Click to view
Товарищ выложил в комментах
к посту про школу статью про «клиповое сознание» (спасибо ему, кстати), которая многое объясняет, поэтому запощу это и сюда: «Из массовых жалоб педагогов, пришедших в ужас от глобальных перемен, происходящих сегодня с учениками средней школы и вообще учащимися, можно узнать, что дети сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно - изложения. То есть, они плохо понимают чужие мысли. Слышатся также жалобы, что дети теперь меньше читают и - опять же - не понимают смысла прочитанного» (
здесь)
Да стопудов же. Этот феномен давно бросается в глаза. Я раньше посмеивалась над тем, для каких северных оленей пишут на упаковках явно не предназначенных для того товаров что-то вроде «не для употребления в пищу» или «не разбирать», тем более, что речь идет явно не о трехлетних детях. Типа купит взрослый дэбил шампунь и выпьет его, перепутав с чаем, так что ли? Перестало быть смешно, после того, как я поняла, что таки да, оказывается, есть люди, которым надпись «не пытайтесь засунуть этот телефон себе в задницу» просто необходима. Но самое печальное - даже если такая надпись будет, то они его все равно таки возьмут и засунут. Ибо либо не читают вообще, либо читают, но не понимают и не умеют выстроить логические связи.
В точном соответствии с наблюдением учителей, я иногда читаю отзывы на книги или фильмы, и просто офигиваю, как можно настолько не понимать произведение и все перевернуть. Характерный пример -
рецензия Быкова на британскую «Анну Каренину» (которая с Кирусей Найтли). Основной месседж в том, что британцам надоели русские, именно поэтому они сняли целый фильм по русской классике, и сняли плохо (по мнению Быкова, естественно), но стыдно не за них, а почему-то за Россию. То есть, человек даже киношку счел только поводом, чтобы выгулять своих внутренних тараканов и рассказать о своем богатом внутреннем мире. И такое же везде и на всех уровнях - когда на любую тему пишется в жанре автобиографии. Я еще в 2012 году за голову хваталась, когда читала посты, где прямым текстом писалось «Как выборы могут быть честными, если Я и все МОИ знакомые не голосовали за Путена». А проблема в тотальном отсутствии коннекта между индивидами и отсутствии системного мышления.
Интервью с Людмилой Есюковой оттуда же
("Разрыв между умными и глупыми нарастает" - вот это вообще читать в обязательном порядке всем для просветления): "- По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги - люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
(....)
Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи."
"Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.
А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.
Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается"
Если людей, которые могут презентовать свою мысль красиво, «отжечь», как говорят в этих ваших интернетах, еще хватает, то с самими этими мыслями и смыслами острейший дефицит. Востребованы не философы, не ученые, не инженеры, а пиарщики, блядь, и продажники ("блядь", если что не в качестве связки, а в качестве профессии). Поскольку система образования и современный мир в принципе все больше заточены под выработку такого типа сознания, думается, что весь этот «дивный новый мир» будет только ширится. И в полном соответствии с прогнозами Есюковой, возможно, нам еще предстоит наблюдать, как вся страна превратится страну менеджеров среднего звена, способных оформить презентацию в power point, «отжечь», впаривать друг другу приложения для смартфонов и прочих покемончиков. Виртуальная экономика, Карл Маркс! А работать будут камрады из Средней Азии. К этому все и идет. И не надо никого бить по жопе и стучать указкой по голове, чтобы построить стену и превратить всех винтики, как думалось во времена выхода наивного клипа Pink Floid. Сами все построят, отчуждение достигло таких масштабов, что вышло за пределы собственности и стало тотальным. Кали Юга, такая Кали Юга. Правда, терзают смутные сомнения, что это все надолго.- ресурсов то может не хватить (вернее, так скорее всего и будет).
ЗЫ А ну и да - полноценный продукт нового мира, Анастасия Миронова,
выложила очередную (и лучшую!) статью про ужасы советского детства (это та же барышня 1984 года рождения, которая писала о варке винта из солутана на основании личного опыта, наверное). В анамнезе присутствуют педофилы, детская эротика в социалистическом искусстве, изнасилования на картошке, эксплуатация детского труда, деревянные игрушки прибитые к полу и "советский ребенок, за редким исключением, жил в страхе". Настя, вам по ходу выливали суп за шиворот не чтобы вы доели, а потому что иногда лучше жевать, чем говорить.
Газете.вру и их топовой колумнистке стоит, кстати, напомнить о русской народной поговорке про "береги честь смолоду" - в смысле, что любые деньги закончатся, а репутация и позор останутся. Уже весь рунет смеется. Вам предстоит дождаться того, что большая часть населения РФ , которая родилась до 2000 года вымрет, прежде чем писать такие перлы - "Советские учителя могли ударить ребенка по затылку, по рукам вплоть до середины 2000-х" и всякое такое