В Мали, стране хранящей в ХХI веке свои древние, исконные верования, чтущей традиционную для стран черного континента кастовость и племенную принадлежность, родиться banama - принять на себя заклятие запрета заниматься музыкой.
Каста banama в Мали - каста знати, представители которой занимают высокое положение в обществе и большие чины в органах государственной и верховной власти страны. Не пристало banama, лицедействовать и тратить жизнь свою на пустяки. Этот запрет для представителей касты - табу, а табу - не шутка в Мали. Даже с той оговоркой, что у banama, все же есть своя музыкальная традиция, но она распространяется исключительно на женщин, которым разрешается в рамках действия кастового запрета, петь на свадьбах и похоронах. Таких исполнительниц называют griottes (плакальщицы).
Девочка banama - девочка из хорошей семьи. Рокиа Траоре - banama. Её отец тоже banama и высокопоставленный дипломат на службе государства, который во всем остальном мире больше известен, как саксофонист, музыкант самоучка, сделавший себе по-настоящему большое имя на мировой джазовой сцене. Вот так-то…
Родившаяся в Мали Рокиа, провела свое детство в дальних постоянных переездах, связанных с назначениями отца. Сначала Алжир, потом Саудовская Аравия, а потом Европа, где были Бельгия и Франция. В калейдоскопе континентов, стран, языков и культур маленькая девочка открывала для себя огромный и такой разный мир. И еще была музыка, которой Рокиа была окружена постоянно. Звучащий в доме папин сакс и живая музыка концертов, на которые родители брали маленькую Рокию, пластинки величайших мировых исполнителей всех стилей и направлений от мировой классики до поп-музыки, но была еще и музыка griottes и другая, традиционная, настоящая, живая, не сценическая подлинная этника черного континента.
В 1998 году в маленькую студию на окраине Парижа вошла молодая высокая стройная красивая девушка и сказала, что ей надо записать несколько песен.
Дебютный альбом, который начинающая певица назвала «Mouneissa», получился и грустным и светлым, как прощание с детством. Во время работы над материалом этого альбома и пластинки 2000-го года, которая получила название «Wanita», сформировался индивидуальный и узнаваемый стиль молодой певицы Рокиа Траоре.
Нередко чтобы найти главное, надо убрать все лишнее. Именно по такому принципу записан каждый трек и весь альбом 2008-го года «Tchamantche’».
Минимализм инструментальных аранжировок, приглушенные полутона басовых в сочетании с перкуссией и ритмом без четко выделенной сильной доли, создают объём и глубину звучания. Саунд альбома напоминает рисунок пастелью, пейзаж, в котором в совершенстве соблюдены правила перспективы и композиции. Акустическая гитара, электрический бас, традиционные народные инструменты balafon, n'goni, kora и голос певицы, владеющей в совершенстве приемами пения griottes, с меньшей механикой и динамикой, но с хорошим диапазоном, мягкий, низкий и теплый, как свет закатного солнца, дарящий покой в наступающих сумерках.
Рокиа сейчас выступает как автор и исполнитель на сцене и как продюсер своих альбомов. При этом ей открыл двери своих студий один из самых уважаемых мировых лэйблов, Universal, что говорит о признании ее таланта. Европейский тур в поддержку своего альбома француженка малийского происхождения закончит осенью тремя большими концертами в парижской Олимпии.
Саунд и звучание «Tchamantche’» не умещаются в рамки привычного определения лаундж или релакс музыки. При всем этом, этот альбом, вне всякого сомнения, музыка состояния и настроения. Пение Рокиа ослепительно ярко сверкает, как блик и отсвет на неторопливой прибойной волне во время легкого вечернего бриза. Этот альбом напоминает, на первый взгляд, пустяковый сувенир, который ты купил прошедшим летом на память о далекой стране, куда ненадолго приехал. На память об этом месте, и об этом жарком полуденном солнце в бесконечной выси небес. Тот самый пустяк, который будет согревать тебя, попадаясь тебе на глаза всякий раз, именно тогда, когда тебе будет и неуютно и пусто и захочется побыть одному, чтобы отвлечься от неотступной суеты и текучки будней.
Андрей Агафонов