В
Идейном паноптикуме несколько академично разбирались различные идеологии. Если их пропустить через призму
Спиральной динамики, то выйдет куда цветастее и понятнее.
Академично идеологию определяли как систему концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Несколько расширив определение, можно сформулировать идеологию как представления и идеи об окружающем мире, которых придерживается либо большинство, либо управляющая группа людей, навязывающая свои представления управляемым (или зависимым от них). При расширенном определении, идеология уже покрывает не только современные классы, нации, партии, но и доисторические времена.
Под доисторическим периодом (первобытное общество) понимается дописьменная эпоха, расцвеченная двумя красками - фиолетовой (инфракрасной) и красной, в спиральном смысле. Фиолетовый этап - первый идеологический этап в истории человечества. В силу повторяющихся, в различные исторические периоды, в разных уголках земного шара, культурных и социальных взаимоотношений - фиолетовый этап вполне можно считать идеологическим. Именно на этом этапе возникает четкое осознание "я", "меня" как существующего отдельно от других людей, растений или животных - появляется рефлексивное поведение. Человек начинает отделять себя от других и ощущать силу во внушительном и пугающем внешнем мире. Внешний мир опасен и малообъясним. Природные явления наделяются могущественными способностями, от которых часто зависит жизнь человека. Спасение от малообъяснимых явлений лежат в ритуальных действиях, фактически являющихся случайным набором действий, закрепленных устоявшимися традициями. Ритуальные охранительные действия со временем расширяются охранными знаками, амулетами, тотемами. Однако, на данной стадии, основным оградительным элементом от пугающего мира являются кровные узы, родственные отношения. Причем родственные отношения простираются и на загробный мир. Уже у неандертальцев обнаруживают ритуалы захоронений умерших сородичей. На фиолетовом и красном этапе эти ритуалы один из основных маркеров. Ритуалы настолько разнообразны, что этому можно посвятить отдельную статью. От сжигания трупов с помещением праха в глиняные урны, до оставление трупов в специальных местах, для их утилизации дикими животными. Только исполнение ритуала позволит умершему уйти в некую долину духов. На фиолетовом уровне еще не существует детально сочиненного (придуманного) загробного мира. Загробный мир размытый, обезличенный. Долина духов, дальняя гора, верховья реки, густая чаща леса. Часто такие места имеют печать табу, с запретом на посещения этих мест. Поклонение Солнцу, Луне, Небесной матери или отцу. Неисполнение живыми родственниками погребального ритуала не позволит умершему достичь запланированных потусторонних мест. Исполнение похоронного ритуала позволяет заручится помощью и силой умерших родственников в этом сложном и опасном мире. Отдельно стоит отметить, что природные силы на фиолетовом этапе еще не антропоморфны, и не являются богами в более позднем смысле.
Если суммировать признаки фиолетовой идеологической системы, то выглядит она следующим образом. Окружающим мир непонятен, опасен, и малообъясним. Природным явлениям присваивается некая магическая сила. Часто каждое явление и даже место имеет своего духа, с которыми как минимум не стоит сориться, а как максимум необходимо задабривать определенными ритуалами. Ритуалы у каждого племени свои, но смысл их везде один. Опора в этом пугающем мире возможна только на родственников, из которых состоит племя. Отсюда собирательный образ Небесной матери. Помощь родственников простирается и на загробный мир. Поэтому необходимо соблюдать ритуалы погребения, и оказывать знаки внимания умершим. Исходя из вышеперечисленного, оптимальной социальным построением является племя, совокупность которых представляет первобытнообщинное общество. И будет большим заблуждением считать, что фиолетова система осталась в доисторическом периоде. В определенной мере фиолетовая система является базовой и в современном мире, в виде семейной ячейки.
