Вышел на Воздух

Jan 28, 2024 17:55


Да-да, я сходил на фильм "Воздух".

Предыдущая статья по поводу анонса этого фильма вызвала довольно бурную реакцию, в которой некоторые комментаторы меня обвинили в том, что я хулю фильм, его не посмотрев. Фильм я не хулил. Я вообще никак не отзывался об этом фильме, поскольку именно что его не видел. Теперь я его посмотрел, и у меня есть чего сказать.

Предупреждаю:

любителям артхауса и ура-патриотам далее читать не рекомендуется во избежание возможного оскорбления их чувств.

Итак...



Сюжет

Весной 1942 года в некий авиаполк, защищающий Дорогу жизни в Ленинград, прибывает пополнение из женщин: лётчиц и техников. Поскольку комполка дан приказ всеми силами защищать дорогу, он отправляет молодых лётчиц в бои, в результате кто-то из них постоянно гибнет, а оставшиеся - мужают. Летают лётчицы на плохих самолётах с плохими моторами. К концу фильма все лётчицы, кроме одной, гибнут, и комполка тоже гибнет, но от остановки сердца. В авиаполку остаются все неизвестные зрителю лётчицы и более-менее самолёты. Кроме одна лётчица, таки побывавшая в руках НКВД, встречается со старым техником-мужчиной, и они обнимаются.

Сначала о хорошем

  1. Прямой антисоветчины и русофобства в фильме нет.
  2. Играют актёры в общем неплохо. Да, лица лётчиц во время воздушных боёв выглядят весьма неубедительно, но в этом, видимо, заслуга "революционных технологий съемок воздушных боев" студии XOVP.

  1. В фильме нет Мадянова и вообще кровавых нквдшников, хотя какой-то подозрительный персонаж среднего командного звена в шинели с иголочки и одной поганенькой репликой дважды появляется в кадре. В фильме вообще не показаны политработники! Ой, я же хотел о хорошем...
  2. Один из комментаторов предыдущей статьи писал о намёках на нетрадиционные отношения - я их всё ждал - так я их не дождался.
  3. Из кинематографических штампов явно заметен только один: "отец-командир", и то какой-то вялый.
  4. Что ещё... А! Кишки и оторванные конечности показаны довольно натурально.

Пожалуй, всё.

Общая атмосфера фильма

Смотрели "Трудно быть богом" Германа-старшего? Так вот, перенесите эту атмосферу во время фильма "Воздух": вездесущее дерьмо и всеобъемлющая безнадёга.

Беспрерывно смотрел с самого начала. Минуты три. Говно, пердёжь, грязь, бормотание.
Потом - тыкался последовательно раз двадцать в надежде. Тщетно: говно, пердёжь, грязь, бормотание.
В каком-то месте наткнулся на сцену с ослом. Осёл стоял в грязи и говне, пердел и бормотал.
Даже барон Пампа, вместо того, чтобы сдувать королевских охранников вращением своего блистательного меча, стоял в грязи, бормотал и пытался пёрднуть в сторону охранников.

(Из моей заметки относительно "Трудно быть богом". Так, для колорита и демонстрации мысли 6-)

Вообще в фильме показаны только весна и осень, ещё - немножечко зимы. Весна, осень - понятно: там столь любимого Германами дерьма - хоть отбавляй, но зачем зима - в этом эпизоде не происходило вообще ничего существенного для сюжета. А забыл: в это время - вроде как февраль 1943 года - немцы сдались под Сталинградом, из-за чего лётчицы и техперсонал радостно кричали меж верблюдами и самолётами и даже падали в снег.

Ключевая фраза персонажей фильма - "А что я могу сделать?" Ну и довеском: "Мы все умрём."

