Jan 26, 2008 23:40
Подавляющее большинство правовых споров начинается со споров до-правовых, т.е. моральных. Существует резко выраженная грань перехода спора из моральной в правовую плоскость. Этот момент перехода интересно осмыслить. По сути, в этот момент происходит изменение корпуса релевантных аргмуентов, иногда чрезвычайно резкое. Аргументы, высоко значимые с моральной точки зрения, могут утратить какое-либо значение. Вместе с тем, решающими могут оказаться аргументы, которые на стадии морального спора вообще не выдвигались.
Изменение состава аргументов происходит, по-видимому, по двум причинам. Во-первых, из состава значимых аргументов исключается все то, что не может быть доказано. Причем заранее вопрос о том, что может быть доказано и что нет, часто не очевиден, он требует проработки, зачастую зависит от разных случайностей и т.д. Во-вторых, любое закондательство - это сложный конгломерат норм и вытекающих из них следствий. Опять-таки, заранее непредсказуемо, какую конфигурацию образуют эти нормы ко многим конкретным случаям.
Наверное, есть и третий аспект - неравная юридическая квалификация спорящих сторон (вспомним высказывание Салтыкова-Щедрина про "аблакатов"). Последняя прямо связана с финансовыми возможнстями сторон, поэтом упрек в том, что суды более благосклрнны к богатым может оказаться справедлив даже в том случае, если подкуп судей не имел место.
При переходе спора в правовую область моральные аргументы утрачивают значение. Сохраняются лишь те те из них, которые могут быть переведены в правовую плоскость. Собственно говоря, они перестают быть моральными аргументами. Лишь те, кто реально судился, могут понять, насколько резким бывает переход из моральной в правовую плоскость.
Если моральный спор - это переговоры, то правовой спор - это бой. Парадоксальный вывод состоит в том, что это бой без правил. В судебном споре "все позволено" в том смысле, что позволено искать любые правовые аргументы, манипулировать (пусть с ограничениями) доказательствами и правовыми нормами.
Получается, что не так уж неправы те моралисты (от Конфуция до Достоевского), которые критиковали формальное правосудие, утверждая, что оно разлагает общественную мораль, способствует распространению цинизма.