Начало:
Скан паспорта
http://baw76.livejournal.com/5761.html#Часть 1.
http://baw76.livejournal.com/5920.html#Часть 2.
http://baw76.livejournal.com/6239.html#Часть 3.
http://baw76.livejournal.com/6605.html#Продолжение.
Часть 5.
http://baw76.livejournal.com/6992.html#Часть 6.
http://baw76.livejournal.com/7312.htmlЧасть 7.
http://baw76.livejournal.com/7478.html Армянский пограничник, что то буркнул увидев турецкие штампы в моем паспорте, после этого, поставил свой "Баграташен". И вот едем извилистыми дорогами Армении, повторяя очертания предгорий, вдоль армянских городов. Узкая дорога, с довольно интенсивным потоком автомобилей и автобусов самых немыслимых маршрутов, вплоть до Степанакерт-Москва. Долгое время, по правую сторону, вдоль автодороги шла река Дебед, а по ее другому берегу - электрифицированная однопутка Ереван-Тбилиси, по которой я буду возвращаться. Проехали город Алаверди, известный своими городскими канатными дорогами, так как в этом небольшом городишке горняков, жилые кварталы имеют резкие перепады высот. Здесь же переехали реку, вдоль которой так долго ехали, прошли несколько тоннелей, вскоре въехали в Спитак - город, который в 1988 году, являлся одним из наиболее пострадавших в разрушительном землетрясении, и находился в его эпицентре, но сейчас, никакой разрухи в глаза не бросается. После Спитака, Газель повернула на юг, вдали стала возвышаться снежная шапка Арагаца - высочайшей вершины Армении.
Сделали остановку в маленьком городке Апаран, возле торгового центра. Пассажиры столпились возле печи, называемой тонир, откуда доносился страшно восхитительный запах армянского хлеба - многие закупались буханками, и запах наполнил весь салон газели, а я чего то стормозил, не купил... А через час, въехали в столицу.
Не торопясь побрел по проспекту Адмирала Исакова. Неподалеку от автовокзала, находится самое известное предприятие Армении, имеющие бешеную популярность и за ее пределами - коньячный завод "Арарат". По винным подвалам завода, проводятся экскурсии, с дегустацией, эти туры рекламируются на сайте завода. Казалось бы, такое солидное предприятие, и посетитель вправе рассчитывать, что все тут на супер пупер уровне. Однако, организацию, иначе как "через задницу", не назовешь. Ну не заинтересовано предприятие ни в чем - деньги и так коньячной рекой льются. Так вот, экскурсии проводятся лишь по рабочим дням (хоть была среда), расписание для одиночек заранее неизвестно, служащие предлагали мне посидеть в холле (неизвестно сколько), и может потом выяснится что-то, потом сказали, что лишь вечером будет экскурсия на английском. А вот о таком изобретении человечества, как аудиогид, для таких случаев, тут неизвестно, поэтому ушел я оттуда не солоно хлебавший.
Торопиться некуда. Прекрасная погода, красивый город, в котором я уже второй раз. Я зашел в офис МТС, купил симку за 500 драм (44 руб), потом дошел до площади Республики, и оттуда на метро поехал на вокзал. Там я приобрел билет до Тбилиси на воскресенье, несмотря на то, что состав короткий, было в наличии много нижних свободных мест. И поехал в хостел "Glide", что находится недалеко от станции метро Барекамутюн - в мой первый приезд в Армению, два года назад, я ночевал здесь 4 ночи, и я снова выбрал его, в качестве места для пребывания - его держит очень хорошая приветливая семья, и условия для проживания также приличные. Но если меня еще занесет в эту удивительную страну, в "Glide" я больше не пойду, о причине расскажу ниже. А пока я разместился один, в комнате на втором этаже, отдал за 2 ночи 16000 драм (1400 руб), сходил в супермаркет, за продуктами на ужин.