О режиссуре

Вот некоторые комментаторы, посмотревшие фильм, написали, что сюжета нет - так он есть (см. выше). Может, это такой художественный приём, применённый режиссёром Германом, но фильм состоит из множества склеенных вместе плоских эпизодов, по меньшей мере половина которых вообще никак не влияет на развитие действия. Попросту потому, что никакого развития в фильме нет. Мы же, старые совки, воспитанные классикой, как привыкли? - Завязка там, развитие, кульминация, развязка... Есть некий частный переломный момент в начале фильма, связанный с убийством лошади лётчицей Женей, и всё. И далее - они взлетают, сбивают или не сбивают немцев, а потом сбивают их. А потом кончается фильм.

Теперь частности

Организация боевой работы

Через весь фильм, от начала до конца в показанном подразделении почти полностью отсутствует не то, что дисциплина - элементарная субординация. Майор скорее всего - комэск, пусть даже бывшая жена комполка, при подчинённых (!!!) обращается к нему: "Вася (не помню, как там точно), ну-ка пойдём..." То же самое - в конце фильма уже старший лейтенант лётчица Женя обращается к какому-то майору и полковнику - видимо, тоже комполка - "Петя, Коля..." - это что???

Если в боевом подразделении отсутствует дисциплина и не соблюдается субординация, это подразделение небоеспособно, и в боевых условиях - если вообще его до них допустят - будет нести огромные потери. Кто-нибудь опровергнет такое утверждение?

Принципиально: самолёты в фильме летают только при видимости у земли не более 50 метров. Буквально считанные минуты экранного времени, когда видимость - около метров 100. Даже при посадочной скорости 140 км/час (вроде как для Як-1) с такой видимостью в случае чего предпринять практически ничего нельзя, на 200 км/час - это 1 секунда. Для чего весь фильм - "всё в дыму, них...рена не видно" - загадка великая есть. Может, по замыслу сценариста-режиссёра Германа это должно как-то подчёркивать мужество и подвиги советских лётчиц - так нет: если это что и подчёркивает, то дебилизм командования. Что толку, если оно пошлёт лётчиц на защиту Дороги жизни, а они потом при посадке разобьются? В лучшем случае неделя таких полётов, и авиаполка нет даже без боевых потерь, и защищать дорогу будет некому. Но... Художник вот так видит.

В начале фильма после прибытия женщин-лётчиц в авиаполк на аэродром в условиях сплошной облачности напал немецкий лётчик-ас, и, судя по фильму, это явилось полной неожиданностью для авиаполка. То бишь, наблюдатели в полку отсутствовали или спали в это время, хотя даже полётная вышка была. В купе с особой дисциплиной и субординацией такая организация боевой работы... внушает, да.

Аэродром

Ещё режиссёр вот так видит базирование аэродрома. Это - отдельная песня!



В 1942 году самолёты стоят на песчаной косе шириной метров... пусть даже 30. Замаскированные рыболовными сетями с нашитыми на них там-сям редкими белыми тряпочками. Это - берег Балтийского моря, которое нередко может быть весьма неприятным. Коль командование решило если не разбить самолёты при посадке, так утопить их в море - лучшего места для стоянки придумать нельзя.

Тем не менее, для взлёта и посадки самолёты с косы каким-то образом транспортируют в чисто поле на ВПП. На кой хрен, кроме как чисто для картинки, это нужно... Ну вот так видит. Глаз такой у режиссёра.

После весны 1942 года сразу наступила осень, и самолёты с косы таки перевели на другой аэродром, но тоже в чисто поле. И, что примечательно, рыболовные сети с белыми тряпочками взяли с собой: лучшего средства замаскировать самолёты в чистом поле - нет.

В феврале 1943 года авиаполк базировался тоже в чистом поле - я уже писал. Как сообщили титры на экране, это было на Южном фронте, видимо поэтому в кадре присутствовали верблюды - южный же. На кой кой авиаполк перекинули под Сталинград (а Южный фронт - это бывший Сталинградский), сняв с защиты Дороги жизни, ведомо, видать, только одному Герману-младшему: может, защищать Дорогу жизни тогда уже не так надо было. Может, отпраздновать "сдачу немцев в Сталинграде"... И вообще: белые самолёты, белые лётчицы, белый снег, верблюды - хоть и не белые, но снегом тоже припорошенные - красота!

