ОТПУСК. Год 2012. Часть 2

Oct 28, 2012 22:00

Пролив, разделяющий державы, преодолевается минут за 15. После причаливания, все снова, сломя голову, несутся на контроль, а я неожиданно оказался в хвосте очереди, и предстал перед пограничницей лишь через час, узбеков отсеяли еще раньше, и они ожидали своей участи, перед забором, чем у них дело закончилось, не  знаю, а меня пропустили без проблем.

Почти сразу подошла маршрутка до автовокзала, мне удалось занять место впереди. Керчь по населению не очень велика, зато разбросана на огромной территории - различные части города, перемежаются предприятиями, разбросанными и там, и там. И кроме того, Керчь, один из самых древнейших городов в мире, с массой достопримечательных мест, не только отображающих тысячелетнюю историю, но и современные. Слева тянулось Черное море, справа мелькнула старинная крепость Еникале, и шла железная дорога до порта, по которой еще несколько лет назад ходил городской поезд, а в давние времена, было прямо через пролив, налажено железнодорожное сообщение.

Прямо на территории автовокзала, открыт музей, в древнем Мелек-Чесменском кургане, я правда туда не пошел, и без этого есть что посмотреть в городе. Сначала я поменял рубли, получил 1602 гривны. И не заметил, как мне подсунули испорченную банкноту в 50 гривен - у нее был оторван довольно большой уголок. Потом мне ее удалось сбагрить в другом обменнике - там долго и подозрительно, разглядывали меня и купюру, но заменили ее.



Рядом с автовокзалом, при стадионе, имеется гостиница, где я заселился за 100 гривен - по правилам, выкупается весь двухместный номер. И пошел гулять по этому чистенькому, приятному городу, пообедал в кафе, сел в троллейбус, и поехал на железнодорожный вокзал за билетами.



И весь день я провел на керченских улицах, на набережной, откуда хорошо видна Россия, через пролив, гулял по центру, видел памятник Володе Дубинину (помнил из школьной программы «Улица младшего сына»), побывал в районе судостроительного завода, посидел в кафе, попил винца.  Хотел еще съездить в район Эльтиген, но уж очень до него оказалось далеко, и я завершил день, восхождением на Митридат.




Гора Митридат



На вершине Митридата


Керченский залив

Вид на юг с Митридата


Раскопки античного города Пантикапей - вид с Митридата

Керченский залив в поселке Судостроительного завода (Аршинцево)

Такой же насыщенный был и следующий день - я поехал в Аджимушкай, где сначала посетил Царский курган (4 век).




Затем Аджимушкайские каменоломни, где в Великую Отечественную прятались партизаны со своими семьями, и вели активные боевые действия против фашистов. Экскурсия в каменоломню стоит 50 гривен, и проводится лишь в группе. Но мне долго ждать не пришлось - скоро подошли дети из четвертого класса, ближайшей школы. Выдали на группу 2 шахтерских фонаря, один я цапнул себе, думаю, дети на меня не в обиде - подземные сооружения - места повышенной опасности, так что я помог учительнице сопровождать их. Около часа мы проходили по этой подземной крепости, где советские люди провели много недель, без света, травимые ядовитым газом, мучимые жаждой, голодом, отсутствием воздуха, претерпевая множество лишений и тем не менее, ведя борьбу против захватчиков.

Потом я со школьниками еще походил по окрестностям каменоломен, мне показали где были раньше иные, нелегальные входы в штольни, мы фотографировались, попрощались и я поспешив в центр, по обедал в знакомом кафе с вином, забрал рюкзак из гостиницы, и поехал на вокзал.








Трехвагонный дизель до Николаева уже стоял на первом пути, свободных мест, визуально, не было, хотя билеты продавались. Но у меня место у окна, в вагоне жарко. По Семи Колодезям обогнали поезд Керчь-Москва, по Джанкою была большая сменяемость пассажиров, но стало гораздо свободнее. Я решил не ехать до Николаева, а вышел в Херсоне, где сразу устроился в четырехместной комнате отдыха, за 75 гривен, ночью она заполнилась вся.

