«Внезапно его осеняет. В ночь с 22 на 23 января он пишет уже, должно быть, двухсотое письмо Фелиции Бауэр, где спрашивает: «Ты вообще разбираешь мой почерк?». «Разбираешь ли ты вообще почерк этого мира?». Век двадцатый сломал все внутренние дешифраторы человечества. Прошлое уже слишком смутно, будущее туманно, а настоящее искажается и дробится на многочисленные точки зрения. Как на предметы и лица на картинах Пикассо и Кирхнера. Как многоголосные оратории Шенберга. Как проза Кафки. Как расходящиеся улочки Вены, по которым бродили в одно время Сталин, Гитлер, Тито и Зигмунд Фрейд. Время, когда сны и идеи, кажутся более реальными, чем эфемерная, быстро меняющаяся жизнь. Короткие, как выстрелы, зарисовки о том, что проводили последнее лето «прекрасной эпохи» люди, определившие облик двадцатого века. До тех пор, пока один выстрел в Сараево не ознаменует начало нового витка, который прекрасным уже никто не назовет.
Эту книгу мне посоветовала уважаемая френдесса unorecess ( к короткометражке
«Смерть тени», а я тут пока посмотрела другую, которая странным образом тоже комментирует роман Флориана Иллиеса - «Сердце мира» (The Heart of the World, 2000) небезызвестного Гая Мэддина». В ней есть и эстетика «Путешествия на Луну» Мельеса, и советского авангарда, и немецкого экспрессионизма. Там девушка-ученая слушает «сердце мира» и не может выбрать из двух братьев. Один - актер Осип, который играет Христа, а другой - гробовщик Николай. Вот тут то в события вмешивается индустриальный магнат Акматов, который чуть было не увел Анну и не вызвал коллапс планеты. Но спасает, как обычно, волшебная сила искусства. И все это под музыку «Время вперед» Свиридова. Очень стильная и по-хорошему безумная вещь, посмотрите - она всего шесть минут длиться.
Click to view