Как развивать ребенка? Дошкольники, часть 5

Aug 10, 2012 01:31

Оригинал взят у aksik в Как развивать ребенка? Дошкольники, часть 5
Как развивать ребенка?
Дошкольники, часть 5, последняя
Предыдущие темы находятся по тэгу развитие детей или по моей фамилии

Поведение по правилам и произвольность


Многие психологи (например, это есть подробно у Выготского и Эльконина) отмечают одним из признаков окончания периода дошкольного возраста и готовности к систематическому обучению добровольное подчинение правилам и начало формирования произвольности. Это очень важный фактор, поскольку обучение построено именно на произвольности психических процессов. Что это все означает? Ребенок дошкольного возраста способен удерживать внимание или запоминать материал непроизвольно - то есть, если его очень сильно привлекает объект, есть соответствующий эмоциональный фон, ему помогают удерживать это в поле зрения (рассмотри, потрогай, и тп). Ребенок, который созрел для обучения (теоретически это считается возрастом поступления в школу, но практически это обычно гораздо позже) может уже некоторое время (небольшой промежуток пока что) удерживать внимание произвольно, даже если ему не помогают специально, объект не привлекает внешне, нет эмоциональной составляющей. Это называется волевым управлением психическими процессами: у меня есть цель, ради которой я внимательно исследую этот объект или запоминаю этот материал. Психические процессы становятся целенаправленными и регулируются волевыми усилиями, а не зависят от внешних факторов и перепадов настроения. ПРостыми словами: малыш постоянно отвлекается от изучения необходимого маме объекта (птичка пролетела, он уже забыл о чем говорили), старший ребенок может сосредоточиться, не отвлекаясь на мелкие мешающие факторы. Как это достигается? Родителям хочется думать, что за лето перед школой они смогут "поднатаскать" ребенка и из полной непроизвольности и невнимательности вдруг явится организованность, воля и сосредоточенность. Только дайте волшебную палочку. Нет, такого в психике не бывает, там все созидательные процессы очень и очень постепенны и зависят от того, как проходят предыдущие этапы. Оглядываемся на предыдущие этапы. Учили ли ребенка внимательно исследовать объект, подключая максимум органов чувств? Приучали ли его активно искать информацию, добывать сенсорный опыт и самостоятельно пытаться сделать выводы? Или он привык пассивно поглощать, не обрабатывая, готовую упрощенную информацию? (обучающие карточки, тв передачи для детей, любые обучающие программы для малышей, отключающие главные свойства мозга). Умеет ли ребенок ставить цели? Они начинаются не во времена написания докторской диссертации и поначалу не имеют связи с логическим мышлением. Основы целеполагания малыш проходит в быту - как раз в раннем детстве в бытовых делах по дому, когда он учится связывать видимую цель и свои физические действия, учится осваивать "взрослые" действия с бытовыми предметами, учится практическим целям и видит результат своего труда (кто оберегает своих детей от домашних дел, потому что они "маленькие", "им нужны специальные развивалки и им некогда", тому не знаю что предложить, в теории ребенок не умеет осваивать целеполагание).
Теперь о первой половине - о поведении по правилам. Психологи, исследовавшие детские игры, выводят это отдельной способностью окончания дошкольного возраста - желание играть в командные игры с системой правил, желание назначать роли и соответствовать им. Это несколько отличается от простой сюжетной игры, где любой поворот зависит от спонтанного "а давай...", здесь есть некий кодекс, которому следуют все без исключения. Опять же, это не сыплется нам на голову вдруг по достижению ребенком 6-7 летнего возраста. Это зависит в полной мере от того, как родители хотели и умели ставить границы в период раннего детства и следили за их соблюдением, от того, формировали ли они у ребенка представления о запретах. Вдруг ничего не появляется, и если время раннего и дошкольного детства в этом плане упущено, потом произойдет "взрыв" подросткового возраста, когда ребенок, приученный к безнаказанности и анархии начинает метаться и искать внешних границ и манипуляций (в смысле, чтобы им самим манипулировали какие-то сильные скорее всего асоциальные лидеры). Это происходит как раз потому, что в нужном возрасте он не прошел период послушания и контроля со стороны значимых для него взрослых, не произошел переход от этого к самоконтролю и произвольному подчинению своду правил. У детей есть потребность в подчинении, в зависимости от надежного взрослого. Теперь эта неудовлетворенность вымещается в подчинении себя правилам определенной агрессивной субкультуры, что обычно не очень радует родителей, недоумевающих, откуда в нем такое.
Итак, ребенок хочет устанавливать свод правил и соответствовать выбранной в игре роли. В игре это выражается в переходе со спонтанной сюжетно-ролевой к командным и сложным настольным играм. В обучении - в принятии роли ученика (это необязательно школа) и соответствующих ограничениях (не вскакивать и не убегать посреди написания буквы, довести задание до конца и тп). Усвоение информации опирается также на произвольность процессов - не случайный интерес к чему-то яркому-привлекательному, а целенаправленное и сосредоточенное исследование.

статьи

Previous post Next post
Up