До того как это растение превратилось в сущее зло, его использовали в качестве украшения, как корм для скота и средство для борьбы с эрозией.
Коровы пасутся на поле, заросшем кудзу (1949 год)
В феврале 1937 года обозреватель одной из местных газет Эшвилля (Северная Калифорния) объявил о начале поэтического конкурса. Какого? Он хотел наградить того, кто сочинит лучшую оду вьющемуся растению с интересным названием «кудзу». Как утверждал обозреватель, оно было величайшим вдохновителем и «спасало от всего, кроме гриппа или обморожения».
«Что Вы за поэт, если Вам не под силу найти рифму к слову “кудзу”?» - писал инициатор конкурса.
Через несколько недель была объявлена победительница, которая представилась «Графиней Кудзу». Она сочинила оду, которая основывалась на трёх различных рифмах, в зависимости от вариантов произношения названия растения:
"In our section of the woods you
Save your soil and soul with kudzu
No one suffers from the floods who
Gives a little time to kudzu
Nor gash nor gully ere denudes who
Covers up his land with kudzu".
(«В наших лесах произрастает кудзу,
Растение, которое спасёт вашу землю и душу.
Наводнения вам не страшны,
Если вы посеяли кудзу.
Никакие овраги вас не побеспокоят,
Если вы укроете свою землю кудзу».)
Современные ботаники считают кудзу коварным злом, поскольку это растение способно разрастаться с неимоверной скоростью, оплетая леса, поля и заброшенные здания. Тем не менее, в конце XIX и начале ХХ веков кудзу было не природным злодеем, а садовым героем. Его использовали в качестве украшения, как корм для скота и средство для борьбы с эрозией, поскольку оно отличалось быстрым ростом и невероятной стойкостью. Эти качества сегодня вынуждают людей строить барьеры вокруг кудзу, впрыскивать в его корни гелий и даже использовать огонь, чтобы избавиться от него.
Реклама кудзу в каталоге семян
Впервые кудзу появилось в США в 1876 году. Оно было представлено на Столетней выставке в Филадельфии, которая также познакомила страну с такими экспонатами, как телефон, капсула времени и факел Статуи Свободы. Растение кудзу было привезено из Японии (где его давно использовали в качестве корма для скота и в процессе изготовления бумаги) и выставлено на всеобщее обозрение в Японском Саду.
Оно поразило посетителей выставки своей густой листвой и фиолетовыми цветами: особенности, которые, в сочетании с тенденцией к быстрому распространению, сделали его идеальным для садоводов, надеявшихся разнообразить среду чем-то новым. Питомники начали продавать семена и молодые растения кудзу, давая о них восторженные отзывы в своих каталогах. «Это самое выносливое вьющееся растение из всех существующих сегодня, - гласила реклама кудзу в 1909 году. - Оно способно быстро обвить беседки и заборы, пни и старые деревья, террасы и сады; и в этом ему нет равных». В скором времени люди начали называть кудзу "front porch vine" и украшать им крыльца своих домов.
Одними из таких людей были Чарльз и Лили Плиз, супружеская пара, проживавшая на ферме в Чипли (штат Флорида). Плиз приобрели семена кудзу в 1903 году и посеяли их вокруг кучи хвороста, чтобы спрятать её от посторонних глаз. Как говорится в статье, опубликованной в газете "Ocala Evening Star" в 1909 году, кудзу вскоре начало распространяться за пределы отведённого ему участка и обвило подступы к дому, подъездную дорогу, соседский двор и конюшни.
Корова наслаждается обедом из кудзу
Чарльз заметил, что его лошади кудзу пришлось по вкусу, поэтому он решил заготовить из растения сено (по словам фермера, оно хорошо пахло и сохраняло свой зелёный цвет) и проверить его на питательную ценность. Кудзу ничем не уступало другим популярным кормовым культурам, поэтому супруги Плиз вскоре начали продавать кудзу, продвигая его как корм, способный удовлетворить сезонные потребности.
Популярность кудзу начала стремительно расти, и его стали использовать многие южные фермеры: архивы газет демонстрируют восторженные отзывы из всех штатов, начиная от Северной Каролины («коровы и лошади с жадностью едят его») и заканчивая Луизианой («оно растёт просто волшебными темпами»). Однако это было только начало. В 1935 году в ситуацию вмешалось правительство США.
Тот год был ознаменован созданием Службы охраны почв (СОП), субагентства Министерства сельского хозяйства США, призванного вести борьбу с эрозией. Как поясняет Март Аллен Стюарт в статье для Georgia History Quarterly, в то время юг страдал от проблемы целостности земли, уступая драгоценную почву всему, начиная от строительства железных дорог и заканчивая выращиванием хлопка. Кудзу, по мнению СОП, могло бы спасти землю, защитив её от дальнейшего разрушения. Кроме того, оно обладало способностью к фиксации азота и могло помочь восстановить поля, изголодавшиеся по питательным веществам. «Разве это растение не является чудом?!» - заявил глава СОП Хью Хаммонд Беннетт в 1945 году.
