Пчелы против мёда - 2 (Иезуиты в полемике с Макиавелли)

Nov 27, 2015 19:59



(Steven van Muelen (1543-1568), портрет графа Лестера)
Роберт Дадли, граф Лестер. По мнению нескольких пафлетиств 16в. он - главный макиавеллист при дворе Елизаветы Тюдор. Это он настроил Елизавету на репрессии против католиков.



Жан Боден - тоже макиавеллист. Памфлетисты его эпохи обзывали его учеником Макиавелли за то, что он призывал к политике веротерпимости.

Ярлык макиавеллизма использовался при обсуждении темы гонений как протестантами, так и католиками. В этом контексте Макиавелли изображался и в качестве проповедника нетерпимости и репрессий, и в качестве сторонника веротерпимости и, в зависимости от обстоятельств, осуждался и за то, и за другое.

Авторы гугенотского памфлета «Le Tocsin contre les massacreurs et auteurs de Confusion en France» описывают Екатерину Медичи как ученицу «атеиста Макиавелли», который учил государей, что их цель - добиваться от поданных страха, а не любви, править во имя славы, а не на благо поданных. «Государь» был евангелием королевы-матери и ее советника Morriliers , который будто бы не расставался с мерзкой книжонкой итальянца и воспитывал по ней принцев.
Эта же тема развивалась Иннокентием Жентилле (Innocent Gentillet, 1535-1588) в его «Анти-Макиавелли» (1576).
Жентилле тоже рассматривает Макиавелли как атеиста: гугеноты после Варфоломеевской ночи не желали противопоставлять себя умеренным католикам и приписывали вину за убийства не папистам, а «сторонникам политики на итальянский лад, сердце которых безразлично к Богу, дьяволу или папе, или к какой либо религии вообще, атеистам, таким же как их учитель; на людях они притворяются религиозными, поскольку хорошо знают, что выгодно казаться религиозным. Так они показывают всему миру, насколько выгодно следовать философии макиавеллизма (philosophie machiavelline)» (100)
Католики не отставали: Макиавелли был наставником Елизаветы Тюдор, осуществляющей гонения на католиков.
Макиавеллизм здесь противопоставляется политике веротерпимости. Пример этого дает анонимный памфлет «Республика Лестера» (Leicester’s Commonwealth, 1584), в котором макиавеллистом объявляется Роберт Дадли, граф Лестер - любовник Елизаветы (он еще, кстати, и губернаторам в нидерландских Провинциях был - гнобил католиков и там) и, по мнению автора, вдохновитель гонений на католиков. Английские католики обвинены в измене, хотя, как говорит автор, «некоторое единство, или хотя бы малая толика терпимости между вами и нами могла бы быть обеспечена в нашем государстве (р.24)» (101)

Веротерпимость это макиавеллизм, «политики» (politiques) - макиавеллисты

Одновременно с выступлениями в этом духе ряд авторов клеймил сторонников веротерпимости, les politiques (Боден и др.) как макиавеллистов. Пример этого - «Вердикт» (1592) Поссевино (Verdict on the Writings of De la Noue, a French Soldier; on Jean Bodin’s Methodus Historiae, his Book on the Commonwealth and his Demonomania, on Philip de Mornay’s de Perfectione and on NiccoloMachiavelli)
Примеру Поссевино последовал Педро Рибандейра в своем Treatise on the Religion and the Virtues requisite in a Christian Prince for governing and preserving his states. Against the teaching of Machiavelli and the Politiques of these times, 1595.

Вики учит нас, что «Pedro de Ribadeneira (1 November 1527 - 10 September or 22 September 1611) As a lad, Pedro de Ribadeneira repaired to Rome for study, and there on 18 September 1540 was admitted by Ignatius of Loyola, in his thirteenth year, as one of the Society of Jesus, which had not yet received papal sanction.»
В это же время Роберт Персонс (Парсонс) под псевдонимом Philopater публикует «Elizabethae Edictum» - памфлет против Генриха Наваррского и Елизаветы. там он проходится, в частности, по министрам Елизаветы: notably Cecil, Leicester, and ‘Rawleigh the atheist’, по еретикам - пуританам, фамилистам, анабаптистам и евреям и вообще «всем подонкам (faex) и дряни (garbage) - еретикам и атеистам» (104)

(Robert Persons (24 June 1546 - 15 April 1610), later known as Robert Parsons, was an English Jesuit priest. (На википедии очень интересная статья)

Джованни Ботеро высказывался в этом же ключе.

Все эти памфлеты пишутся в период наибольшей активности Лиги после убийства Генриха III для того, чтобы не допустить на престол Наваррского; авторы памфлетов были связаны с Лигой или были на довольствии у испанцев.
Цель этих памфлетов не в том, чтобы доказать, что еретиков следует наказывать - в этом и так не было сомнений. Доказывалось, что любая иная политика, кроме репрессий будет абсолютно аморальной. Соответственно, позиция les politiques, предлагавшая веротерпимость, изображалась как воплощение макиавеллиевской беспринципности: готовы пойти на все, лишь бы добиться умиротворения страны; считают, видите ли, что это в «интересах государства».

Истинный и ложный «государственный интерес»

На эту тему рассуждает Рибандейра.
Исходный пункт Макиавелли - признание главной целью сохранение государства; ради этой цели он должен пойти на любые меры.
Рибандейра возражает: есть подлинные и ложные интересы государства.
Сама по себе цель - сохранение государства - не вызывает у Рибандейры возражений. В сущности, Макиавелли, против которого он ополчается, оказывается не прав в единственном пункте: средства, которые он предложил, неразумны, могут навредить в деле достижения этой высшей цели.

Боден, картинки, Реформация, Харро Хёпф, Политические идеи, Контрреформация, Макиавелли, Конспекты

Previous post Next post
Up