Осенью 1944 года авиаполк перевели снова на ту же косу. На кой кер - снова ведомо одному Герману, поскольку уже к весне 1944 года немцев от Ленинграда отогнали более чем на 200 км. Что истребительному авиаполку делать за 200 км от фронта... Но пусть так. Тем более, что это страдание было уже совсем к концу фильма.

Тут - играть, тут - не играть, а тут - рыбу заворачивать

Понятно, что Герман пытался показать, что вот, прислали в полк молоденьких девушек, "им бы детей рожать, а их...", командиру дали железный приказ защищать всеми средствами Дорогу жизни, и он вынужден посылать в бой молодых, неопытных, на верную смерть, а у него - командира - сердце болит (отчего он в конце и умер) - всё это человеконенавистнические коммунисты. Это всё ясно, и право имеет. Но.

Вместе с женским пополнение в полк прибыли... новые самолёты! (Это к тем, кто "летать было не на чем") Замкомполка решил передать их опытным лётчикам, но тут на аэродром набежали новые лётчицы и начали орать (буквально!) на старых лётчиков-офицеров, а потом и на замкомполка "Это наши самолёты! Никому не отдадим!" Как там, треугольники в петлицах - это ж младший комсостав, нет? И на подполковника, заместителя командира полка - это, лебедь, что??? Хотя о дисциплине и субординации в полку я уже писал.

Потом появляется майор-комэск-бывшая жена комполка, и тоже на подполковника - как полагается при подчинённых, к нему на "ты", быром - "Чей приказ?" Но подполковник орёт "Смирно!", и появляется комполка. Майор-комэск-бывшая жена бывшему мужу-комполка - как полагается при подчинённых, к нему на "ты", быром - "Ну-ка, Вася, пойдём..." Комполка Вася - своему заместителю: "Ну-ка иди сюда... Ты что своевольничаешь? За самоуправство под суд отдам!" - Омерзительнейшая сцена.

Самолёты остались за лётчицами, комэск-бывшая жена осталась довольна, замкомполка остался нет, комполку с тяжёлым сердцем - по-барабану. Далее.

После того, как лётчицы начали летать, а немецкие асы их бить, как мух, бывшая жена-комэск предъявила комполка: "Ты что ж делаешь? Их же всех перебьют!" - ??? Комполка: "А ты чего хотела - этого ж и хотела! У меня - приказ." И ключевая фраза: "Что я могу?"

О самолётах

По фильму полк воевал на Як-1Б, а не на Як-1, как я написал в предыдущей статье. То, что он не мог попасть в полк весной 1942 года, отнесу на счёт невежества кинопроизводителей. Впрочем, вполне вероятно, что он изображал именно Як-1 первых выпусков, который - да, имел много недостатков, в том числе - ненадёжность маслосистемы, на что техники жаловались почти до конца фильма. Чтоб особо показать ненадёжность самолёта, в фильм была специально введена сцена с неким... назову его "инженером".

Комполка сидит в столовой вместе с бывшей женой. Он что-то доедает и тяпает пол-стакана явно водки (!) В столовую входит "инженер" и подсаживается за стол к комполка. Комполка просит подносчицу что-нибудь принести "инженеру", и та приносит пол-стакана водки, хотя на столе в графине стоит явно не чай. Комполка спрашивает "инженера", когда будут новые моторы, поскольку старые ненадёжны, и самолёты с ними плохо летают (что-то вроде этого). "Инженер" отвечает, что моторы погодя будут, но немцы после этого выпустят новую модификацию своего истребителя, так что всё равно наши самолёты будут хуже, после чего уходит и больше в фильме не появляется. Откуда "инженер" знает, что и когда выпустят немцы, остаётся загадкой. Или же "инженер" - это лицо с высоким допуском к секретной информации, специально приехавшее к комполка для того, чтобы выпить пол-стакана водки и сообщить, что дерьмо продолжится и далее. А, да: на просьбу комполка сделать что-нибудь, "инженер" отвечает в смысле: "Что я могу?"

