Часть I.
Часть II.
Обозреватель Madison Darbyshire в
"The Financial Times" рассказывает, почему сейчас романтика является самым продаваемым жанром в художественной литературе и задается вопросом: почему мы стали настолько увлечены ею?
В Рождество 2020 года на Netflix вышел фильм
«Бриджертоны» Шонды Раймс. Действие сериала разворачивается на лондонском брачном рынке эпохи Регентства. Сериал веселый, непристойный, захватывающий и, в буквальном смысле, чистое удовольствие (кульминация финального эпизода была настоящей кульминацией). Казалось, это дало спасение, которое искало утомленное пандемией население, увлеченное до этого
Королем Тигров.
Основанные на серии книг
Джулии Куинн, опубликованных примерно за 20 лет до этого, "Бриджертоны" подняли интерес к любовным романам на уровень, невиданный за последние несколько лет со времен
«Пятидесяти оттенков серого». Но на этот раз все было по-другому. Бриджертоны не стали изолированным явлением. Любовные романы внезапно появились повсюду - и они были крутыми.
Автор романов-миллениалов Эмили Генри возглавила списки бестселлеров в США и Великобритании с романтическими комедиями
«Отпуск на двоих» и "Book Lovers" («Любители книг»). Того же смогла достичь и Сара Дж. Маас, чья серия книг о королевстве сексуально заряженных воинов-фей
«Королевство шипов и роз» была приобретена Hulu. А после того, как роман
Коллин Гувер 2016 года «Все закончится на нас» обнаружили в TikTok, и читатели увлеклись ее задумчивыми предыдущими книгами: она стала одним из крупнейших издательских феноменов десятилетия. К 2022 году Гувер занимала семь из 10 мест в списке бестселлеров художественной литературы в мягкой обложке New York Times. И в отличие от «Пятидесяти оттенков», которые, как известно, ответственны за всплеск использования электронных книг, когда краснеющие читатели загружали эту книгу на свой Kindle, поклонники любовных романов с гордостью покупали романы в печатном виде.
Издатели подчеркивают, что этот жанр всегда был популярен, являясь тихим источником доходов в миллиарды долларов, что помогало субсидировать более престижные, но менее прибыльные книги. Любители любовных романов ненасытны и часто проглатывают несколько книг в неделю. Редакторы, критики и другие литературные стражи книг этого жанра, популярного среди преимущественно женской читательской аудитории (назовем это сексизмом: примерно 80% читателей романов - женщины) зачастую игнорировали и относились к нему снисходительно, не воспринимая его всерьез.
Сегодня любовные романы являются самым продаваемым книжным жанром в США: в этом году было продано более 32 млн экземпляров таких книг. Согласно новым данным трекера издательской индустрии Circana, он также является одним из самых быстрорастущих. Хотя художественная литература в целом стала более популярной во время пандемии, поскольку читатели пытались убежать от действительности, именно романтика возглавила это движение: продажи романтических романов выросли более чем на 50% за год до мая 2022 года и на 32% в 2021 году.
В 2023 году книготорговцы США продали на 11% больше романтической художественной литературы, чем в прошлом году: рост замедлился, но остается всё еще значительным. Рост в Великобритании также впечатляет: по данным Nielsen, продажи книг выросли на 20% в годовом исчислении.
Возможно, из-за маргинализации читатели романов представляют собой лояльное и сплоченное сообщество. И они становятся все более могущественными. Эта фанатская база, известная своими глубокими онлайн-дискуссиями, рекомендациями в социальных сетях и ежегодными конференциями, сыграла решающую роль в продвижении романтического жанра на главные роли.
«Сейчас мы совсем по-другому говорим о любовных романах», - отмечает Susan Swinwood из Canary Street Press, издательства HarperCollins. Внезапно «книжные магазины захотели, чтобы эти романы были выставлены на главных полках, а не на задворках книжного магазина».
