Оригинал текста (как всегда) взят
отсюда, с моего основного блога
Hvatkin.com Вчера я вам
рассказал про парк-музей Этномир. В нём есть музей в музее: музей СССР:
На волне ностальгии по совку, господствующей нынче на 1/7 части суши, музеи СССР нынче не делает только разве что ленивый. Благо и делать-то особо ничего не надо: одна моя знакомая, ресторатор, рассказывала мне, что как-то ей понадобилось декорировать интерьер одного из кабаков в стиле квартиры обычного советского человека образца позднего Брежнева. Нужны были артефакты того времени, она бросила клич в социальных сетях, и ей натащили СТОЛЬКО и ТАКОГО, что с лихвой хватило бы на три музея! Откуда только у людей чего берётся!
Причём большинство не заикалось о деньгах. Просто выкинуть было жалко, а хранить уже тоже не умно. А тут - вроде как на дело нужное отдали. Брали честное слово, что сохранят и используют в интерьере - и оставляли на этих условиях.
Кстати, она говорит, что хоть кабак давно уже оформлен - до сих пор несут туда вещи. "Ну, может, пригодится!", ага.
Так что с экспонатами никаких проблем, как я понимаю, не было и здесь:
1.
2.
3.
Напитки, как уверяют, аутентичные, но я в это верю слабо: у меня водка 1990 года - и та какими-то хлопьями пошла, сволочь. Хотя между прочим с завода брал партию, прямо с ОТК. А уж тут Фанта какая-то, Ананасовый аромат...
4.
Ладно, к чёрту сомнения - в конце концов, какая разница? Ностальгировать - так уж ностальгировать, чего там. Вот с этой штукой у меня отношения не складывались, блин, никогда:
5.
Фотоувеличитель. Сейчас вот думаю: это как надо было фотографию любить, а? Сначала снимаешь (абсолютно вслепую, в отличие от сегодняшнего дня), да ещё и на быстро расходуемую плёнку - она, естественно, в дефиците была. Потом на полдня занимаешь ванную в квартире, обложившись реактивами, колдуешь, чтоб на выходе получить полуслепое пятнистое уг. )) Да-да, я знаю-знаю, профи и тогда были, и про руки кривые мне не надо говорить. Я в курсе.
Но всё-таки сейчас возиться с фотографиями гораздо приятнее и куда как менее гейморно.
А это - мой первый фотоаппарат. Благодаря которому во многом и получалось полуслепое пятнистое уг из абзаца выше:
6.
"Вилия-авто". Вот именно слово "авто" его губило: был он полностью автоматичен, с минимумом настроек. Типа, всё сам, ты только наводи да щёлкай. На самом деле "всё сам" хронически не получалось, и было примерно так, как потом было, когда камеры стали в телефоны вкрячивать: более-менее высокого качества снимок получался только если освещение - ну просто идеальное. У меня есть фотография платформы "Тайнинская", снятая ярким солнечным днём - так там я сам удивился, насколько профессионально-чёткий снимок у меня смаху получился (ч/б, разумеется).
Но увы, идеальный свет бывает редко, это любой фотограф знает. Поэтому чаще всего хоть упрыгайся ты с этим фотоаппаратом, а толку - ноль. Кстати, именно тогда я надолго разлюбил фотографию, и вновь занялся ею только сравнительно недавно, уже в эпоху блогосферы. И до сих пор крайне скептического мнения о своих фотографических способностях. )
Вообще, камер представлено много:
7.
Фильмоскоп:
8.
Нынешним детям фиг объяснишь, что это такое, хотя у моего на айпаде есть приложение "Диафильмы", где все эти наши диафильмы оцифрованы и выложены. Однако его это совершенно не пропёрло.
9.
Машинки от нынешних педальных отличаются только тру_металлом. Вообще, глядя на экспозицию и вспоминая свои игрушки, я прямо дивлюсь, сколько у нас было того металла:
10.
Сейчас всё - какое угодно: пластмассовое, керамическое, деревянное, композитное, углепластиковое - только не железное. Дорого, чтоль? Или вредно нынче считается? Не знаю...
Причём я хорошо помню, что в нашем детстве машинка из пластмассы (при прочих равных) котировалась ниже, чем железная. Т.е. это воспринималось примерно как сейчас - китайская подделка под айфон. )) Не тру, и не круто. А круто - когда железяка громыхучая, вот это - да!
Мне, кстати, на педальной машине поездить так и не удалось, хотя я очень хотел и очень просил родителей. Не судьба. Только вот такой отстой у меня был:
11.
Что поделать, тяжёлое детство, деревянные игрушки, скользкий подоконник... ;)
Вот этот пестик, что на коробочке лежит:
12.
...считался у нас круче настоящего. Там так затвор передёргивался эффектно! Йо! Один этот затвор сразу прокачивал твой скилл до сотого левела в любой войнушке!
Не знаю, как у вас, а у меня были индейцы. И были они именно такими:
13.