О тактике воздушных боёв

Тем не менее, основным приёмом защиты от нападения немцев сзади - это топление по газам на горизонтали с вариантом небольшого крена вправо. Соответственно, основной приём нападения на немца сзади - топление по газам с вариантом небольшого крена вправо. Я не шучу: специально обратил внимание. После месяцев боевой работы лётчицы под командованием комполка делают именно то, на что сетовал комполка в начале фильма: мол, "Учат взлёту и посадке, и воевать по-чкаловски (буквальная цитата) на бреющем". То бишь, учебная работа в полку не велась, разборы полётов не производились, боевой опыт не передавался.

Правда, несколько раз лётчицы пытались догнать немцев на вертикалях: именно в тех условиях, где "мессеры" имели неоспоримое превосходство перед Яками. Что, в общем-то, тоже говорит об их - лётчиц - особом мастерстве. Именно так в конце фильма погибла лётчица Женя.

В свободный поиск и на боевые задания лётчицы выходили на низких высотах. В бою - понятно, кто выше - тому и фишка, бдить необходимо. Но когда летят без боя и постоянно смотрят только вверх... Вот прямо бросилось в глаза. Выходит, нызэнько-нызенько.

Что ещё бросилось - в большинстве случаев лётчицы летают без ведомых. Немцы тоже да, но наши - особо. Они там в одиночку крутят-вертят врага, сбивают, потом на них нападает ещё немец, а потом - бах! - вдруг откуда ни возьмись появился... он, ведомый лётчицы. Выручает, не выручает - но появляется. Где он был, чем занимался, почему ведущего не защищал - Герман знает.

О лётчице Жене

Вот уж на ком оттянулся режиссёр Герман, так это на лётчице Жене.

Прочие лётчицы вообще не вызвали у меня никакого интереса просто потому, что в фильме о них почти ничего не сказано. Совершенно плоские персонажи. Ну, воюют. Ну, погибают. Ну вот. Ровно то же самое происходило тогда повсеместно и массово. Женщины-лётчицы - и что? Ничего совершенно не имею против лётчиц: мужество, самоотверженность, героизм - да. Но на фронтах воевали сотни тысяч женщин, почему я должен сопереживать именно этим лётчицам? Просто потому, что они женщины? Ну хоть сказали бы что.

А вот лётчица Женя - да. С самого начала она такая... необычная слегка. Села в самолёт, зашла немцу в хвост и... ничего. Не выстрелила. Немец потом то ли кого-то завалил, то ли ещё что... Комполка к ней с вопросом: "Почему не стреляла? Под расстрел пойдёшь!" А она такая: "Не могу я в живое стрелять!" К несчастью, поблизости стояла живая лошадь, и комполка в порядке воспитания заставил лётчицу Женю лошадь застрелить. После чего проблем выстрелить в живое у Жени больше не возникало, одного немца она даже ножом потом зарезала. Кстати, на что застреленную лошадь спишут, на боевые потери? Комполка распорядится завхозу? Тому б сразу к Мадянову кинуться с доносом, чтоб просто свою... эту прикрыть на всякий случай, но того, вишь, нет в фильме.

Постепенно выясняется, что лётчица Женя - не просто лётчица. Комполка хорошо знал её отца - "гениального лётчика". Гениальный лётчик написал отчёт об испытаниях какого-то мотора, в котором указал, что мотор "сырой" и нуждается в доработке, за что его расстреляли, потому что, как пояснено в фильме, "им важна отчётность". Если кому и "важна отчётность" по мотору, так это КБ и заводу изготовителю - они гениального лётчика расстреляли? Поскольку кровавым нквдшникам отчётность по мотору ни в жисть не сдалась. Хотя... они ж кровавые, им только дай кого-нибудь расстрелять. Кстати, за что?

