Чукотский поход

Nov 22, 2014 12:00



Глава одиннадцатая, в которой ветер не в силах сдвинуть горы, как и тех, кто по ним идёт

Неожидано наступил октябрь. Месяц, который на Чукотке открывает сезон с неприятным для каждого тундровика названием "межсезонье". Ни зима, ни лето. Но мой октябрь, на удивление, начался с положительных температур. Даже ночью не было заморозков.  Пасмурное утро, дует лёгкий ветерок, сегодня меня ждут настоящие горные перевалы. Я нахожусь почти в самом сердце безымянной горной страны. Когда-то, в эпоху великих земных потрясений, в этом юго-восточном углу Чукотки проходила ось сжатия тектонических плит.  Результатом этой деятельности стало появление новой горной провинции, которая и по внешнему виду и по высоте резко контрастирует с невысокими покатыми сопками остальной Чукотки. Отсюда, с самых высоких гор восточной Чукотки, берут начало большинство рек этого региона.


Наконец-то я иду в ботинках! Впрочем теперь до конца похода это моя основная обувь. Я уже успел убедиться, что  AKU не только удобные, но и не убиваемые и непромокаемые ботинки. Ручей Овражистый разрезает мощный горный пояс гор тысячников на два рукава. Одно ущелье выходит на реку Марич, второе, моё, на реку Каатап. Ущелье классическое - узкое, извилистое, зажатое сопками. Мне такие очень нравятся. От балка до седловины перевала 13 км., за это время я поднялся почти на 400 метров на высоту 533 метра. Ручей течёт почти с самой седловины. Удивительно, но сегодня уже октябрь, а снега здесь по большому счёту, до сих пор нет. Пару лет назад, на такой же высоте, но на другом перевале, 8 сентября я попал в позёмок и снега тогда было примерно по колено.

2. Ущелье. Ручей Овражистый


Практически с самого моего входа в ущелье начал дуть ветер. По мере подъёма ветер менял свой характер. Вначале он просто крепко безостановочно дул, скрадывая счастливые минуты перекуров, затем, начиная с середины  подъёма он изменил тактику. Затихнет до полного штиля и внезапно обрушиться коротким, но мощным порывом (до 15 м/с). Такие порывы очень неприятны, когда гарцуешь с рюкзаком по мокрым камням, пытаясь сохранить равновесие.

3. Сторожи-останцы


4. Не далеко от седловины перевала


Перевал встретил солнечно и почти по-домашнему тепло.  С седловины перевала открывается шикарная панорама  безымянной горной страны. Впечатление усиливало небо, по которому ветер гонял низко плывущие облака. В течении нескольких минут картинка менялась от солнечной жизнеутверждающей, до тоскливо серой.

На перевале возникла дилемма: подниматься или нет на г.Крылатую (1029 м.) ? Вроде и подъём не сложный, но с другой стороны она уже в снегу.  Стою, курю, размышляю. Внезапно налетевший порыв вправил мысль в нужном направлении: "Какая гора с такими порывами? Вниз, к Каатапу".

5. Гора Крылатая


6. Вид с перевала


Кроме крайне неприятных порывов, которые при подъёме на сопку станут еще жёстче, сомнения в альпинизме серьёзно подорвала часть моей экипировки. Внешний дизайнерски выверенный стиль "Sitka" явно дисгармонировал с моими рукавицами. На одной руке две пары китайских хбешных перчаток, на второй руке меховая верхонка, позаимствованная в балке. Без правильных перчаток или рукавиц подниматься в заснеженные горы удовольствие сомнительное.

7.  "Главное, чтобы костюмчик сидел"


Спускаюсь с перевала в верховья реки Каатап. Собственно, с перевала течёт один из его истоков. Только поставил палатку, как ветер снова поднялся с удвоенной силой. Пришлось усиливать палатку камнями и ставить на растяжки.  Ветер разрушил не только гармонию  созерцания природы на обеде вне палатки, но и разбил все мысли о послеобеденном сне. Так и не смог заснуть под хлопанье "крыльев палатки".

8. Спуск с перевала


Верховья Каатапа (с чук. незамерзающая) унылы и однообразны. Но в этом и прелесть. Тундра твёрдая и почти ровная, "провиденская тундра".  Направление движения можно выбирать по наиболее прямому пути.  Выйдя из безымянного гетляненского перевала, пересекаю неширокую долину и выхожу к другому перевалу, который на карте обозначен как "пер. Снежный".  Подъёма со стороны Каатапа на перевал Снежный фактически нет. Зато спуск в  сторону реки Марич, впечатляет. Обрыв и камнеломни.  Ущелье настолько узкое, что можно вытянутыми руками дотянуться до обеих сторон ущелья. Почти отвесные стены ущелья с сыпунами, заставляют как можно скорее пройти этот неприятный участок.  Благо, что ущелье не длинное.

Огромные валуны выкорчеванные талыми водами, осыпи, крутой спуск - всё это характеристики Снежного перевала. Остаётся только удивляться, как на генштабовских послевоенных картах  в легенде к этому ущелью поставили подпись "Возможно движение танков и гужевых повозок". Как?

9. Безымянное озеро в верховьях Каатапа. Проверяя озеро на рыбоёмкость оборвал блесну, но так ничего и не поймал.


10. Верховья реки Каатап. Идеальная местность для пешего передвижения


11. Седловина перевала Снежного. Отсюда берёт начало один из истоков реки Марич


12. В ущелье


Как только вышли из ущелья в долину реки Марич первое, что нам с Локи бросилось в глаза это зайцы. Много зайцев. Десятки зайцев.  Вот, где оказывается они прячутся. Локи сразу "в пляс". То на одну сопку, то на другую. И всё с одинаковым результатом. Нулевым.

Ветер стих. Тепло. Отличная уютная долинка. Останавливаюсь раньше запланированного. Здесь очень хорошо. После ветренного дня "слышать" тишину очень непривычно. Сразу возникают тревожные мысли: "К чему такая тишина? Уж не к буре?".

Разбиваю палатку. Крайний раз ночевал в палатке неделю назад и за сто километров от этого места.  Вечером накатывает грусть. Близиться завершение похода. Как-то неожиданно и очень ожидаемо.

13. Марич начинается с водопада, но к нему я пойду завтра


14. В долине реки Марич.


Продолжение следует

Провидения, Чукотка, Беринговский район, Чукотский поход, экипировка и снаряжение

Previous post Next post
Up