Фермеры накрывают кудзу водонепроницаемой тканью, чтобы защитить его от дождя (1920-е годы)
СОП создала питомники для разведения кудзу, переняв опыт супругов Плиз и других фермеров, которые выращивали растение, чтобы кормить свой скот. Как пишет Стюарт, саженцы «отправляли на юго-восток и распределяли между фермерами, которые засаживали кудзу изрезанные оврагами пахотные земли, и департаментами железных и автомобильных дорог, которые сажали растение вдоль путей и дорог». СОП также предлагала экономические стимулы фермерам: она платила им по 8 долларов за каждый акр, засаженный кудзу (в переводе на современные деньги это 140 долларов). И это работало: «В период между 1935 и 1946 годами кудзу было засажено более полумиллиона акров земли на юге».
Между тем, набирало популярность и движение за культурное возрождение кудзу, во главе которого стоял фермер по имени Ченнинг Коуп. Дерек Олдерман в «Географическом обзоре» (англ. Geographical Review) писал, что после того как Коуп начал засаживать кудзу собственную землю в конце 1920-х годов, он стал своего рода кудзу-евангелистом, который обладал «почти религиозной уверенностью в том, что растение способно восстановить южный ландшафт». Коуп создал медиа-империю, ориентированную на кудзу; он воспевал его в своей газетной колонке («Кудзу - снисходительный подарок Господа жителям штата Джорджия»), во время ежедневного радио-шоу и в книге под названием «Кудзу-фермер» (англ. Front Porch Farmer) («Мы были бы полными идиотами, если бы отказались от его помощи»).
В начале 1940-х годов Коуп открыл в Америке клуб «Кудзу», который ежегодно проводил конкурсы, связанные с выращиванием кудзу, и в итоге расширился до 20 тысяч участников. Даже когда остальная часть страны осыпала растение проклятиями, Коуп не желал отказываться от него, что, возможно, привело к его кончине: по словам одного из его друзей, в 1961 году Коуп умер от сердечного приступа, который произошёл, когда он пытался прогнать подростков, топтавших кудзу на его собственности.
Ченнинг Коуп, второй слева, ведёт радиопередачу со своего крыльца
Однако всё казалось слишком хорошим, чтобы быть правдой. В выпуске журнала "Garden Magazine" от 1914 года журналистка Нина Аллен сообщила о том, что, соблазнённая каталожными изображениями вьющегося растения с огромным количеством цветов, она купила несколько саженцев в надежде замаскировать свой ужасный забор. Растение и в самом деле оплело забор, а также большую часть заднего двора. «Оно никогда не цвело, - писала Нина, - но каждую весну из его корней появлялось от двадцати до тридцати штук отростков, которые беспорядочно разрастались в различных направлениях, ожидая, что кто-нибудь придёт и что-либо сделает с ними». В конце концов, ей пришлось съехать, оставив незваных гостей следующему обитателю дома.
Некоторые фермеры скептически относились к кудзу. «Меня многие спрашивали о том, можно ли избавиться от этого растения и не станет ли оно вредителем», - писал Плиз в 1909 году. Он отвечал неоднозначно: «Посадите его там, где ему самое место, и вы никогда не захотите от него избавиться». В 1915 году одни штаты пели оду кудзу как кормовой культуре, в то время как другие, в частности Гавайи, считали это вьющееся растение «очень хлопотным сорняком».
В конце концов, к такому выводу пришла и остальная часть страны. В начале 1950-х годов кудзу начало провоцировать возникновение инфраструктурных проблем: оно оплетало телеграфные столбы и деревья, вызывало замыкание линий электропередач и сход поездов с рельсов. В 1953 году кудзу было удалено из списка растений, рекомендованных Министерством сельского хозяйства США. В 1970 году его официально объявили сорняком, а спустя 27 лет его статус был повышен до «вредоносного сорняка». Во многих штатах кудзу продолжает считаться таковым по сей день, он стоит в одном ряду с такими печально известными видами, как болиголов пятнистый и борщевик Мантегацци.
Растение кудзу
О кудзу продолжают сочинять стихи даже спустя восемьдесят лет после проведения поэтического конкурса в Эшвилле. Однако они содержат не хвалебные, а оскорбительные характеристики: в одной современной песне усики кудзу описываются как «зелёные безмозглые неубиваемые призраки», а в книгах и статьях его называют «вьющимся растением, которое поглотило юг».
Поскольку в последние десятилетия прилагаются немалые усилия, чтобы остановить распространение кудзу, это растение, если так можно выразиться, переживает некое метафорическое возрождение - многие авторы и художники считают его символом сложности и жизнестойкости и используют в качестве сравнения буквально со всем, начиная от запретных желаний и заканчивая сложными отношениями региона с собственным прошлым.
Растение кудзу, как бы его ни старались искоренить, тесно переплетается с американской культурой. Оно пережило как взлёты, так и падения. И что может быть поэтичнее этого?
Источник