с весёлым течением. Камней много, воды, наоборот, мало. Раз или два садились на мель, но в общем-то пока без потерь. И вот впереди, последний камень, за ним Валдайка успокаивается, расслабляемся и мы... Но рано! Обходя слева торчащий из воды вроде бы последний камень, налетаем боком на незамеченный массивный камень, лишь слегка высовывающийся из воды. Он был тёмный, и мы его попросту не заметили. Быстрое течение моментально нас развернуло лагом и положило на камень. Я тут же выпрыгнул в воду, не ощущая намокания. Марьяна замешкалась и вылезала как-то долго. Байдарку заклинило между двух камней, и я не без труда вытащил её. Подходит Лекай.
- Мы тут заметили, что вы отстали, но думали, сейчас подойдёте, а тут видим: бутылка плывёт, значит, что-то не так.
Помогает вылить воду, обсуждаем произошедшее. Марьяна тем временем стоит и мёрзнет, хотя рядом поле, бегай и грейся сколько хочешь. А мне совсем не холодно, вода здесь уже тёплая. Большой контраст с истоком Валдайки - там и 20 секунд не мог простоять в воде.
Я вспомнил про фотоаппарат, его я не убирал в герму, чтобы всегда иметь возможность фотографировать. В результате, чехол насквозь промок, и фотик, очевидно, тоже. Плывём ещё минут 5-10, выбирая место для стоянки. Вечерний осмотр показал, что в шкуре появилась одна маленькая дыра.
4 мая.
- Пааааадъёёёём!.. Дежурный! Жрааать! - примерно таким воплем будил нас Лекай каждое утро. Причём даже тогда, когда дежурным был он сам.
Перед завтраком ещё раз осматриваю шкуру и клеюсь. Дыра всего одна, но потёртостей много. Параллельно сушится фотик. Высохнув, он всё же заработал. А промокшая плёнка впоследствии была проявлена и напечатана, вот только пятен на ней получилось много.
Выходим, как и всегда, во второй половине дня. Я бы даже сказал, ближе к вечеру. До Лыкошино больше никаких приключений, мост под жд - 2 квадратные трубы, шли по левой. Всё чисто.
Причалили за мостом и отправили женщин в магазин. В это время в сторону Окуловки проехала какая-то VIP-электричка с надписью "С-Петербург". Не Р-200. Гадали откуда она, наверное, из Бологого.
Лекай стал жаловаться на женщин, что те купили слишком мало вкусностей к чаю. Зато они принесли мороженое. Решено было отправить их в магаз повторно, но пока они туда дошли, он закрылся. Представляю себе, во сколько же мы выплыли с м.н., если магазин уже закрылся, а лес вдоль жд был виден ещё со стоянки!
До оз. Пирос был один или два ерундовых завала, даже не завала, а просто бревна (одно - расчёска), и ещё пара перекатиков и быстринок. В общем, началась халява. Километра за 2-3 до Пироса на ЛБ расположилась группа на ночёвку (2 байдарки, вроде из Москвы), мы же поплыли дальше. По озеру проплыли километр-два, тут и закат как раз.
На берегу стоянка; такие готовые стоянки мы прозвали "плановыми". Впрочем, дрова под ногами не валяются, но отправившись в лес, мы их легко нашли. А ещё в лесу я обнаружил большую поваленную ель, а под ней расчищено и оборудовано место для ночлега. На ель набросаны ветки - как бы двускатная крыша. Мы подумали, что здесь время от времени ночует какой-нибудь рыбак. Или бомж.
6 мая.
Пока шёл к берегу грузиться, встретил змею. Сфоткать удалось с трудом - она от нас убегала.
Вроде бы подул ветерок, и почти попутный. Лекай уже отплыл, а я решил попытать счастье и соорудить парус. Парус-то конечно получился, но вот ветер стих.
В Рютино причалили и... конечно же отправились в магазин. Больше едим, чем гребём. Надо заметить, что раскладка у нас была как минимум двойная горная, не считая магазинов с очередными вкусностями и мороженым. Правда торт (о котором мечтал Лекай) мы так за весь поход и не купили.
Дальше был негабаритный автомобильный мост (низкий), под которым с мачтой мы не прошли. Затем кусочек озера и плотина ГЭС. Здесь приходится обносить. Тут мы встретили кучу народа на всём чем угодно: и байдарки, и кат, а на следующий день и каяки были.
Проплыли за дер. Савино и встали за правым поворотом на ПБ. Пошёл вверх по тропинке и в лесу нашёл неплохую плановую стоянку. Пока ходил, Марьяна в байдарке заснула. Это не от большого физического труда, а скорее всего наоборот, от обильной жрачки и спячки.
