Оригинал взят у
aragont в
Путешествие из ... в...Британская библиотека, в отличие от многих наших (хотя наших я тоже отлично понимаю), не только выкладывает отсканированные книги в интернет, но ещё и устраивает сканам рекламные кампании в виде выкладывания иллюстраций на flickr.
Здесь мне и попалась книга Thomas Wallace Knox "
Overland through Asia. Pictures of Siberian, Chinese, and Tartar life". Hartford 1870. PDF файл (с текстовым слоем)
доступен здесь, а я представляю любительский перевод пары глав, посвящённых Екатеринбургу.
<567 ПРИБЫТИЕ В ЕКАТЕРИНБУРГ>
...После Туры местность стала холмистой, поскольку мы приблизились к Уралу, однако высокие горы нам так и не повстречались. Многие дороги расположены между двумя рядами берез, которые дают тень летом и препятствуют снежным заносам зимой. На склонах появились пихтовые леса, особенно приятные после полупустынной степи.
Деревни стали больше и имели более приличный внешний вид, что указывало на наше приближение к Европе. Длинные обозы, груженные товарами из Перми, преградили дорогу и задержали нас. Несколько столкновений встряхнули наши сани, а в двух случаях даже перевернули. Мы были чуть впереди чайных обозов, которые вышли из Иркутска по первому снегу, поэтому обогнали лишь несколько саней, идущих в нашем направлении. Вторая ночь застала нас так близко от Екатеринбурга, что остановка на пару часов дала двойной результат - мы выпили чаю и зазря потеряли время.
На последней станции, около шести утра, нас поздравили с Рождеством. В то время как мы ждали в гостевой комнате, два мальчика пели и скандировали несколько минут, а затем попросили денег. Мы дали им несколько копеек, и их успех привлек двух других, которые были изгнаны smotretal'ем. Мне рассказали, что дети из бедных семей имеют привилегию рождественским утром просить милостыню таким образом. В городах и селах Урала довольно много нищих, которые летом подаются в разбойники. Несколько нищих окружили наши сани, когда мы отправлялись и, казалось, готовы были выжать максимум из подвернувшегося случая.
Когда мы приблизились Екатеринбургу, расположенному на берегу Исети, холмистость дороги увеличилась и еловые леса стали гуще. Недалеко от города мы проехали большой завод, занятый изготовлением свечей. Огромное количество животного жира из киргизских степей перерабатывается здесь в стеарин <568 ЕГО КОММЕРЧЕССКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ> для свечей, которые расходятся по всей Сибири и европейской части России.
Когда мы въехали в slobodka и быстро спустились к реке, громко зазвонили колокола, и все население направилось к церкви. Мужчины были в своих лучших shoobas и шапках, а женщины демонстрировали зимние плащи, сшитые по последней моде. Несколько симпатичных лиц, розовых от кусачего мороза, обернулись к незнакомцам, которые по мере возможности отвечали приветливыми взглядами. Наш yemshick привез нас в Отель де Берлин, и, в первый раз за тысячу восемьсот верст, мы разгрузили наш багаж из саней. Завтрак, ванна и смена одежды подготовили меня к достопримечательностям этого уральского города.
Время моего приезда было крайне неудачно для осмотра достопримечательностей. Все работы были приостановлены, все магазины были закрыты, и до конца рождественских праздников заняться было нечем. Мне особенно хотелось осмотреть Granilnоi fabric, иначе называемую Императорским предприятием по резке камня, и механический цех, где производятся все паровые двигатели для Сибири, но, в связи с наступлением всеобщих празднеств, я не мог удовлетворить свои желания.
Екатеринбург находится на азиатской стороне Урала, хотя и подчиняется европейскому правительству Перми. Он имеет красивое местоположение на Исети, которая была перегорожена плотиной так, чтобы образовать небольшой пруд в центре города. Многие из лучших домов выходят на этот пруд, и с их балконов можно насладиться очаровательным видом на город, воду и темные леса Урала. Главная улица, расположенная в конце пруда, в хорошую погоду заполнена народом. В Екатеринбурге довольно много состоятельных горожан, о чём свидетельствуют их дома. Мне сказали, что в них можно найти скульптуры, фотографии, и другие произведения искусства. Особое внимание уделяется зимним садам, некоторые из которых содержат тропические растения, привезённые за огромные деньги. Население составляет около двадцати тысяч и увеличивается очень медленно.