Цены на привозные товары, и соответственно их качество, в супермаркетах Армении, как и Грузии, и подобных им стран, отличаются, скажем от России, в сторону увеличения и ухудшения, что и не удивительно - своего производства нет, доставка дорогая, и местному населению, посещение магазинов, сильно бьет по карману. Недороги лишь местные продукты питания, фрукты. Так что купил я кое что на ужин и завтрак, порадовался, что у меня под окнами "Пятерочка", не так лютует, и направился в аптеку, купить бахилы, в которых я посещаю общий душ. Вот тут цена меня сначала порадовала - 50 драм (4,5 руб), почти как в России, но когда вместо пяти пар, мне дали всего одну, я лишний раз убедился - что здесь не место для шопинга.
В хостеле ночевали японцы, россияне. Спросил у хозяйки, в какое время начинает работать метро, ее ответ меня поразил, она была уверена, что раньше 7 часов, метро работать не может - тут торопиться некуда, а если кому и приспичит поехать ранним утром, то поездка в такси, не является чем то из рамок выходящим событием. Истина оказалась посередине, когда я наутро позавтракал, и в 6.25 был на станции метро, как раз там готовился к отправлению первый поезд - он ночует на станции Барекамутюн, и 2 поезда в 6.30 выезжают навстречу друг другу с конечных станций. Меня угораздило выйти на станции Еритасардакан, немного ошибся, и следующего поезда пришлось ждать еще 20 минут, потом еще столько же идти от станции Храпарак Харапетунян, до автовокзала. Я шел по улице Адмирала Исакова, когда во всей своей красе, на фоне рассвета, передо мной предстали вершины Арарата!
На автовокзале первый попавшийся Форд шел именно в ГЮмри, а все таки пришел я поздновато, и он был уже полон. А ведь на Кавказе люди не только ездят сами, они с собой еще везут многочисленные баулы. Я все таки обратился к водителю, нельзя ли и меня подхватить, да еще имел наглость попросить место у окна, и к моей радости, таковое нашлось - прямо за водителем.
Последний день в Ереване, я хотел совместить посещение монастыря Хор Вирап, и если получится - Эчмиадзина. Но сначала, в большом книжном магазине я закупился картами Еревана, Гюмри, Степанакерта (вот тут они стоили 1500 драм). В Армении выпускают очень неплохую картографическую продукцию, в отличии от Грузии, где карты городов такого содержания, что складывается впечатление, будто рисовал их первоклассник, из школы для умственно отсталых. Цена на карты в Тбилиси, при этом такая, что я не верил глазам, и переспрашивал продавщицу - действительно ли этот дряной листок, который называется карта города, стоит 14 лари (280 руб)?..
Ну ладно, поехал на автостанцию Сасунци Давид, что по другую сторону от жд вокзала, в 11.00 шла маршрутка до пограничного села Лусарат, я успел занять сидячее место сзади, с правой стороны. В пути Газель, как это принято в Армении, набилась под завязку. Рядом со мной, до монастыря ехали туристы из Китая. Через 40 минут, мы вышли у поворота, до монастыря оставалось 20 минут ходьбы. Отсюда открывался самый лучший вид на библейскую гору.
Я шел с китайцами, их чуть позже отловила группа местной молодежи, и они остались прямо на дороге общаться, я же пошел дальше.
Миновал сначала большое армянское кладбище, потом вышел к стоянке туристических автобусов, которые непрерывно сновали по дороге.
Также это место, кроме неземной красоты, интересно тем, что здесь сходятся границы четырех государств: Армении, Азербайджана, Турции (ее видно на этом снимке, за пограничным забором), и Ирана. Снимок сделан уже из монастыря, до границы 200 метров. Около часа я разгуливал по монастырю, потом шел обратно до поворота, где выловил машину до Арташата, там пересел на маршрутку в Ереван.
Приехав в Ереван, я через час оказался на знакомом автовокзале - добираться туда долго, хоть он и не так далеко по прямой. Но прибыв туда, я отказался от идеи поехать в Эчмиадзин, было уже около 15 часов, а ехать туда, чтобы нервничать и поглядывать на часы, и провести всего полчаса не имеет смысла. Поезд в Грузию у меня отправлялся в 21.30, но надо было выделить время, чтобы забрать рюкзак из хостела, и там еще компактнее упаковать вещи, и привести все в порядок, на что ушло бы не менее часа. Поэтому я посетил станцию метро Чарбах, единственную, на которой не был, которая находится в стороне от основной линии, возле метродепо, а уже потом поехал на Барекамутюн.
