Jerry Weissman - специалист по общению и вопросам лидерства
рассказывает в Forbes о том, какие уроки любой оратор или докладчик может извлечь из Нобелевской речи Уильяма Фолкнера (
на русском языке и
на английском языке).
Уильям Фолкнер - выдающий американский писатель, чьи романы
«Шум и ярость»,
«Свет в августе», рассказы принесли автору Нобелевскую премию по литературе 1949 года. Его благодарственная речь стала столь же знаменитой, как и произведения, принесшие ему награду. Анализ этой речи дает пять основных уроков:
"Первый урок: Тема.
Каждая речь и каждое выступление должны иметь четко сформулированную главную тему или цель. У Фолкнера - призыв к стойкости в трудные времена. В тот период главной проблемой была ядерная угроза, которая стояла перед всем миром во время Холодной войны; и поэтому его цель: «Это [привилегия писателя] - помочь человеку выстоять».
Сегодняшний деловой мир сталкивается с быстрыми технологическими изменениями, вызванными ИИ. Как пример, заголовок в Wall Street Journal:
«Технологические рабочие места иссякли - и не скоро вернутся». Для того, чтобы компания выжила в этой сложной среде, ее главная цель должна быть такой же, какую ставил Фолкнер много лет назад: целеустремленность. И каждая презентация должна содержать четко изложенный план того, как компания будет конкурировать и расти, а также определять свой путь к прибыльности.
Второй урок: Структура.
Как учил Аристотель более двух тысячелетий назад, каждая история должна иметь начало, середину и конец. Вот как у Фолкнера:
- Вступление: «использовав для этого сегодняшнюю кафедру, с которой я могу быть услышан молодыми людьми [и женщинами]».
- Он затем перешел к середине, которая определила проблему: «Остался лишь один вопрос: когда тело мое разорвут на части? Поэтому молодые писатели наших дней - мужчины и женщины - отвернулись от проблем человеческого сердца».
- И в конце он делает вывод, предложив решение проблемы: «Долг поэта, писателя и состоит в том, чтобы писать об этом. Его привилегия состоит в том, чтобы помочь человеку выстоять».
Сегодняшние презентации определяются как колоды слайдов. Но колоды обычно перетасовываются настолько сильно, что остается только логика "от слайда к слайду" без какой-либо очевидной структуры. Вместо этого, после завершения всех перетасовок, добавьте шаг - 35 000 просмотров всей колоды, чтобы убедиться в наличии общей структуры с четким началом, серединой и концом.
Третий урок: Антитезис.
Это риторический прием, когда в одном предложении есть две противоположные идеи для создания акцента. Классические примеры антитезы:
- Геттисбергская речь Линкольна: «Мир вряд ли заметит и надолго запомнит то, о чем мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они здесь сделали».
- Инаугурационная речь президента Джона Ф. Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, - спроси, что ты делаешь для своей страны».
В речи Фолкнера есть три примера антитезы:
- «Этой премией награжден не я, как частное лицо, но мой труд».
- «Поэт должен не просто создавать летопись человеческой жизни; его произведение может стать фундаментом, столпом, поддерживающим человека».
- «Я верю в то, что человек не только выстоит - он победит».
Многие деловые ораторы пытаются идентифицировать свою бизнес-модель, продукт, услугу или компанию, рассказывая о ней только в отрицательной форме: «Мы не ...» При этом они не только опускают противопоставление, но и не определяют свой предмет. Поэтому либо используйте полную антитезу: «Хотя мы не ..., мы ...» А еще лучше, очистите свое сообщение от любого негатива: «Мы ...»
Четвертый урок: Повторение.
Повторение - это подкрепление. Нигде повторение не реализовано лучше, чем в рекламных слоганах. «Что у вас в кошельке?» от Capital One стало разговорной идиомой. Фолкнер повторил основные слова своей темы: «преобладать» дважды и «терпеть» четыре раза.
Слишком часто докладчики называют свою технологию, продукт или услугу «оно», а свою компанию - «мы». Вместо этого используйте настоящее название вашего продукта или услуги и компании и произносите их как можно чаще. Брендируйте свой бизнес так же эффективно, как это делает Capital One.
Пятый урок: Краткость.
По словам Странка и Уайта в книге «The Elements of Style» - «энергичное письмо - лаконично». Фолкнер сделал все вышеперечисленное в 552 словах.
На протяжении поколений проклятием публичных выступлений была речь, которая затягивалась, и этот фактор только усугубился с появлением социальных сетей и сопутствующим им сокращением концентрации внимания. Чтобы избежать этого проклятия, попробуйте следующее: репетируйте свою речь с таймером и, независимо от результата, сократите ее на 10-20 процентов."
Телеграм-канал "Интриги книги"