В мирное время просто так расстрелять военного - это должен быть военный суд, а там - следственное дело, в котором тот самый отчёт. Даже если его признали вредителем или вражеским агентом, то... Вот запустят мотор в серию, поступит он в войска, и из них пойдут рапорта о ненадёжности, об аварийности, о потерях, начнутся разбирательства, подымут дело гениального лётчика, возникнут вопросы к КБ, заводу-изготовителю и, главное, к следователям НКВД: вы это чего, вы это, может, сами вредители и агенты, коль такого гениального и честного лётчика под вышку подвели ни за что? Они ж всё это прекрасно знают. Им это надо, так себя подставлять? Впрочем, режиссёру Герману не до таких мелочей, он продолжает крупными мазками творить.

Вместе с гениальным лётчиком расстреляли и его жену (тоже агентом и вредителем пошла, или так, просто за компанию?), а Женю отдали в интернат. В интернате её начал насиловать некий воспитатель.

Как Женя сообщила, она сама к нему ходила, а он её насиловал. У неё даже кровь из-за насилия шла. И никто ничего в интернате не знал. - ??? Лебедь белая, да на третий день весь интернат уже знал бы, что Женька по ночам к воспитателю бегает явно не балетом заниматься! А уж когда бы обнаружилось окровавленное бельё, а оно обнаружилось бы при первой же его замене, то Женю - к медработнику, та - ну рассказывай, девонька, с кем, когда началось, докладная директору интерната, а там воспитателю - камера, следствие, суд и, к радости кровавых нквдшников, расстрел. Потому как несовершеннолетняя. А если совершеннолетняя, то непонятно, почему Женя это насилие терпела: стук-стук - и воспитателя нет. Поскольку на дуру Женя явно и явно не тянет. Или что-то не то, или что-то случилось. И, похоже, не с Женей.

Обретя твёрдость духа, лётчица Женя громит врагов. Но - очередной эпизод, в этот раз с убийством Женей своего же лётчика.

Лётчица Женя в развалинах церкви (вроде так...) развешивает на верёвках бельё (?). В развалины заходит единственный уцелевший из старого состава лётчик и обвиняет Женю, что "Вот, нас никого не осталось, а вас прислали к нам для красоты, берегут". Надо сказать, что к тому времени из старого лётного состава остались: этот лётчик, Женя, и ещё одна лётчица, которая куда-то пропала, но в конце фильма появится. Офигевшая лётчица Женя отвечает лётчику, что, мол "Ты уцелел потому, что как лётчик - говно!" Уже в свою очередь офигевший лётчик хватает лётчицу Женю за горло, валит на битые кирпичи и пытается зачем-то изнасиловать (!). Лётчица Женя, применив приём смертельной борьбы барицу, переворачивает лётчика на спину, вставляет тому в рот дуло револьвера и после нескольких слов о насильниках стреляет лётчику в рот. Насчёт живого у неё больше ничего не шевелится. Каким-то образом появляются два техника, которые решают взять на себя убийство лётчика и разыгрывают это дело на спичке. Выигравшего увозят на грузовике, видимо, к кровавым нквдшникам.

В который раз я поминаю белую птицу? Кровавые нквдшники первым делом учинят выигравшему допрос: с какой целью он встретился с лётчиком, каким образом и с какой целью он положил лётчика на спину и засунул ему в рот револьвер, по какому мотиву застрелил, а где взял револьвер и куда его дел, кстати, на кого револьвер записан и т.д, и т.п. А потом всё проверят. Просто потому, что а ну как техник кого покрывает, какого-нибудь агента-вредителя? Кровавые нквдшники же всегда и во всём ищут агентов и вредителей. А тут ещё и комполка можно зацепить - какая перспектива! Так что вся история быстро бы вылезла наружу. И вот тут лётчица Женя уже не отвертелась бы никак. А так - заявила бы о самообороне, техники бы подтвердили, что насильничал, а что в рот выстрелила - так то в горячке боя получилось. Глядишь, и прокатило бы. Но... Не та экспрессия, не тот мазок, режиссёру Герману маловато будет, нужно поядрёньше, нужно чтоб по-большому.