Город является центральной точкой горнодобывающих предприятий <569 ИЗВЕСТНАЯ СЕМЬЯ> Уральских гор, и резиденции Nachalnik'а, называемого горным. Основная структура управления во многом напоминает ту, что уже описана в главе про Барнаул. Государственные шахты добывают железо, медь и золото, причем последнее имеет наименьшее значение. На Урале было выпущено огромное количество ружей, снарядов и орудий, а также железных изделий для более мирных целей. Кроме государственных заводов на Урале есть многочисленные частные заводы и фабрики. Некоторые из zavods, расположенных в различных частях Уральской гряды, имеют огромное размеры и используют труд большого количества рабочих. Например, население Нижне Тагильска составляет двадцать пять тысяч человек, прямо или косвенно занятых в производстве чугуна.
Листы железа, которые так охотно используются в Америке при производстве комнатных печей и печных труб, производятся в Екатеринбурге и его окрестностях и сделаны из магнитной руды. Полосовое железо Урала славится во всем мире своими великолепными качествами и ценится выше, чем любое другое. Огромное количество железа сплавляется на лодках вниз по рекам, впадающим в Каму и Волгу. Отсюда оно идет на ярмарку в Нижнем Новгороде и к точкам отгрузки в морских портах.
Процветание Урала в значительной степени связано с семьей Демидовых. Никита Демидов был послан в 1701 году на Урал Петром Великим, чтобы изучить шахты по обе стороны хребта. Он исполнил свою работу тщательно и так заинтересовался потенциальным богатством региона, что остался здесь на постоянное жительство. В обмен на его услуги, правительство предоставило Демидовым большой участок земли на неограниченный срок. Знаменитые малахитовые шахты во владениях Демидовых - это лишь малая часть полезных ископаемых в дарованных землях. Я слышал, что семью Демидовых называли самой богатой в России после Романовых. Многие заводы на Урале были спланированы и построены Никитой и его потомками, и большинство из них все еще успешно работает, не претерпев никаких изменений. <570 ЗОЛОТЫЕ ПРИИСКИ УРАЛА>
Железные заводы на Урале огромны и способны удовлетворить любой заказ как индивидуального, так и государственного характера. В Златоусте есть заводы по производству огнестрельного и холодного оружия, как говорят, непревзойденного качества. Сабли из Златоуста имеют, кроме того, тонкую отделку и успешно конкурируют со знаменитыми клинками из Дамаска и Толедо.
Рядом с небольшим прудом в Екатеринбурге находится Moneta Fabric или Императорский монетный двор, на котором чеканятся все медные деньги России. Это крупный завод, большая часть механизмов которого была создана здесь же в городе. Медные рудники Урала являются богатейшими в России и обладают неисчерпаемыми ресурсами. Здесь в больших количествах добывается малахит (оксид меди). Мне кажется, что все шахты, где действительно добывают малахит, находятся на Урале, хотя мелкие месторождения этого прекрасного минерала были обнаружены вблизи Верхнего озера и в Австралии.
Около двадцати лет назад вблизи Тагильска была обнаружена огромная глыба малахита, которая, как говорят, весит 400 тонн. С тех пор она была разбита на части и извлечена на поверхность. Её цена составила более миллиона рублей. Сэр Родерик Мерчисон во время изучения Урала по поручению российского правительства, видел это сокровище, в то время как вокруг него велись раскопки. По его подсчетам глыба была обнаружена на глубине 280 футов ниже поверхности. Шахтеры двигались вдоль медной жилы, пока неожиданно не наткнулись на малахит. С тех пор были найдены и другие массивы малахита, правда гораздо меньшего размера. Некоторые из них содержали до шестидесяти процентов меди.
Золотые рудники на Урале теперь менее богаты, чем раньше. Новые месторождения бедны и не могут заменить истощившиеся россыпи. Расположены золотые рудники в основном на азиатском склоне, в непосредственной близости от Каменской. В 1824 году Император Александр Первый посетил рудники на Урале и почти два часа лично работал лопатой и киркой. Позже двумя футами ниже точки, где "горбатилось" Его Величество, был найден самородок весом двадцать четыре фунта и несколько унций. Теперь место, где работал император, отмечено памятником, на котором размещены императорские инструменты.
