О границах и родителях

Aug 10, 2012 01:21

Оригинал взят у aksik в О границах и родителях
пока мы говорили о границах, в комментариях были разные примеры и вопросы на тему, ограничивать ли неуважительное отношение маленького ребенка к родителям, или "само пройдет". Напомню, что речь идет не о неуправляемых подростках, а о совсем маленьких детях - возраста раннего или дошкольного детства.


Понимаю, что для некоторых здесь нет вопроса, но все же хочу поговорить об этом отдельно. Потому как эта тема одна из основополагающих, и потом мамы совершенно искренне недоумевают, "что с ребенком", думая, что физического ухода и пресловутого ЕР вполне достаточно, а нравственное воспитание дарится в коробочке на 18-летие. Любое негативное проявление по отношению к родителям (ребенок замахивается на маму или бьет ее, обзывает, кричит на нее и т.п. - нет, я не преувеличила, это реальные примеры наших участников) должно пресекаться немедленно и самым строгим образом. ПОЧЕМУ нельзя ни в коем случае допускать, чтобы ребенок проявлял неуважение к родителям? Как всегда, главная причина - хуже всего от этого самому ребенку. К сожалению, в обществе многое переворачивается с ног на голову, некоторые инфантильные родители стремятся поменяться местами с детьми и перекладывают свою ответственность на неготовых к этому малышей. Но тем не менее, мы будем говорить об этой проблеме в ключе разумного осознанного родительства, а не притворной любви и отказа от собственных родительских функций и ответсвенности.
Итак, почему родители, позволяющие ребенку неуважительное отношение к себе, вредят ему самому и его будущему:
1. Как мы уже много раз говорили, у ребенка есть врожденная потребность в зависимости и подчинении. Ему необходимо ощущать рядом надежного защитника, чувствовать себя под покровительством. Жизнь показывает очень много примеров этому: если бы ребенка не нужно было направлять и ограничивать, из беспризорных детей вырастали бы прекрасные люди. Но этого, увы, не случается. Ребенку необходим взрослый, который направляет его и отводит тогда, когда ребенок уходит "не туда". Точно также, как мама не пустит малыша побежать под машину, та же ситуация в сфере нравственного воспитания. Таким образом, если взрослый позволяет какие-нибудь унизительные действия над собой (малыш бьет маму по лицу, называет папу "дурачком" и т.п.), то в глазах ребенка этот родитель не может быть той надежной опорой, которую ищет ребенок. Если взрослый не может сохранить границы вокруг себя, разве он может защитить ребенка в этом огромном мире?!

2. Именно родители передают ребенку первые представления о мире и способе существования в нем. Весь период дошкольного возраста родитель для ребенка является непреложным авторитетом (это не домостроевский обычай, а психологический феномен. даже дети из самых неблагополучных семей обожают свою маму). Получается, если родитель не требует уважительного и хорошего к себе отношения, зачем его слушать в принципе? И самое плохое, что это случается как раз в тот период, когда ребенок целиком и полностью готов принимать все, что передают ему родители, это ведь не какой-нибудь бунтарский подростковый возраст! Так родители сами разбивают ценность своих слов, и дети не впитывают всего того, что родители пытаются в них вложить. Родители как источник информации для подсознания ребенка в этом случае теряют ценность и доверие.

3. Ребенок в раннем и дошкольном детстве идентифицирует себя с родителями (особенно своего пола, но и противоположного также важно). Он видит себя отражением своих прекрасных папы и мамы. Маленький ребенок всегда стремится быть похожим на своих родителей, копирует маму или папу. Если родитель позволяет ребенку унижать себя, он прежде всего дает разбить этот позитивный образ собственного "Я", рушит адекватную самооценку ребенка (потому что подсознательно ребенок запоминает унижение собственного образа, отражения себя, потому что как образ, который можно лупить или обзывать, может быть достоин подражания?). То есть, родитель тем самым ломает адекватное восприятие самого себя ребенком. Если у ребенка в раннем детстве не сформирована адекватая самооценка, он потом будет компенсировать это совершенно неадекватными способами.

4. Именно родители формируют у ребенка первые представления о системе отношений в мире. О том, как мир относится к нему, и о том, как взаимодействовать с миром. Таким образом, родитель передает ребенку ложные представления (потому что далеко не во всех ситуациях в обществе возможна мамочкина безнаказанность и папино попустительство). В обществе существует иерархическая система (входя в кабинет к начальнику, человек ведет себя не так же, как с самым близким другом в кафе). Основы поведения в системе общественных отношений закладываются не тогда, когда взрослый человек идет на свою первую работу, а в раннем детстве, когда в его подсознании формируются твердые поведенческие модели. Человеку, привыкшему к унизительному отношению к самым близким людям, будет очень тяжело завести близких друзей и уметь общаться в социуме

5. Период раннего и дошкольного детства основополгающий в формировании поведенческих моделей. Все остальное лишь накладывается на эту основу. Соответственно, последующие разглагольствования мамы или папы о том, что агрессивное поведение не есть правильно, будут накладываться на совершенно обратный практический опыт ребенка, запечатленный в его раннем детстве.

Комментарии здесь скрыты
Апдейт: всем, кто оставляет вопросы, отвечу позже обобщенным постом
.
Previous post Next post
Up