На днях, общаясь с человеком, разговаривал о культурных итогах года - книгах, концертах, спектаклях... Спросил быстро: "лучший фильм из последних увиденных?" и сам себя поставил в тупик вопросом, - сходу не нашёлся нужный ответ. Может быть потому, что слишком много фильмов просмотрено. Слишком большой объём увиденного, чтобы вот так сходу выстроить по ранжиру значимости и удовольствия от просмотра.
Во первых кино российское.
Никаких воплей и стонов по поводу смерти/упадка/разложения отечественного синематографа нет. Качественное кино снимать умеем и периодически этим занимаемся. Может быть не так часто как хотелось бы... Но кто сказал, что хорошие фильмы должны выходить часто, один-два в год - уже хороший результат.
Насчитал целых два отличных. Какое из них поставить на первое место, даже не решусь, слишком разные у них номинации.
Итак, в номинации патриотическое кино Оскара отдаю фильму "Легенда №17".
Просто отличный фильм - и на слезу пробил, и на гордость за Родину, и на поковыряться в истории отечественного спорта на предмет вылавливания несоответствий. На поиск неправды подбили разнообразные зануды-критики, возопившие, что "не так всё было". Сам, правда, нестыковок в особо крупных размерах не обнаружил, только плечами пожал, удивляясь задротству подобных товарищей.
А номинация "интеллигентное кино" с почётом присуждается фильму "Географ глобус пропил".
Всё очень честно, очень неприглядно и эпически, с надрывом, красиво.
Уже писал. Но и помимо этих двух отличных фильмов в прошедшем году было, что посмотреть русского.
"Метро". Оказывается мы умеем делать фильмы-катастрофы. Масштабно, зрелищно и очень достоверно: при виде трагических сцен по спине реально холодок пробегал. Придраться можно разве что к довольно простой истории любовного треугольника, который в фильме не-пришей-кобыле-хвост был... Но законы жанра требуют, се ля ви.
Что ещё из русского помню... Да, с арт-хаусом у нас полный порядок. Авторское кино есть и просто хорошего качества, и отличное.
Есть тёплое хипстерское -
"Отдать концы" Есть для озабоченных собственной идентичностью - "Интимные места".
Есть просто... сидишь потом и долго думаешь - "Рассказы".
В номинации мультиков "Кин-дза-дза" конечно. Никаких откровений, просто современный пересказ старого фильма, но сделанный тепло, незатейливо и душевно.
Ну и всё, наверное, для одного года очень немало. Так держать, Россия.
Чем порадовал мировой синематограф?
Так... Долго думал над номинацией "блокбастер", да и не вспомнил ни одного масштабного экшн-фильма, после которого выходил из зала в приподнятом настроении. Оценки были в диапазоне от "Эх, скукота" до "Ну так, ничего, живенько".
Однако был один фильм, который буквально потряс масштабом.
Масштабом красоты Жизни, Природы и Человеческой души. "Жизнь Пи". После сеанса в кинотеатре Я так и не решился скачать его, чтобы просмотреть в домашних условиях. Не хочу разделять мгновение восторга от фильма на части, пусть оно останется неповторённым.
В этом году Голливуд успешно помогал мне восполнять лакуны в знании новейшей истории с помощью байопиков. Оказалось - это действительно интересно: "Джобс" и "Лавлейс" были просмотрены с большим любопытством. Не шедевры, но и время не зря потратил, почувствовал свет харизмы великих )
По настоящему сильно увлёк научно-популярный байопик "Кон-Тики".
Даже скачал потом оригинальный видеоотчёт Тура Хейрдала, который к слову в 1951 году получил Оскара, как лучший документальный фильм.
Развил в себе вкус к европейскому кино (спасибо Сергею Голубицкому за пропаганду высокого искусства).
Отличные фильмы "Пена дней" и "Великая красота". Подсел и ещё хочу.
И последними, но не в последнюю очередь, упомяну о фильмах-концертах, фильмах-представлениях, фильмах-спектаклях. Синематограф тут выступает в роли посредника, давая возможность увидеть лучшие зрелища мира в своём городе. и делает мастерски, с эффектом присутствия, не доступным и реальным зрителям этих шоу.
"Цирк дю Солей: сказочный мир", "Металлика: сквозь невозможное", "Франкенштейн" с Бенедиктом Камбербетчем в роли чудовища. Каждой картине - высший бал в зрелищности, высший бал в ощущении сопричастности, высший бал в чувстве погружения в другую реальность. Подобное смотреть, сидя дома у телека (будь он хоть пятидесяти дюймов), - только себя обкрадывать.
Хороший кинозрелищный год был, желаю и нового такого же. Ну или хотя бы одного блокбастера. чтоб понравился :)
Размечтавшийся,
В.К.