<571> ГЛАВА XLIX.
Выполняя поручения на покупку сувениров в Екатеринбурге, я не потратил много времени на поиски торговца. Во время завтрака к нам обратился странствующий купец, впоследствии еще один подошел к нам на улице. Путешественников постоянно осаждают мужчины и мальчики, которые ходят с ящиками полудрагоценных камней. Маленький мальчик, встретившийся мне в коридоре отеля, знал столько терминов, связанных с камнем, что посрамил бы профессора минералогии.
У продавца я был поражен коллекцией аметистов, бериллов, халцедона, топаза, турмалина, яшмы, аквамарина, малахита и других ценных образцов. Всего в коллекции насчитывалось несколько сотен изделий, включая печати, пресс-папье, бусы, брелоки для часов, цепочки, вазы, статуэтки, броши, пуговицы и т.д. Ручки печатей имели самые разнообразные формы. Некоторые изображали животных или птиц, в то время как другие были выполнены гладкими или с простым рифлением по бокам.
Самые красивые работы, которые я видел - это разнообразные пресс-папье. Здесь были имитации листьев, цветы и виноград из камня точно подобранных тонов, закрепленные на мраморных пластинах, белых или цветных. Не меньшее мастерство проявляется в составлении мозаик из камней Урала и Алтая.
Природные кристаллы красиво располагают в форме миниатюрных пещер и гротов. Бусы делают из малахита, хрусталя, топаза и пестрого мрамора. Малахит является наиболее распространенным полудрагоценным камнем Урала, хрусталь и топаз следуют за ним. Самым ценным из предложенных камней был аквамарин. <572 КАМНЕРЕЗЫ ЕКАТЕРИНБУРГА> Этот камень не добывается на Урале, а привозится из Восточной Сибири.
В другом месте выставляли маленькие бюсты Императора и других высоких особ России, выполненные из хрусталя и топаза. Я видел прекрасные бюсты Ермака и старшего Демидова, оба из топаза. Среди прочих был представлен хрустальный бюст Луи-Наполеона, а его владелец рассказал мне, что он будет отправлен на Всемирную выставку. Узнав, что я американец, владелец показал мне наполовину законченный бюст мр. Линкольна, и был рад узнать о высокой степени сходства. Бюст был вырезан из топаза, и к завершению должен был быть около шести дюймов высотой.
Хотя день был не рабочий, у меня была возможность посмотреть на частную "фабрику". Резка камня, как и огранка, осуществляется с использованием маленьких колес, покрытых алмазной пылью или наждаком. Каждый работник имеет свою скамейку и выполняет определенную часть работы под руководством начальника. Заработная плата очень низка, квалифицированные рабочие получают меньше обычных грузчиков в Америке. За три рубля я купил двенадцатигранный топаз примерно дюйм в диаметре с аккуратно выгравированными на нем знаками зодиака. В Лондоне или Нью-Йорке, только огранка потребовала бы в десять раз большей суммы. На Гранильной фабрике работает около ста пятидесяти рабочих, но ни одна частная фабрика не нанимает более двадцати пяти. Гранильная фабрика должна быть освобождена от государственного контроля и продана в 1867 году. Её работники, ранее бывшие государственными крестьянами, стали свободными по указу Александра II. Замечательные примеры их мастерства хранятся во Дворце и Императорском музее в Санкт-Петербурге.
Велись на Урале и поиски алмазов. Говорят, что этот район напоминает алмазные районы Бразилии. Однако алмазы были найдены лишь в единичных экземплярах, и есть подозрение, что обнаружившие их были мошенниками.
Мы остались на два дня в Екатеринбурге, ремонтируя сани и восстанавливая силы. По случаю праздников, мы заплатили двойную цену за работу, и вдвое переплатили <573 В ГОРАХ> кучеру drosky. В отеле хозяин попытался поступить в том же духе, но мы решительно ему возразили. Во время нашего пребывания состоялось театрализованное представление, но мы не будем утомлять читателя его описанием. Рядом с отелем располагалось "шоу живых зверей" - почти точная копия того, что можно увидеть в Америке. Музыка, крикливые зазывалы, толпы молодежи и полотно, изображающее бои между животными и змеями - здесь было все.