7 мая.
Река Березайка показалась мне после Валдайки чрезвычайно широкой. Но это я ещё Мсту не видел. Сегодня мы плывём в большом окружении других групп, созерцая их разнообразные плавсредства. Кстати, наша RZ-тка является предметом бурного обсуждения как минимум каждого второго с кем мы встречаемся.
Обедаем за дер. Устье, сразу за домиком на большом бетонном постаменте, в начале лесочка. Кстати, там отличная плановая стоянка. И вполне чистая.
На ночлег встали толи до Филимоново, толи после, на ЛБ на плановой стоянке.
8 мая.
Последние километры по Березайке - и, пожалуй, единственное запомнившееся препятствие на этой речке: остатки плотины. На берегу за ней "Таймень" клеится, так что мы сначала решили просмотреть, причалив к ЛБ. Прошли где-то в середине, жертв и разрушений нет.
За мостом в Берёзовском Рядке причалили и, уже по обыкновению, отправили гонцов за мороженым.
В устье Березайка широка и сравнима со Мстой. Однако, за слиянием, Мста ещё больше расширяется.
На ночлег встаём между деревнями Семерицы и Глиненец на изгибе реки, на холме на ЛБ. Вечером ливанул дождь, первый за всё время похода.
9 мая.
Опасаясь, что нашими темпами до Боровичей мы доплывём неизвестно когда, я решил встать утром рано - это примерно в 8-9 ч. Но будить всех перед самым завтраком оказалось ошибочным решением, надо было заранее! Всё-таки, сегодня отчалили часа на два раньше обычного.
Мста широка, и если совсем не грести, то кажется, что стоишь на месте, хотя течение есть. Временами поднимается встречный ветер, и Лекай с Ольгой на матрасе заметно отстают. Пока их ждём, разваливаюсь на корме спать, благо солнце пригревает.
На ночь глядя решаем пороги не идти, и встаём за дер. Опочно, на левом повороте на ПБ. Чалка не самая удобная и стоянка не плановая, но тем не менее неплохая. Дров много. Клещей - тоже. Начинаю готовить байдарку к прохождению порогов: делаю обвязку, смотрю как крепить фартук (его никогда ещё не ставили).
10 мая.
Опять выходим поздно. Мы ещё тормозили с фартуком и тщательным привязыванием вещей. Погода даёт знать, что дождя скорее всего не миновать.
В посёлке Жадины вроде как первый порог, но скорее это шивера. Кое-где довольно мелко, мы даже раз где-то шкрябаемся. А в большую воду это скорее будет просто быстрина.
Начинается дождь. Поленился надеть накидку от дождя, а зря: дождь вскоре усилился, и я промок капитально. У пешеходного моста, на ПБ на автобусной остановке Лекай и Ольга пережидали дождь, мы нехотя присоединились к ним. Ольга одевала чужую гидру: штаны были такой длины, что она помещалась в них целиком.
Сразу после Опеченского Посада начинается Малый порог. В общем, тоже похоже на шиверу. По такой воде он не представлял никаких сложностей.
Перед Большим порогом Лекай причалил и пошёл смотреть его. Мы же не стали, и так всё ясно.
Ещё в начале похода Лекай говорил, что Мста - излюбленное место водников разнообразной квалификации. Можно сидеть на берегу за Большим порогом и наблюдать, как из-за поворота выплывают люди, вещи, перевёрнутые байдарки, а всякие водные школы отрабатывают спасы. Перед походом, собирая информацию по рекам, читал в
одном отчёте про Мсту (вторая часть текста. Предупреждаю, мат), что там течение 20 км/ч и двухметровые валы, и заливает и сносит. Я аж впечатлился. Но реальность оказалась совсем не такой. Валы вряд ли дотягивали до 1 м, и даже переднего почти не заливало.
Встали за Большим порогом, на ПБ на опустевшей поляне. Все водники разъехались, и нам было предоставлено на выбор множество мест под лагерь с заготовленными дровами и оборудованными очагами. Я ещё нашёл себе майку взамен разодравшейся за поход. Ещё для желающих были кроссовки, кеды, джинсы, шерстяные носки (все кроме одного драные) и прочее тряпьё.
11 мая.
Мы думали, что сегодня утром ещё покатаемся в пороге на "матрасе", но неприятный дождь изменил наши планы. Вдобавок хотелось, наконец, доплыть до Боровичей и уехать в Москву с тем, чтобы успеть на ММБ.