...с классными съёмными скальпами, вставляемыми в голову. Когда индеец проигрывал - я снимал с него скальп, и дальше он у меня гонзал лысым, в назидание потомкам.
14.
...и неандерталец был. Один из этих трёх, не помню, какой именно, но вроде бы с камнем. Господи, во что мы играли! )) Нас не смущали несовпадения в размерах, всё, всё, все неточности и нестыкухи сглаживало наше богатое воображение!
Морячки:
15.
С этими тоже история связана. Ну, во-первых, для игр даже с богатым воображением морячки сии плохо подходили. В основном у меня они выполняли роль часовых, т.е. статистов, которых, в зависимости от сценария, всяко убивали мои диверсанты (роль которых, в основном, играли индейцы и ковбои). Ну в самом деле, они в такой позе, эти морячки, что в бой так не ходят. Только на парад. А в парад играют только дебилы. Реальные поцоны играют в войнуху.
Когда же игры кончились, а начались другие вещи - мы упоённо лили кастеты из свинца, я решил вдруг отлить свинцового морячка. Не знаю, чего меня торкнуло, но во-первых, кастет у меня никак не получался (я имею ввиду - никак не получалось добиться идеальной формы, чтоб в ладонь ложился чётко), а во-вторых, просто хотелось чего-то более мирного. Ну, сказано - сделано: из глины сделал форму, зафиксировал в ней морячка, всё по науке, вроде. Потом изъял, соединил форму, замазал швы и залил свинец.
То, что получилось, когда я разъял форму, было похоже на морячка также, как кучка говна. Но зато неожиданно эта говяшка, что получилась - оказалась идеальным по форме кастетом, всего-ничего напильником помял её... Вот так морячок стал кастетом, и у меня ещё многие спрашивали, как это я так круто сделал. Но я никому не рассказывал. )))
И, конечно же, техника:
16.
Амфибия (что слева), Виллис (джипчик на переднем плане) и самоходная пушка - у меня тоже были. Кстати, подобные пушки в Афгане гаврюшами звали наши, не знаю, почему. Я-то, конечно, в Афгане не был, зато в Йемене застал прекрасное (когда там тоже сильно потеплело, аж загорячело) - у моджахеддов местных была примерно такая дура, с плохо замазанными звёздами, и они не скрывали, что она к ним попала с Афганистана. Как уж, какими путями, кто в каких боях её захватил, или банально продали-купили - сие неведомо, восток - дело тонкое, но пушечку берегли, смазывали, а называли бедуины её ласково: гаврию-юшия! На каких бы условиях она не попала к ним, но, видимо, завещали как заклинание - звать её так...
Та самая игра "За рулём", интерактив на кончике иглы прогресса!
17.
Вообще, удивительно, сколько предметов теряют свой... как бы сказать, - очевидный, чтоль, - смысл:
18.
Готовальня. Дисковый телефон. Счёты. Комсомольский билет. По-большому счёту, уже про всё надо начинать объяснять Уважаемому Шнурку™, и лучше всех он знаком со счётами.
Рассказываю про дисковый телефон, он пожимает плечами: а зачем? Кнопочный же удобнее? Ну, говорю, не додумались сразу до кнопочного, это от сетей зависело, определенное число замыканий и размыканий посылал диск, таким образом, чтоб АТС определяла, какая цифра набрана (сам не дока в теме, поэтому пытаюсь чисто логически сообразить) - в ответ: но кнопками же легче, пап?
И с готовальней - та же тема: в Германии вон уроки чистописания отменили в ряде школ. Ибо печатать сейчас гораздо важнее уметь, чем писать рукой. Так и с черчением: хорошо, конечно, уметь чертить всеми этими хитро колючими железками, но с профессиональной точки зрения AutoCAD-ом и аналогами уметь уверенно пользоваться всё же важнее...
А с комсомольским билетом вообще засада вышла.
19.
Объяснял, объяснял - дома даже свой собственный достал, показать. Ну, организация была такая. Типа бойскаутов? Ну да, почти. Только для детей постарше. Можно сказать, для взрослых уже. Стройки всякие ездили строить, БАМ там, то да сё. И ты ездил, пап? Не, я чо, йобнутый, чтоль? я не ездил. Дедушка твой - мой папа! - ездил. А ты что делал?
Что делал, что делал... да ничего. В 1988 вступил, два года по две копейки в месяц по-платил:
20.
...да и забил. В 1990 году, как школу бросил окончательно, в бизнес пошёл - платить больше никто не требовал, а сам я не еблан - искать, кому деньги отдать. Это вон, Тарасов со своих кооперативных доходов партвзносы платил, дурик эпатажный. Мы, новое поколение, сразу слали нах, как только могли.
А через год уж и платить некому стало: в сентябре 1991 самораспустился комсомол, словно не было его. Только билетик и остался у меня. Да ещё у нескольких миллионов таких, как я.
Пионеры-герои, куда ж без них:
21.
