Книги по самопомощи зародились в стране с твердым характером.

Oct 03, 2024 10:41

The Economist рассказывает о том, что необычный британский жанр скорее помог издателям, а не читателям:

"1859 год оказался знаменательным для британской издательской деятельности. Были опубликованы «Происхождение видов» Чарльза Дарвина и «О свободе» Джона Стюарта Милля. Появилась на свет и в значительной степени забытая книга автора по имени Сэмюэл Смайлс. Она была скучной, плохо написанной и раскритикованной: один писатель назвал книги такого рода «самыми глупыми из всех известных». Естественно, читателям она понравилась. Она превзошла по продажам Дарвина, популяризировала новый термин и в процессе навсегда изменила издательское дело. Книга называлась «Самопомощь» (“Self-Help”), и ее цель была проста: объяснить читателям, что «с Волей можно сделать все что угодно». Конечно, можно было бы продать и больше этих книг: в прошлом году в Великобритании, по данным Nielsen BookData, 3% всех проданных книг были книгами по самопомощи.

С тех пор, как появились личности, им требовалась помощь, и книги ее предлагали. Библию называют первой в мире книгой по самопомощи; «Размышления» Марка Аврелия до сих пор в книжных магазинах можно увидеть на столах с руководствами по самопомощи. Такие советы, как Послание к Ефесянам 4:32 («Будьте друг ко другу добры») и Послание Марка Аврелия 5.16 («Душа окрашивается цветом своих мыслей»), могли бы с удовольствием расположиться в любом современном руководстве. Другие советы, менее удачные: Левит 18:7 («Не позорь отца, вступив в половые отношения с матерью») - возможно, и хороший совет, но он меньше похож на текст для магнитика на холодильник.

К XVII веку появились специальные книги, предлагающие советы по таким важным темам, как «Бороды ужасающей длины» и «Вытри нос». Некоторые типичные мотивы самопомощи проявились задолго до укоренения самого термина. Так же, как современный бестселлер Джеймса Клира «Атомные привычки» объясняет, как «четыре закона изменения поведения» могут помочь с ежедневными привычками «оставаться мотивированными в жизни и на работе» и избегать негативных мыслей, так и пуританский учебник XVIII века поощрял читателей ежедневно размышлять о своей неминуемой смерти. Представьте, писал он, «твое дыхание сбивается, твое горло хрипит, твои руки покрыты холодным потом». Что, несомненно, помогало оставаться мотивированными, хотя и с негативными мыслями.

Сама по себе самопомощь начала процветать во время промышленной революции. В эпоху средневековья люди, возможно, измеряли свою ценность положением в семье или деревне. По мере того, как росло городское население, они оказывались на «своего рода маркетплейсе», где люди «покупали друзей, деловых партнеров и приятелей», как говорит Джозеф Генрих, профессор эволюционной биологии Гарвардского университета. В этом «индивидуалистическом мире людям [приходилось] развивать уникальное «я», чтобы стать более привлекательными для других людей». Это означало не только самосовершенствование, но и поиск времени для этого. Люди в этот период стали «одержимы… эффективным использованием времени».

«Самопомощь» Смайлза типична. Она предлагает отчасти освобождающее, отчасти сокрушительное послание о том, что с помощью труда «любой человек может сделать то, что уже сделал любой другой человек». Чтобы доказать это, книга предлагает 400 с лишним страниц рассказов о неприятных дисциплинированных людях, которые спят по четыре часа в сутки, работают по 16 часов в сутки, выбирают совершенствование труда вместо «извращенной жизни» и завидно преуспевают. Читатель узнает, как Галилей после 50 лет работы изобрел свой маятник; как Джеймс Уатт придумал паровой двигатель всего за десять лет; и как Роберт Пиль, влюбившись в семилетнюю дочь своего домовладельца, сказал, что женится на ней, прождал десять лет и наконец сделал это. (Уход за несовершеннолетней, по-видимому, не считался «извращенной жизнью»).

По мере развития жанра росли и его претензии. Одна из причин, по которой самопомощь презирается, как говорит Оливер Беркман, автор книги по управлению временем «Четыре тысячи недель», заключается в том, что существует множество «невероятно сомнительных» вещей, начиная от плохо продуманных идей и заканчивая «откровенным шарлатанством». Некоторые книги с такими названиями, как «Оставайтесь в живых всю жизнь», предлагают советы по темам, которые редко считаются проблемой. Другие, такие как «Думай и богатей» и «У меня был аппендицит, и я вылечил его сам», вызывают некоторое подозрение.

Независимо от того, все ли утверждения о самопомощи верны, эти книги действительно показывают, о чем беспокоятся люди. Посмотрите список американских книг по самопомощи 19-го и 20-го веков, и вы увидите 77 названий по теме «Юность», 17 - по теме «Старение» и 13 - по теме «Алкоголизм». «Одиночество» (6), «Любовь» (63) и - неожиданно и, надеюсь, не имеющее к этому отношения - «Скот». Иногда этот список читается как комедия, иногда как трагедия. После «Способности любить» и «Приключений в наготе» следует мрачный «Совет одиноким, расстроенным и сбитым с толку».

Книги «отвечают на страхи и тревоги» своего времени, говорит Джессика Лэмб-Шапиро, автор «Promise Land» - книги в этом жанре. Например, после Депрессии процветали книги о зарабатывании денег, хотя и не ясно, помогали ли они своим читателям процветать. Хотя, если верить Марку Аврелию, это вряд ли имеет значение. Богатство, амбиции и достижения, писал он, ничего не стоят: мы здесь всего лишь на кратчайший миг перед тем, как войти в «бездну вечности». Возможно, есть лучшие способы потратить его, чем читать книги по саморазвитию."

Телеграм-канал "Интриги книги"

Общее:Образование, Общее:Разное, Общее:Бестселлеры, Стр:Великобритания, Общее:Книгоиздание, Жанр:Психология, Жанр:Журнальные статьи, Жанр:non fiction, Жанр:Классика, Общее:Вопросы литературы

Previous post Next post
Up