Меня настигла опять проблема - стала отрываться подошва на втором ботинке. На станции метро Барекамутюн, я нашел сапожника, и тот за полчаса проблему решил, и даже не содрал с меня лишнего, я отдал ему 1000 драм. Пока он штопал мой, прошедший огонь и воду ботинок, мы общались о жизни в Армении, о путешествиях.
Как я уже писал выше, хостел Glide мне настолько нравился и сам, и его хозяева, что я во второй раз с удовольствием воспользовался его услугами. С хозяевами у меня была договоренность, что приеду я в 19.30, соберу рюкзак и уеду. Приехал я туда на полчаса раньше оговоренного срока, но ждали меня там с очень злобным видом. Хозяева собирались куда то уехать, то есть, в доме никого не оставалось бы, но из-за моего рюкзака они это сделать не могли, а с утра они меня об этом не предупредили, в этом случае можно было бы найти какой-то выход. Хотя на букинге висит у них информация, что хостел круглосуточный. Они уже вызвали такси, машина уже ждала их. Я был в панике - перекладка рюкзака заняла бы у меня не меньше часа, и пришлось все складывать в такой нервозной и лихорадочной обстановке, что аккуратно не получилось. Хозяева мне конечно немного помогли в этом, но ускорение процесса нужно было им - они спешили. Я дал бы им оценку как безответственным людям, если они делают такие вещи, неожиданные и неприятные для клиента. И непонятно, что это? сервис по-армянски? То есть заведение все таки не круглосуточное? они когда хотят тогда уйдут, а люди должны их у двери дожидаться? Что сказать, спасибо хоть дождались, что дали мне возможность успеть на поезд. А на будущее - в Ереване есть и иные места для ночлега.
Оставалось от нечего делать, прокатиться в метро до противоположной станции Гарегин Нжде Храпарак, и вернуться на вокзал. Единственный поезд дальнего следования здесь, соединяющий две столицы, Ереван-Тбилиси подали на посадку, Вместе со мной в отсеке, на верхних полках ехали парень с девушкой - поляки, Мартин и Ася, едут в Кутаиси, откуда в Украину летает дешевый самолет, ставший очень популярным. Уже за полночь, в Гюмри подсела женщина до Тбилиси. Поспали пару часов, потом стали будить проводники, чтобы пассажиры заполняли грузинские декларации. Армяне выпустили без вопросов, в полной темноте поезд проехал мимо автоперехода, что я миновал четыре дня назад, и встал на грузинской станции Садахло. С соседнего пути тут же ушла двухвагонная электричка до Тбилиси. Вот тут грузинская таможня была гораздо серьезнее, в моем рюкзаке порылась женщина в резиновых перчатках, а паспорта тем временем, штамповали пограничники. Отправились, стало светать. Поезд считается фирменным, но уровень сервиса низкий, вагоны старые, нет кипятка, белье слишком простое и тонкое, и такая блатная работа, как проводник пассажирского вагона, достается редким пофигистам.
Вот и Тбилиси. Тут я задерживаться не буду, планировал либо сегодня на московском автобусе, проходящим Казбеги, пересечь границу, либо переночевать в Казбеги, а завтра с утра уже въехать в Россию. Поскольку на Кавказе дорога не является каким то предсказуемым явлением, решил положиться на случай. Совершил последнюю поездку на грузинском метро до станции Дидубе - там стоянка междугородных автобусов. Зазывалы заманивают прямо на выходе из метро, скоро выцепили и меня и отвели до шестиместного микроавтобуса, где уже сидел пожилой англичанин. Буквально через пять минут подсели еще люди, и микроавтобус отправился, рядом с водителем сидел и зазывала - молодой парень, может какой-то его родственник. За проезд попросили 15 лари (300 руб), вообще-то проезд стоит 10 лари, но как потом выяснилось, я случайно угодил в машину, где не было местных жителей, а ехали лишь туристы. Люди, которые подошли после меня, приехали с Украины и Белоруссии. Оказалось, что водитель, по дороге будет останавливаться в самых интересных и красивых местах, и я не сколько не пожалел о переплате. Вскоре с попутчиками у меня завязался оживленный разговор о путешествиях, а машина тем временем свернула с четырехполосного батумского шоссе, на Военно-Грузинскую дорогу, которая связывает Грузию и Россию. Ныне на все ее протяжении, лежит высококачественный асфальт, так что мчались очень резво, и вскоре сделали первую остановку возле водохранилища Жинвади.