Очередной эпизод - с истребителем в партизанском отряде. Там нашли истребитель с мёртвым лётчиком. Истребитель оказался исправным (кто, как определил?), сообщили начальству на большую землю - те послали лётчицу Женю забрать самолёт. В партизанском отряде оказалось всё, как на большой земле: вездесущее дерьмо и всеобъемлющая безысходность. Поэтому одна партизанка на коленях и криками убедила лётчицу Женю забрать её - партизанки - грудного ребёнка в голодающий Ленинград. Поскольку тут, в лесу, в партизанском отряде все умрут, а в голодающем Ленинграде ребёнок явно выживет. Лётчица Женя то ли привязала ребёнка к спинке своего кресла, то ли чем приклеила, поскольку верёвок не видно, и повезла в Ленинград. Я почему про верёвки и про клей - по пути назад на лётчицу Женю напал немецкий лётчик-ас. Женя его, конечно, сбила, но во время боя совершала всякие энергичные эволюции, в том числе и мёртвую петлю, так вот: всё это время ребёнок находился на своём месте.

Для чего режиссёр Герман снял этот кусок бреда с точки зрения художественного решения неясно: на сюжет это не повлияло ровно никак. Разве что для того, чтобы лётчица Женя отвезла труп ребёнка (его то ли немец-ас застрелил, а скорее всего сам от перегрузок погиб) матери партизанки и при этом показать ,что в Ленинграде было голодно, холодно, все умирали, хотя и слушали оперетту. В части мазка по-большому - да, вполне оправдано.

Следующий эпизод - лётчица Женя признаётся комполка в любви, тот ей отвечает, у них случается интим (в фильме не показан), а на следующий день полк слушает оперу, при этом комполка в присутствии подчинённых держит свою новую любовь - тоже подчинённую - за титьку. Пардон муа - это так. А ещё на следующий день комполка с лётчицей Женей идут по чисту полю, разговаривая о своей любви, и комполка умирает от остановки сердца. Счастье этих двоих было так близко, но режиссёр Герман не таков: должны умереть все.

Лётчица Женя летит искать врага, как полагается - без ведомого. Врага она находит, тот её подбивает, Женя на подбитом самолёте догоняет врага на вертикали (!) и валит его, после чего сваливается в штопор и со словами "Вася, я иду к тебе!" падает в озеро и взрывается. На этом линия лётчицы Жени, да и всего фильма заканчивается.

Уф

"Да что ты придираешься, если на мужество и подвиг героинь это не влияет?" А зачем, коль не влияет, было городить всю эту адскую бредятину, зачем?

Мужество, героизм - всё отлично: сделайте такой фильм, чтобы по окончанию его гордость и уважение возникло к этим людям, защитившим Родину.

По поводу же этого фильма возникает чувство... душной тягомотины и некоторого стыда. Вот на самом деле в паре случаев я непроизвольно закрывал от стыда лицо рукой!

Да, на какую-то эмоционально воспринимающую натуру фильм и произведёт сильное впечатление, но... Но ведь и мошенники в первую очередь рассчитывают на эмоции дуримого, но никак не на его рациональное мышление. А если рассмотреть фильм рационально, то окажется, что вся эта душная масса состоит из множества мелких... пакостей. Вот как комары: укусы двух десятков комаров человеку сильно не повредят, но неудобства доставят.

Сказал бы Герман-младший: "Вы, совки драные, я вас ненавижу - кушать не могу, и страну вашу, и вообще..." - Ну, окей, мы тоже тебя не любим, на том и разойдёмся. Так ведь нет: кто ещё ему будет отваливать такие бабосы на его творческие потуги - нельзя по-большому. Вот и получается, что хочется по-большому, а приходится по-маленькому и через мелкое ситечко. Фу, мля.

В общем, хотите посмотреть этот фильм - я не осуждаю, смотрите. Может, я чего недопонял, может, вы мне это объясните - ваше дело.

Я же по окончанию фильма вышел на свежий воздух, вдохнул его полной грудью, поднял правую руку вверх, а потом резко опустил - а и... Ну, вы поняли 6-).

кино, отзыв, кинематограф, лажа, бдыщ!

Previous post Next post
Up