Утром иду на автовокзал, он оказался неподалеку, и как раз отправлялся автобус до Измаила, на который я взял билет до Одессы. Быстро доехали до Николаева, потом пересекли Тилигульский лиман, через час приехали в Одессу. Но, по расписанию автовокзала ближайший автобус в Кишинев намечался через 3 часа, хотя мне известно об автобусном рейсе Херсон-Кишинэу, который должен быть очень скоро. Задерживаться в Одессе очень не хотелось, и в задумчивости прохаживаясь по площади, я нашел небольшой сарайчик, с надписью «Автостанция». Вот в «раскладе» этого сарая, искомый рейс как раз был. Феодальная раздробленность транспортной системы поразила и Украину - пойди догадайся, что этот рейс не дружит с Одесским автовокзалом. Тут как раз автобус и  подошел на посадку, я занял место у окна, но отправлялся он через час. Наконец отправились, за час доехали до АКПП Киргиз-Мияки - Паланка, и тут пошел сильнейший ливень, который продолжался минут 15, хорошо, что хоть ни украинцы ни молдаване не заставили выходить из автобуса, а просто собирали паспорта, штамповали, под сильными струями неслись в автобус, раздавали документы обратно. Формальности закончены - проблем с моим заканчивающимся паспортом не возникло, тут и солнце выглянуло - поехали. Остановились в Штефан-Воде, и отправились оттуда раньше времени, в Каушени вообще не останавливались, в результате, на конечный пункт, Кишинев автовокзал Гара де Норд, прибыли в 18.45, на час раньше.

Курс обмена валют на вокзале более чем невыгодный, рубли принимают по 33 бани, вместо 38, по курсу. Пешком дошел до центрального проспекта Штефана чел Маре, многие обменники предлагают купить рубли не более чем за 35 бани. Никогда за рубежом не пользовался банкоматом, поэтому решил снять там, за 1000 лей, с моей зарплатной карточки снялось 2723,05 рубля, то есть на 150 рублей больше, чем в нормальном обменнике - просто  воскресенье, вечер, их мало, вот и взвинчивают цены.



mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">   Молдова очень бедная страна, она медленно выбирается из кризисной нищеты, но Кишинев все больше приобретает черт цивилизации, например, там отлично работает городской транспорт, а остановки содержат расписание транспорта, ведется строительство, ну а промышленность в запустении, лишь немного страна живет за счет сельхозпереработки. Ну и того, что пришлют домой многочисленные гастарбайтеры.





На железнодорожном вокзале я купил билет на завтрашний поезд до Тирасполя, и пошел в комнату отдыха. Цены тут довольно немалые, для Молдовы, койка в четырехместной комнате стоит 200 лей на сутки и 130 на 6 часов. Решаю прийти попозже, чтобы не платить за сутки, и еду пройтись по площади у триумфальной арки, здесь много гуляющих, улица красиво подсвечена разноцветными огнями. Поужинал в Макдональдсе, и вернулся ночевать на вокзал.

Готовится к отправлению поезд Кишинэу - Санкт-Петербург

Утром сажусь в поезд Кишинэу-Одесса, раньше здесь ходило две пары дизелей, сейчас лишь пара составов под тепловозом, из пяти вагонов. Мой вагон, похож на гомельскую сидячку, с жесткими лавками - кассир мне обещала, что вагон будет мягкий, но его видимо заменили. По соседству со мной расположились пара цыганских семей, вели себя довольно шумно, а глава семейства со мной пытался поговорить. Но говорить особо не о чем, до Тирасполя недалеко, перед этим постояли в Бульбоке (последняя станция контролируемая Молдовой - никто из представителей власти в вагоне не появился), и встали на 25 минут в Бендерах. Тут тоже не видно никакого контроля - иди на все четыре, но если потом обнаружат (а это более чем вероятно) - будут большие проблемы. Во время стоянки я поинтересовался у проводника, как тут работается - это был уже в годах вежливый мужчина, работающий на железной дороге еще с советских времен. Он дал понять, что не так все плохо, но и не радужно, зарплата проводника составляет сейчас менее 2000 лей в месяц, но это лучше, чем ничего, и лучше, чем несколько лет назад.