Потом начался подъем на горный хребет, по красивым серпантинам, и около получаса, пока машина стояла, мы разгуливали возле крепости Ананури.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНа смотровой площадке, уже недалеко от Казбеги
Посмотреть на Яндекс.ФоткахСделали остановку возле минерального источника с железной водой.
Еще немного, вот и Казбеги, он же Степанцминда, последний крупный населенный пункт в Грузии, перед российской границей, до которой 11 км. Поселок и трасса - Военно-Грузинская дорога, находится в ущелье между горами, и совсем недалеко от Казбека, сам поселок, и его окрестности, изобилуют красивыми видами, тут хорошие условия для туристов всех мастей и специальностей, поэтому неудивительно, что их тут много, и индустрия поселка, в основном, заточена под них. Едва наш минивен остановился на конечной остановке, к нам бросились со всех сторон таксисты, менялы, хостельщики.
Я находился в раздумьях - провести в Грузии еще одну ночь, здесь, в Степанцминде, или через пару часов ловить попутки, или ехать на такси в Россию. Тем временем, мои попутчики попрощались со мной, и заказали машину к высокогорному и труднодоступному храму Троицы.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахВид из Казбеги на село Гергети, Казбек (5033 м), и церковь Троицы (2120 м)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Туристический сезон закончился, так что без проблем можно было найти здесь ночлег, место в хостеле, в четырехместной комнате, предлагалось за 25 лари, с завтраком и вай-фаем. Хозяина, Рамаза (он дежурил на остановке, выцепляя туристов), я предупредил, что если не уеду - приду к нему, и пошел в кафе обедать. Суп, салат и стакан вина обошлись в 10 лари, выходя из кафе, его хозяин, окликнул таксиста (тут все друг друга знают), тот мне сказал, что проезд до Владикавказа стоит 500 рублей за место, готов был оказать любые услуги, вплоть до обмена валют, поездок по окрестностям и т п. Но мне достаточно было того, что я просто походил пару часов по поселку, так и не придумав, ехать или не ехать. Решение принял, проходив по площади, опять на меня тут заорали: мистер, ю вонт монастир?. Я попросил найти водителя машины, с которым договаривался, и он немедленно материализовался передо мной. На переднее сиденье сел пожилой грузин, со мной сзади, сел парень, как потом оказалось - московский журналист. Он очень хотел успеть в Беслан на вечерний самолет до Москвы, но, как я понял, сильно не расстроился бы, если бы это не получилось.
У меня осталось аж 70 лари, 25 я отдал за проезд, а на сдачу попросил 700 рублей. И отправились по Дарьялскому ущелью, по пути проехали пару грузинских сел, мимо крепости Тамары и вскоре прибыли на пограничный переход Дарьяли. Впервые в жизни пересекаю государственную границу на такси.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.ФоткахГрузинскую границу прошли быстро, хоть грузинский пограничник злобно орал бестолковым клиентам: - "Еще раз, гавару, за красный линия нэ заходыт!", в дьютик не пошел - машина ждала, проехали еще пару километров по ущелью, до российского КПП "Верхний Ларс". Так же быстро прошли российских погранцов и таможню, хоть таможенник был типичный хам - пацан с раёна.
Начало:
Скан паспорта
http://baw76.livejournal.com/5761.html#Часть 1.
http://baw76.livejournal.com/5920.html#Часть 2.
http://baw76.livejournal.com/6239.html#Часть 3.
http://baw76.livejournal.com/6605.html#Продолжение
Часть 5.
http://baw76.livejournal.com/6992.html#Часть 6.
http://baw76.livejournal.com/7312.htmlЧасть 7.
http://baw76.livejournal.com/7478.html