На будущий год Полю Мориа,
французскому композитору, дирижеру и аранжировщику исполняется 100 лет. А кажется, что он жив и вообще - жил вечно. Не было в СССР человека, который бы хотя бы раз не слышал его мелодий. Или, вернее, мелодий в исполнении его оркестра. Потому что заставки многих программ сопровождались этими мелодиями. А погода в конце программы Время - даже сейчас вы сможете напеть ее, если постараетесь.
Говорят, что сам маэстро обалдел, когда вышел на сцену в Москве - его приветствовали стоя и аплодировали так, что мешали начать концерт. Мориа впервые приехал в СССР- и такой прием. Неизвестно опять же, объяснил ли кто-нибудь маэстро, что его мелодии беспощадно использовались в русской стороне.
Уверена, что никакие авторские права при это соблюдены не были. СССР только в 1973 году присоединился к Всемирной конвенции по авторским правам, когда мелодии Поля Моруа звучали уже и в Кинопанораме, и в «Мире животных», и в программе «Время».
А впервые маэстро приехал в СССР как аккомпаниатор певицы Мирей Матье, которую уже знали и давно любили в нашей стране. Поль Мориа много работал с Мирей, равно как и с другими звездами французской эстрады. Всего за свою жизнь маэстро сочинил или аранжировал более 1200 мелодий!
Среди них много и русских. Поль Мориа был совершенно очарован мелодией «Под музыку Вивальди» Сергея Никитина и позже сделал знаменитую аранжировку. А вот мелодию из кинофильма «Цыган» часто приписывают оркестру Мориа, но на самом деле эту дивную музыку написал композитор Валерий Зубков, а записал оркестр Госкино СССР.
Было бы интересно узнать, за деньги ли покупал мелодии для аранжировки сам маэстро, или просто забирал и работал над ними? Кто знает, напишите!
Click to view