Заинтересовалась на досуге биографией немецкой актрисы из "Трехгрошовой оперы" Каролы Неер - любимицы Брехта и просто красивой женщины, которая после прихода Гитлера к власти вместе с мужем, коммунистом Анатолем Беккером эмигрировала в СССР и подписала письмо против оккупации нацистами Саарской области, за что была лишена немецкого гражданства. Судьба этой семьи была, к сожалению, трагична и типична - в 1936 году они оба были арестованы по обвинению в каком-то троцкистском заговоре (по более поздней записке наркома Ежова к Сталину есть подозрение, что роковую роль сыграла близость семьи Беккер к Михаилу Кольцову и его жене Марии Остен). Анатоль Беккер был расстрелян в 1937 году. Их общего с Каролой ребенка, Георга, взяли к себе их друзья, советские немцы Танбенбергеры. После ареста Таубенбергеров он оказался в детском доме. Михаил Кольцов и его жена так же были позже расстреляны. Самой Неер дали 10 лет лагерей. Умерла в 1942 от году от тифа в тюрьме в Соль-Илецке (нынешний "Черный дельфин").
Обсуждать тут как бы нечего (дискуссий типа "при товарище Сталине невиновных не приговаривали" или "Св.Сталин ничего не знал, ибо был блаженным" прошу тем паче в комментах не затевать), но вот что интересно - натыкаюсь я на статью на "Радио Свобода" про открытие выставки "Театр жизни Каролы Неер" в Москве. Среди прочих там выложен текст Йоханнеса Фосвинкеля, главы Фонда им. Генриха Белля, который рассуждая об печальной истории Неер, сразу же технично переходит к вопросу о необходимости декоммунизации в России, ссылаясь на опыт денацификации Германии. И тут я просто совею.
Во-первых, Неер сама была коммунисткой (как, кстати, и немалая часть других жертв Большого террора) - официально она не состояла в КПГ, во вступлении в ВКП(б) ей было отказано (дело уже шло к опале), но без всяких сомнений она коммунисткой по убеждениям. Ей и ставили, судя по делу, в вину то, что она называла себя коммунисткой, будучи формально беспартийной. У Фосвинкеля логика как у сталинских следаков? Если речь идет о признании преступной идеологии и приравнивании коммунизма к нацизму, то спрашивается, почему руководитель Фонда им.Белля открывает посвященную коммунистке Кароле выставку и говорит о своем сочувствии ей? По его же словам выходит, что она действительно преступница, а речь идет о разборках внутри "преступного" коммунистического лагеря. Он Штрассеру или Рему, убитым по приказу Гитлера, тоже сочувствует и выставки собирается открывать что ли? Что-то не сходиться в общем.
Во-вторых, если исходить из осуждения идеологии, то осуждают те принципы, на которых она базируется. Речь же не о конкретных преступлениях, а об идеях. С нацизмом все понятно-то - когда мы говорим о нацизме, то говорим о таких его "родовых" чертах как расизм, шовинизм, ксенофобия, агрессивный национализм, милитаризм или отказ от правовых принципов и демократии. Что этот Фосвинель в коммунизме, как идеологии собрался осуждать? Идею равенства? Идею социальной справедливости? Интернационализм? Что ему в этом не нравится? Может в "Манифесте Коммунистической партии" где написано про то, что нужно убивать и сажать людей по облыжным обвинениям? Так с чего бы кто-то это шьет всем коммунистам?
Во-вторых, человек, именем которого назван данный Фонд, то бишь, собственно, сам Генрих Белль в своем известном романе "Глазами клоуна" прекрасно отразил всю суть и смысл денацификации (видимо, в компетенцию главы Фонда им. Белля не входит еще и книжки его читать). Там, если кто читал, то может вспомнит, что мать главного героя (кстати, из семьи угольного магната) во времена Гитлера была настолько отмороженно-идейной нацисткой, что отправила свою 16-летнюю дочь воевать в противотанковых войсках против ж**большевиков и "ж*довствующих янки" (откуда та, как это случалось, не вернулась). После войны госпожа Штир прикинулась шлангом, переобулась и возглавила какой-то комитет по борьбе с расовой нетерпимостью. И это характерная история. В те времена "денацификации", когда обычных домохозяек и шахтеров таскали по концентрационным лагерям, лепя им в лицо "Посмотрите, что вы наделали!".
А справедливое наказание для нацистских преступников или очищение органов власти от пронацистских элементов - это дело явно сугубо правильное. Проблема в том, что денацификация включала в себя такие явно противоречащие ее целям явления, как вменение коллективной вины целому народу и представление о том, что народу можно насильно привить правильные ценности. Что не только способствовало формированию праворадикальных взглядов у ряда немцев по методу "от противного" ("что опять каяться за Гитлера? Да задрали, я в те времена там даже рядом не стоял, но теперь-то, пожалуй, постою"), но и привело появлению всяких RAF (кстати, ненароком поинтересуйтесь, кем был отец Ульрихи Майнхоф, что не говорить о вине всей нации) и молодежным бунтам 60-х. Когда ненароком выяснилось, что денацификация была проведена настолько ударно, что в немецких концернах и органах власти нацист на нацисте и нацистом погоняет. В смысле речь идет о членах НСДАП - о людях вроде Ганса Глобке, который занимался разработкой Нюрнбергских законов, но официально в НСДАП не состоял (причина - отклонили заявление), а потом стал советником при Аденауэре, вовсе умолчим. И это типично и характерно - чем на большее число лиц размазана ответственность тонким слоем, тем проще из под нее выйти самым богатым, самым виноватым или самым циничным. По принципу - "Да не я же один зиговал - ВСЕ тогда зиговали!". Не, простите, так не бывает. За каждое преступление ответственны конкретные люди с конкретными именами. К коммунизму эта калечка с Германии о "преступной идеологии" тем паче не применима. Что не мешает сторонникам демократического выбора, прав человека и прочего "за все хорошее" к этой калечке апеллировать.