«Во все тяжкие» (Breaking Bad), 1-3 сезон

May 30, 2020 17:09



К своему стыду только сейчас приобщилась к великому американскому сериалу (по аналогии с «Great American Novel») и с первых серий поняла все восторги в отношении него. Если вкратце, то это история про рак. Не онкологическое заболевание главного героя, а про рак души/личности или чего там в каждом живет, страдает и теплится? Вот бывает, что человек решает сделать какую-то гнусность, считая, что это его никак не характеризует и никак не изменит. Разумеется, у него под рукой 100500 оправданий и отговорок - «меня вынудили», «я же совсем чуть-чуть изговняюсь, так-то я хороший», «это для благого дела», «я же не для себя, а для других стараюсь» (что ради семьи можно и нужно всех порвать и по трупам пойти - это вообще популярная тема у обывателей и представителей мафиозных структур). Но так не бывает! Клеточное деление первоначального поступка распространяется, метастазы поражают все новые фрагменты личности и перед нами уже совсем другой человек, способный на любые паскудства, и вовсе не хороший, ибо какой же он хороший, если такое делает? Более того, эффект домино затрагивает уже других людей, включая невинных, а сам персонаж иногда бывает получает возмездие - не по американским законам, не по мафиозным и не по конвенциям о правах, а просто «по ходу жизни», что гораздо страшнее. Можно назвать это «божественным правосудием», можно Роком, а можно просто «цепной химической реакцией».

В рецензиях, особенно среди левых, очень много говорится о проблемах бедности и американской медицины. Это действительно так, система здравоохранения, хорошо раскрытая в сериале - это жопа и настоящий позор США, по статистике большая часть банкротств среди физических лиц связаны с этим. Вот только конкретно Уолтер Уайт, в отличии от многих американцев, как раз имел другие выходы и ни «вынужденным», ни «бедным» его не назовешь. Посмотрите на его дом с бассейном, который кажется просто огромным, точнее он и есть огромный для семьи простого школьного учителя из трех человек (а вот у его свояка, у которого тоже не было денег на лечение, уже дом с четырьмя спальнями на двоих!). Там же показано, как молодой Уолтер забраковал более скромный вариант, сказав, что «нужно стремится к лучшему». Вот откуда ипотека, проблемы с финансами и необходимость работать на мойке. Уолтер же по типажу типичная «ломовая лошадь», готовая пахать круглосуточно, ходить на работу с температурой и терпеть унижения, чтобы «все было как людей, только лучше», а потом приходить в свой дом («свою крепость»), где он чувствует себя наконец хозяином своей жизни. Есть же замечательный эпизод, когда он решил завязать с варкой метамфетамина, но не лег на диван смотреть телевизор или втыкать в книжку, а устроил мегаремонт в подвале, чтобы чем-то себя занять. Потом пошел за грунтовкой в хозяйственный, встретил там нариков, закупавшихся для варки, и не смог удержаться, чтобы не подойти и не сказать - «это моя территория, валите отсюда». А почему Мария воровала в магазинах? Она бедная? А почему Джесси Пинкман, став миллионером, крысит часть мета у Гуса, чтобы толкать самому и «работать на себя»? Он же открытом текстом артикулирует, что чувствует себя «по-кафкиански», что он все так ощущает себя все тем же мелким гопником и шестеркой, разве что с большими деньгами. Точно так же и для Уолтера совершение преступлений - это акт свободы и восстановления человеческого достоинства, выход из уготованной ему социальной роли «мелкого винтика» в общем механизме бытия и его от этого ужасно прет (он даже сексуальное возбуждение чувствовал после первых дел). Так что эти «ради семьи» и «вынужден» - это детские отмазки и пиздеж в пользу бедных, для себя он все делал, для себя и своего эго. А достоинство обычного человека, его стремление к свободе, самореализации и преодолению отчуждения - это хорошо и морально, без них человек никогда не почувствует себя счастливым. Но у героев все это переходит в стадию злокачественной опухоли гордыни, беспредела и тотального нигилизма.

Стало еще интересно, почему эгоистичный и осторожный Уолтер вдруг стал опекать Джесси и относится буквально как к члену семьи. Помимо самого очевидного ответа - другой семьи у него уже нет, он отсечен от нормального социума своими преступлениями, прослеживается еще и то, что напарник для Уолтера является этаким «выносным устройством совести». Да, Джесси бестолковый гопник, торчок и распиздяй, но у него есть совесть, он человечней и этичней, он не может придумывать себя оправдания вида для успокоения сказки вида «самолет из-за властей разбился, я же исследовал эту тему», а пропускает все через себя. Если бы Уолтер договаривался сам об участи Барсука с Солом, то, скорее всего, он бы выбрал более экономичным вариант с его убийством, а не с освобождением. Сам по собственной инициативе он никогда бы на конфликт с Гусом из-за убийства Комбо и использования в качестве «бегунков» детей не пошел. То есть, Джесси для него - это единственная возможность окончательно не выплыть за буйки, не поехать и не потерять себя. Но в то же время (я это пишу по трем сезонам, отсмотренным пока) прослеживается закономерность - чем лучше и этичней поступают герои, чем они человечней, тем это им это сложнее и дороже стоит, в тем большие проблемы выливаются их самые благие и правильные поступки. Становится понятно, почему все наркобароны, которые в бизнесе уже давно, настолько безжалостны и отморожены. Так уж закручены гайки, что бесчеловечные системы клепают жестоких людей, как на конвейере. Вот такой он, крах американской мечты.

США, сериалы

Previous post Next post
Up