Человек с киноаппаратом // 1929

Sep 17, 2016 19:35



Жить - значит оставить после себя след на Земле. Советская версия бессмертия. Человек с киноаппаратом (на самом деле, его сыграл брат режиссера - Михаил Кауфман) - всевидящее око Господа Бога, наблюдающее и преобразующее своим взглядом мир. Там есть и кураж, и безудержное ощущение свободы того, кто стоял за занавесом этого мира, видя скрытое глазу обычного зрителя, скучающего на представлении, вовлекая того в общий круговорот. Чего стоит только знаменитый манифест Вертова «Мы объявляем старые кинокартины, романсистские, театрализованные и прочие - прокаженными. Не подходите близко! Не трогайте глазами! Опасно для жизни! Заразительно. Мы утверждаем будущее киноискусства отрицанием его настоящего. (…) Мы приглашаем вон из сладких объятий романса, из отравы психологического романа, из лап театра любовника, задом к музыке. Вон в чистое поле, в пространство с четырьмя измерениями (3 + время), в поиски своего материала, своего метра и ритма». И неспроста этим человеком так восхищались и Годар, и Франсуа Трюффо, и Триер проповедовавшие тот же подход. Причем, в отличии от них от всех, даже в отличии от Эйзенштейна, который имел определенный бэкграунд и прекрасное образование, Вертов даже смутно себе представлял, что он именно собирается сбрасывать с парохода современности (полноценного образования там не было даже близко) - лишь бы что-то вертелось и постоянно менялось, обеспечивая биение жизни.


"Жизни врасплох". Один день большого города, только просыпающегося вместе с солнцем в первых кадрах и превращающегося в гудящий улей к зениту. Причем, даже не понятно о каком городе идет речь. Дзигу часто уличали в том, что он, как подобает истинному революционеру и новатору, нарушал даже собственные правила и догмы - вопреки тезису «жизнь врасплох», помимо эпизодов снятых в Одессе, там есть эпизоды, снятые в Москве, там использовались и профессиональные актеры, и раскадровки. То есть, некий план и идея у режиссера были. В чем же они? Камера фиксирует приметы старого дореволюционного мира - конные экипажи, толстых барынь навесивших на худенькую прислугу здоровые чемоданы. Но главные герои - это автомобиль, поезд, новая техника и новые люди. И конечно, человек с кинокамерой. «Я - киноглаз, я создаю человека более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам… и монтажом создаю нового, совершенного человека». Ни больше, но и не меньше (там это рождение нового человека даже буквально показано). Как написал какой-то чувак с рутрекера «Невероятный фильм. Простой и выразительный. После него улыбаешься до ушей, потому что прёт, и хочется пойти и делать что-нибудь офигительно крутое»

image Click to view

ЗЫ Фильм в свое время показывали под живую музыку, поэтому к настоящему моменту он разжился разными версиями саундтрека (есть даже версия Майкла Наймана), но по-моему лучшее - The Cinematic Orchestra - Man With A Movie Camera (2002), написанный по просьбе дирекции португальского кино-фестиваля.

наше, документальное, СССР, Кино

Previous post Next post
Up