Лестницу мы просмотрели: там бочка была маленькая и в длину метра два, не больше. Сначала Лекай, а затем и мы пытались в неё попасть, но промахивались. Затем ещё раз прошли вдвоём с Лекаем на его "матрасе", но опять промахнулись. Несолоно хлебавши, поплыли дальше.
Все остальные якобы пороги оказались несложными шиверами, и их посматриванием мы не занимались. Выбирали, где валы побольше, чтобы совсем не скучать. В общем, Мста не оправдала наших ожиданий. Лекай сказал, что за пять раз, которые он был здесь на майских, в первый раз так мало воды. Кстати, судя по мусору на деревьях, воды было на метр-полтора больше. Видимо, мы слишком долго плыли.
В Боровичи приплыли ближе к 6 часам вечера. На последний пригородный поезд в Угловку мы уже заведомо опоздали, но на 600-й поезд Боровичи-Москва в 21.03 собирались успеть. Только долго искали место для чалки и антистапеля. На пляже Лекай не захотел, и мы поплыли за мост и поворот - так должно быть ближе к вокзалу. Но там место нашли не сразу.
Без проблем купили 4 билета в общий вагон, 241 р. за билет. Должно, конечно, быть дешевле, но это всё поганый комсбор.
Из Боровичей до Угловки в качестве локомотива едет сцепка из двух маневровых тепловозов. Теоретически, существует возможность, не разбирая, грузить лодки на их боковые площадки и так переезжать в Угловку на Щегринку.
В Угловке стоянка 30 мин. А затем понеслись с бешеной скоростью, не свойственной 600-м поездам. Пока открывали консервы - уже Бологое. Там загрузилась толпа военных и немного потеснила нас. Но спальные места мы всё же нашли без труда. Вот только поспать нормально не удалось - в 4.55 уже в Москве на Ленвокзале. И какому нормальному человеку нужен такой ранний приезд в столицу?
Техническая информация.
Вокзал в Валдае находится на окраине города, до озера где-то 1,5 км через город по дороге. От центра города до моста через Валдайку примерно 10 км. Дорога ведёт дальше в Лыкошино, а затем и в Боровичи. От автовокзала можно доехать до моста на боровичёвском автобусе; возможно, какие-то другие автобусы тоже туда ездят. Утренний автобус в Боровичи уходит в 8.00, на него легко успеть с первого поезда, если действовать быстро. Второй автобус идёт в 16.??. В верховьях Валдайки много завалов, и если вы не любите париться, имеет смысл обойти их или объехать. Обходить так: перед мостом поворот направо (если ехать со стороны Валдая), затем по дороге. После просеки с газопроводом (там ещё какая-то труба время от времени сливает воду в реку) будет поворот направо, к лесничеству. Здесь надо идти прямо. Затем на следующих двух развилках - направо, а на всех остальных - налево. Дорога выйдет к полям, река рядом. От асфальтовой дороги - примерно 5 км. Доехать на машине можно только до лесничества или на километр дальше.
Объезжать завалы можно так: от Валдая по дороге на Лыкошино-Боровичи до дер. Плотично (там оз. Плотично) или, если лень плыть по озёрам, можно проехать ещё 2 км, а можно и сразу доехать до дер. Сопки (там мост через Валдайку). От Лыкошино до дер. Сопки гораздо ближе, чем от Валдая.
Имейте в виду, что уровень воды в верховьях Валдайки (где а/д мост) зависит от того, насколько открыта плотина.
Можно начинать и в Лыкошино, но тогда шивера в дер. Порожки остаётся позади.
Весь наш маршрут при желании можно пройти за 6 дней, если утром долго не спать. Наиболее интересная, на мой взгляд, часть маршрута - до оз. Пирос. Березайка тоже красива, но существенно проще и шире. Мста интересна в высокую воду. Стоянок на Валдайке и, особенно, Березайке полно. На Пиросе тоже хорошие места, особенно в начале. А вот на Мсте стоянок меньше, хотя тоже хватает. На майские праздники на порогах может быть тесновато. Соответственно, и на обилие дров там тоже не надо надеяться. В малую воду пороги просты, ну а в совсем малую кое-где придётся, наверное, шкрябаться.
Запомнившиеся препятствия:
Валдайка: завалы в верховьях, плотина после полей (струя бьёт в левую стенку), плотина после моста в дер. Сопки, километровая шивера в дер. Порожки.
Березайка: плотина перед Берёзовским Рядком.
Мста: понятно, что пороги.
В инете информации по Березайке и Мсте достаточно.
На праздники на поезд Боровичи-Москва может не быть билетов. Стандартный ход: ехать на пригородном до Угловки, а там подсесть на проходящий поезд или на электричках.