Успех этого жанра означал, что «издатели начали позиционировать писателей-романтиков как крупных коммерческих авторов», - говорит Shannon DeVito, старший директор по книжной стратегии книжного магазина Barnes & Noble. «Он позволил потребителям любовных романов начать читать их увереннее».
Романтику всегда преследовала стигма: многие полагали, что такие истории - это не что иное, как пронзительная, пульсирующая, вздымающаяся, ноющая, дрожащая, обморочная, парящая проза "Harlequin" или "Mills & Boon", которые доминировали на этом рынке на протяжении большей части 20-го века. Традиционно в любовных романах было только одно правило. Должен быть счастливый конец: девочке достаётся мальчик, а горцу - барышня.
Классика, безусловно, остается: "Harlequin", ныне принадлежащий HarperCollins, по-прежнему публикует более 70 романов в месяц на более чем 100 международных рынках примерно на 30 языках. В США в настоящее время господствует ковбойская романтика (которую поддержал популярный сериал
«Йеллоустоун», вытеснивший амишскую романтику как самый популярный поджанр).
Но в других странах романтический жанр развивается. Он моложе, разнообразнее, чувствительнее. Героини тревожны, гибки, полные разных идей; мужчины искренни, несовершенны и уязвимы. Есть и "причудливые" любовные истории - быстрорастущий сегмент. Кроме того, авторы бросили вызов золотому правилу - счастливому финалу, например, как в случае с Гувер (внимание, спойлер), которая может полностью его игнорировать.
Читатели ненасытны. Отраслевые данные показывают, что поклонники романтических романов читают больше, чем остальные читатели, в соотношении примерно два к одному. Учитывая, что романтика часто пересекается с художественной литературой других жанров, ее рост можно даже недооценить. Маас, чьи продажи в прошлом году подскочили на 51%, сильно повлияв на 15% увеличение дохода Bloomsbury, технически классифицируется как научная фантастика или романтическая фэнтези.
«Жанры пересекаются», - говорит Kristen McLean, исполнительный директор и ведущий аналитик издательской отрасли компании Circana. Соединение научной фантастики, мелодрамы, современной женской фантастики и романтической комедии «действительно породило новую волну романтики», говорит McLean. Можно утверждать, что Салли Руни пишет любовные истории, хотя ее относят к художественной литературе.
Если пандемия оказалась огнем для роста продаж книг романтического жанра, то BookTok выступил в качестве бензина. В 2021 году любители книг, просматривающие и рекомендующие книги в TikTok, стали доминирующей силой в этом сегменте книготорговли; романтика здесь особенно популярна, и читатели углубляются в свои любимые образы, такие как #friendstolovers (от друзей к любовникам) и #forbiddenlove (запретная любовь). «С тех пор издатели гоняются за [BookTok]», - сказал McLean.
Теперь в США такие магазины, как Barnes & Noble, оснащены витринами в стиле BookTok; за последние три года это явление помогло сделать романтику третьим по популярности жанром сети. «Для оледеневшего издательского мира это было очень круто», - говорит DeVito.
Несмотря на сильный рост продаж часто ощущается, что Великобритания отстает от США в плане культурного признания романтики. «Как будто мы до сих пор немного ее стыдимся», - говорит английская писательница-романтик Virginia Heath, отмечая, что, хотя книги других жанров, таких как детективы, имеют свои собственные разделы, во многих британских книжных магазинах романтика до сих пор отнесена к категории художественной литературы от А до Z.
Кроме того, аудитория BookTok намного моложе и разнообразнее. По данным Circana, 80% читателей BookTok в США моложе 34 лет, тогда как традиционно средний возраст читателей романов согласно данным отраслевой организации Romance Writers of America составляет от 35 до 39 лет.
По словам Libby McGuire, старшего вице-президента Atria - импринт Simon & Schuster, издающего Колин Гувер, - романтика всегда полагалась на сарафанное радио для увеличения продаж. Но теперь «более молодая аудитория демонстрирует свою силу, потому что именно они рекомендуют эти книги друг другу».
Телеграм-канал "Интриги книги".