Следующий исторический этап начинается с деградации первобытнообщинного строя. Причинами разложения называют земледелие, развитие скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. Но тут видим классический вариант, где телега стоит впереди лошади. Указанные причины в действительности являются результатом других, более масштабных событий. В позднем палеолите и неолите происходят тектонические сдвиги в жизнедеятельности человека. Все предыдущие исторические периоды человечество небольшими племенными группами расселялось по планете. Охотничьих мест в целом хватало всем, и если возникали стычки между племенами, то более слабому племени всегда было проще уйти на новое незанятое место. Постепенно совершенствовались методы и орудия охоты на животных. Повышалась эффективность охоты, что с одной стороны позволяло увеличиваться численности охотников, с другой стороны приводило в уничтожению целых экосистем. Например, в это время была полностью уничтожены
мамонтовые прерии или тундростепь. И если в Африке, мегафауна постепенно приспосабливались к постоянно возраставшему охотничьему давлению человека, то в Евразии, и особенно ее северной части она оказалась обречена. Уничтожение крупнейших животных экосистем Евразии поставило численно возросшее человечество перед неприятный фактом - жизнью впроголодь с тенденцией к снижению численности, то есть вымиранию. Но это было бы справедливо по отношению к любому другому виду на земле. Человек же, максимально адаптивная тварь. Именно в этот исторический момент произошел ментальный слом - когда животное проще приручить, чем убить, а злак можно попробовать вырастить, а не вытоптать при сборе дикого урожая. Зарождается скотоводство и земледелие. Но им необходимо еще пройти этапы длинного становления, чтобы человек смог с земледелия и скотоводства регулярно кормиться. Поэтому, в мезолите (10 000 - 5000 лет до н.э.) начинается броуновское движение, по другому - великое переселение племен. Мирное сосуществование племен постепенно заканчивается, и начинается превентивная война всех против всех, война за лучшие охотничье угодья, за лучшее земли. И горе побежденному.
В этот период начинает меняться и идеологическая составляющая человека. Основное отличие от предыдущего этапа заключается в придании природным стихиям антропоморфных черт, то есть человеческих. Как в зеркале, природные стихии начинают приобретать человеческие очертания, превращаясь в идолов и богов. Боги и полубоги становятся устрашающими и кровожадными, под стать окружающей действительности. Боги требуют жертвоприношений, преимущественно кровавых, крови животных или крови человека. Загробный мир постепенно трансформируется, и все больше усложняется, прорабатываясь в деталях. Появляются загробные миры, с охраняющими их Церберами. Усложняются похоронные ритуалы. В зависимости от социального статуса, в загробный мир отправляются с утварью, военным арсеналом, толпой наложниц. Апогеем апофеоза, изменившейся идеологии, можно считать германскую мифологию, с ее ярчайшим скандинавским ответвлением. По мере усложнения общества и присущих ему технологий, расширяется и пантеон антропоморфных богов. Возникают вездесущие боги плодородия, земледелия, виноделия, торговли, кузнечного ремесла и т.д. Возглавляют постоянно расширяющийся пантеон исторические боги стихий - молнии, солнца; или боги войны - в максимально милитаризированных сообществах.
Параллельно с идеологией меняются и сообщества людей. Предыдущий тип - родовые общины, начинают эволюционировать в сторону родовых племен и племенных союзов, во главе которых уже стоят не совет старейшин а вождь. Важным элементом общественной организации были мужские союзы, выбиравшая себе вождя. Сначала такие люди были влиятельны благодаря своим личным качествам (сила, агрессивность), а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоёв общества - вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в военной и хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами. Племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди - предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия. Стали возникать вождества - политические единицы, включающие в себя несколько деревень или общин, объединённых под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей. Именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э. В Европе государствообразующей силой являлись греческие и италийские племена, а закончили данный процесс германские племена с максимально милитаризированной идеологией. Кстати, очень неплохой визуальный ряд фиолетового и красного жизненного уклада показывает фильм
Выживший с Ди Каприо.
Несмотря на кажущуюся ветхозаветность описанных идеологий, не стоит недооценивать их применимость в современном мире. Когда, какой-нибудь деятель или политическое движение, начинает апеллировать к нашим славянским богам, славянскому роду и ведам, или делает ссылку на трипольскую расу, то это всё отсюда, из описанного выше. Помимо прямых отсылок на доисторические идеологии, бывают и более сложные варианты - когда замешивают более современные идеологии (например, национализм) на рунах, арийской крови- с известным результатом. Помимо этого, существуют современные субкультуры, спонтанно замешавшие свою идеологию на вышеописанных. Например, воровская субкультура. Тут мы видим и вождизм в чистом виде, где вор в законе должен соответствовать неким придуманным критериям, и "паства" регулирующая свои действия в соответствие в выдуманным миром "вальхаллы", фактически представляющая собой деградацию милитаризированной (бойцовской) "этики".