Каждый класс в школе был отрядом. У моей будущей жены школьный класс (тьфу, отряд) был имени Муси Пинкензона:
22.
...и хотя вроде бы все эти книги были тогда зачитаны до дыр, - убей Бог не помнил, чем славен Муся Пинкензон. Щас посмотрел - м-да, печальная история-то... а помню, все так ржали, когда говорилось "Отряд имени Муси Пинкензона"...
Бабки:
23.
Лики, как товарищи, смотрят понимающе с почерневших досок на меня! (с) спел когда-то гениально поэт:
24.
Я, кстати, впервые вижу, чтоб в ряды генсеков включили Маленкова. Вообще-то, совершенно справедливо и исторически точно, хотя и строго по формальному признаку. Но обычно про эту "формальность" деликатно забывали со времён позднего Хрущёва и до наших дней. А тут, вишь, вспомнили...
Парфюм:
25.
Духи "Регина", духи "Кристина", духи "Майя", одеколон с замечательным названием "Дивный", и, конечно, "Красная Москва" - ох ты ж боже ж мой: сладостный смрад, тяжёлый эрзац запахов накрыл меня возле этого стенда. Не знаю, была ли это рефлекторная обонятельная галлюцинация, или флакончики так сильно пахнут даже через толстое стекло...
26.
...Деду моему, лётчику-орденоносцу, по материнской линии, под старость постоянно дарили эти одеколоны пачками. Толи мода была такая, толи халява, толи знали, что он их любит - он не то, чтоб любил, но пользовался, да, умеренно. Однако поток подарков значительно перекрывал его потребности, и красивые разномастные коробки шеренгами стояли у него на тумбочке. Помню, мы баловались после школы с пацанами со двора (дома никого не было), и надушились всеми этими одеколонами так, что запах сей врядли бы отбился, даже если бы мы по очереди прыгнули бы в яму с фекалиями. А я к запахам всегда относился чувствительно - так вот я тогда сам себя наказал, можно сказать. Очень долго мучился, неделю мне казалось, что запах одеколона меня преследует, что весь воздух в городе им пропитан.
27.
И по-моему вся страна собирала фигурки фарфоровые. Мне кажется, у каждого представителя моего поколения есть (или была) хотя бы один родственник или родственница, помешанные на фарфоровых фигурках:
28.
...от генералиссимуса до библейских и сказочных сюжетов, от национальных костюмов до пухленьких голеньких детишек и ми-ми-ми щенят с тигрятами.
А вот эта штукенция у меня жива и работает по сей день. Стоит в Имении, батя на ней иногда своего любимого Шаляпина слушает, винил:
29.
Ёлки зелёные, этой вундервафле уже от 62 до 64 лет, если поверить надписи, что их выпускали всего лишь с 1950 по 1952! И работает ведь! Третью мировую, небось, переживёт.
А меня, кстати, больше всего умиляла щёточка, видите, овальная сверху, вмонтированная. Для протирки винила! Такая трогательная забота!
Иногда мне жаль, что хотя бы из-за технического прогресса и его бурных скачков смысл делать вещи навека пропал. Телефон десятилетней давности тоже работает, конечно. Вон, у меня Nokia 9500 лежит - калоша, убить можно. Прародитель смартфонов, когда-то чуть не штуку зелени стоил, если не больше. Не ломается, и даже заряд держит. Только... какие-то стандарты не поддерживает, к компу уже хуй подключишь, всё только через качели, да и операционка - Симбиан, походу, как латынь: мёртвый, но существующий, язык... В общем, не то.
А на эту штуку знай себе, питание подавай. Работает, старушка. Я на ней ещё голоса ловить умудрялся, в советские годы, ггг.
А вот с этим приёмничком прибалтийского производства моя семья встретила перестройку:
30.
Батя крутил, слушал. Тогда все слушали. Сессии (заседания) Верховного совета народных депутатов...
Первый кассетник в семье. Формально - сестре принадлежал. Был достаточно голим, монофоничен. Но даже в таком виде представлял из себя дефицит, хотя владение им за престиж не канало - так, третий сорт не брак:
31.
Сестра по Высоцкому угарала, и однажды попёрлась с микрофоном и этой ебалайкой в наш кинотеатр, там давали фильм, про Высоцкого, где было много его песен (сам Высоцкий уже к тому времени умер). С этим микрофоном и магнитофоном, под скрипы кресел и вздохи да попёрдывания окружающих, она чего-то там назаписывала. Получилось это качеством примерно также, как если б я захотел в тёмном зале поснимать на свою "Вилию-Авто": местами страшно, местами непонятно, местами говновато. ))
Надо сказать, что в определённое время кассеты с нужными записями (читай - модными записями) ценились едва ли не больше, чем сам магнитофон. Да и просто импортные хорошие кассеты (90 минут) были в огромном дефиците.
В общем, ушла эпоха:
32.
...Да и леший с ней.
Счастья всем и мира без войны.
Я в Твиттер:
Follow @real_baxus