Как обычно мы стартовали вечером, предстоял очередной перегон на запад. Температура была достаточно низкой, чтобы снег под полозьями издавал четкий, металлический звук, который можно услышать только в холодную погоду. Мы взяли билеты на Казань и заказали лошадей на девять часов. Покидая город, мы проехали между двух похожих на монументы столбов, обозначающих заставу.
Спустя две или три версты мы проехали Верхне-Исетский завод - огромное предприятие с населением, достаточным чтобы считаться в Европе городом. На этом предприятии производится большое количество листового железа, которое поставляется в Америку. Материал здесь настолько высокого качества, что может быть прокатан без разрушения до толщины почтовой бумаги. На этом большом заводе всё делается по-крупному, даже дом директора и сооружения для развлечения его гостей. Во время нашего проезда вокруг все было тихо - рабочие были заняты своими рождественскими праздниками.
Оставив Завод, мы снова оказались среди Уральских лесов и двинулись по невысоким холмам, образующим здешний рельеф. Дорога была хорошая, но здесь было больше oukhabas, чем я мог себе представить.
Я постоянно ожидал увидеть крутую дорогу, ведущую в горы, но ничего подобного не нашёл. Перед отъездом из Нью-Йорка мой друг предположил, что у меня будет тяжелая дорога через Уральские горы, которые были обильно заштрихованы на нашей карте. Теперь я могу заверить его, что это было не хуже, чем путешествие в санях где-либо еще в ясный, морозный вечер. Подъем к перевалу настолько плавен, что можно не заметить его вообще. Екатеринбург находится на высоте восемьсот футов над уровнем моря, а перевал <574 ГРАНИЦА ЕВРОПЫ И АЗИИ> длиной двадцать четыре мили лишь на девятьсот футов выше. Рельеф в этом месте повышается, но нигде не достигает достаточной высоты, чтобы оправдать свое выдающееся изображение на картах. В Екатеринбурге я спросил о горах.
"Они там" - сказал человек, которого я расспрашивал, и махнул рукой в сторону лесистого хребта на западе. Здешняя местность показалась мне менее трудной для проезда, чем холмы напротив Цинциннати.
"Не забудь сказать ямщику остановить на границе" - этот совет повторили мне несколько раз, пока мы меняли лошадей на первой станции. Через восемь или десять верст на нашем втором перегоне сани остановились, и ямщик объявил самую высокую точку на дороге.
Я вышел из саней и вброд через глубокий сугроб подошёл к гранитному обелиску, который воздвиг Александр I, чтобы отметить линию между двумя континентами. На перевале стоит памятник Банкер Хилл в миниатюре - с одной стороны высечено слово "Европа", с другой "Азия". На противоположных сторонах памятника растут два кипариса, посаженные Его Августейшим Величеством.
Сугроб посреди морозной ночи - не место для сентиментальных размышлений. Я поставил по ноге на каждый из двух континентов, но не смог обнаружить никакой разницы в нравах, обычаях или климате.
Вернувшись в сани, я закутался в свои меха и вскоре заснул. Я был в Европе. Я осуществил мечту моего детства. Но в моих самых романтичных мечтах <575 БОЛЬШАЯ ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА> я не ожидал, что впервые попаду в Европу в верхней точке Уральского хребта.
После прохождения границы мы промчались по холмистой дороге и начали непрерывный, хотя и незаметный, спуск в долину реки Кама. Так я начал свой первый день в Европе. Солнечные лучи колебались и блестели на кристаллах инея, которые покрывали деревья; потоки света болезненно слепили глаза. Станция, где мы остановились на завтрак, была опрятной и просторной, с хорошо меблированными номерами. Здесь мы роскошно пообедали котлетами, яйцами и отличным хлебом. Стоило нам усесться в сани, как подошёл нищий и сделал трогательное обращение от имени пророка Илии. Финансовый агент пророка был такой невзрачной внешности, что мы существенно уменьшили размер наших инвестиций...