Наконец, эта же риторическая неумеренность проявляется и в нападениях на «либерализм». Правда, что либеральное движение Нового времени выражает интересы буржуазии, но правда и то, что социализм выступает как его преемник, поскольку совпадают их принципиальные ценностные ориентиры: Для социализма особенно важна свобода личности, которая не может быть принесена в жертву некоторому прогрессу в экономике. Даже те ограничительные меры, которые предлагают социалистические программы направлены на то, чтобы дать большему числу людей свободу в более широкой области. Бернштейн указывает на еще один нравственный ориентир, необходимый и для либерализма, и для социализма - личная ответственность. … Социализм, говорит Бернштейн, невозможен там, где люди не руководствуются такой ответственностью. [выделено мною - bsd] Очень любопытен этот упор на вопросы нравственности и вообще на «идеальном», «духовном». Только что большой пост на аналогичную тему опубликовалanlazz, на материале «Туманности Андромеды» Ефремова. Опыт реального социализма показал, что реализуются, скорее, опасения Бернштейна, высказанные в первой части статьи, нежели эти надежды на «свободу» и «нравственность». Похоже, если целью действительно являются поиски такой организации общества, при которой «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», то вести их нужно в какой-то другой плоскости, нежели вопрос о собственности на средства производства.
Опыт реального социализма показал, что реализуются, скорее, опасения Бернштейна, высказанные в первой части статьи, нежели эти надежды на «свободу» и «нравственность». ****** пожалуй, так и есть. Вообще, нравственное и ценностное сознание - плохо проработанный в марксизме сюжет.
Для социализма особенно важна свобода личности, которая не может быть принесена в жертву некоторому прогрессу в экономике. Даже те ограничительные меры, которые предлагают социалистические программы направлены на то, чтобы дать большему числу людей свободу в более широкой области.
Бернштейн указывает на еще один нравственный ориентир, необходимый и для либерализма, и для социализма - личная ответственность. … Социализм, говорит Бернштейн, невозможен там, где люди не руководствуются такой ответственностью. [выделено мною - bsd]
Очень любопытен этот упор на вопросы нравственности и вообще на «идеальном», «духовном». Только что большой пост на аналогичную тему опубликовал anlazz, на материале «Туманности Андромеды» Ефремова.
Опыт реального социализма показал, что реализуются, скорее, опасения Бернштейна, высказанные в первой части статьи, нежели эти надежды на «свободу» и «нравственность».
Похоже, если целью действительно являются поиски такой организации общества, при которой «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», то вести их нужно в какой-то другой плоскости, нежели вопрос о собственности на средства производства.
Reply
******
пожалуй, так и есть. Вообще, нравственное и ценностное сознание - плохо проработанный в марксизме сюжет.
Reply
Leave a comment