"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">   В вагоне висела такая таблица тарифов



Поезда, конечно не ходят сейчас, на юг Молдовы, по новопостроенной ветке, но я высказал желание прокатиться туда когда-нибудь. Проводник сказал, что ехать в Джурджулешть можно прямо из Кишинева (и билет давали на весь маршрут), но путь займет более суток, с ночным отстоем в Басарабяске, и дневным в Кагуле. Надеюсь, при моем следующем приезде в Молдову, линия возобновит работу, ведь это только в России железнодорожное сообщение целенаправленно уничтожается, и боюсь, что я увижу времена, когда при Путине перейдем с рельсового транспорта на езду на ишаках. В странах СНГ железную дорогу стремятся по возможности не гробить.

Из вагонного окна видно восстановленную бендерскую крепость, переезжаем Днестр, и скоро за окном потянулась столица Приднестровской Молдавской Республики - Тирасполь. Работники милиции, всем вышедшим из поезда, сказали, что миграционная карта никому из них не нужна, кроме меня - россиянина. Люди посомневались, припомнили неприятности прошлых поездок, но разошлись. Я на своей карте получил штамп, быстро поменял валюту, и сразу купил билет до Рыбницы - микроавтобус из Бендер уже пришел, и через 10 минут готовился к отправлению.

ПМР - непризнанное государство, довольно бедное, дороги здесь так себе, города выглядят тоже небогато, но опрятно. Я проехал на маршрутке на север, до Рыбницы неторопливо ехали 3 часа. В Рыбницком автовокзале, совмещенное с железнодорожным здании), я неплохо пообедал, перешел через переходный мост, и стал подниматься в гору - северную часть города, где расположен спорткомплекс «Юбилейный», там работает гостиница.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Вид на рыбницкий вокзал с переходного моста. Пассажирских поездов здесь не было очень давно. Высокая гора, за железнодорожным мостом через Днестр - в Молдове.









Меня поселяют на третьем этаже спорткомплекса, в номере 6 продавленных коек, с куцыми матрасами. Стоимость проживания 29 ПМР руб. 40 коп. (105 RUB!) В Рыбнице есть еще гостиница «Металлург», но уж очень дорогая - 575 ПМРруб. Интересно, следом за мной подошел парень, оплатить месяц занятий в тренажерном зале, с него взяли 25 ПМР руб, а час занятий стоит 1 ПМР руб. 40 коп (5 RUB!), потом я посетил этот зал - все тренажеры старые, годов этак, семидесятых.







mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">А на другом берегу Днестра, в каком-то полукилометре, виден молдавский город Резина. Прямо на пограничной реке тренируются байдарочники.




Единый на территории бывшей Молдавской ССР, молдавский язык, в ПМР продолжает писаться кирилицей.


В Резину ходят обычные городские маршрутки, здесь они имеют №11, и стоимость проезда составляет или 3 лея, или 3 ПМР рубля. Утром я туда отправился, перед Днестровским мостом - короткая остановка, зашел приднестровский пограничник, бегло проверил наличие паспортов, а у меня забрал миграционку. Через две минуты снова остановка, в салон заглянул молдавский пограничник: - «Буне диминияца!» - поздоровался он, и маршрутка пошла по извилистой дороге в гору, на которой и расположена Резина. От окраины Резины, открывается красивый вид, на Днестр и Рыбницу.

Украина, железная дорога, СНГ, путешествия, общественный транспорт, Приднестровье, Молдова

Previous post Next post
Up