Идеология в фокусе. Dеux.

Dec 05, 2017 20:44



Во второй части добрались до идеологий, в их классическом проявлении. И если предшествующие идеологии, по своей глубинной (инстинктивной) сути были одинаковыми, но отличались по форме проявления у разных племен, то на следующем этапе идеологии становятся массовыми, охватывая государства и народы. Наступают времена унификации и стандартизации.


Причины появления массовых идеологий не сложны, и кроются в необходимости управлять все больше возрастающей численностью подчиненных племен и народов. Как было сказано в первой части - народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей. Именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э. В Европе государствообразующей силой являлись греческие и италийские племена, а закончили данный процесс германские племена с максимально милитаризированной идеологией.

На этапе становления первых государств возникла проблема удержания и передачи власти. Существующая в красной парадигме идея удержания власти не сложна - кто сильнее, тот и прав. Сила могла выражаться в любой форме (по нарастающей) - личной физической, наличия преданных воинов, знатности рода с городами и имениями. При ослаблении или смерти пахана вождя (князя, короля) приближенные начинали драку за его наследство - империи македонских рассыпались на несколько кусков, а потом эти мощи валились под натиском очередных захватчиков. Казалось - эта музыка будет вечной. И несмотря на попытки обожествления власти (и властителей) еще со времен древнего Вавилона, более менее приемлемые результаты были достигнуты, когда процессом стандартизации умов занялись снизу.
Безусловно, изобретение массовых религий не являлось политическим заказом, скорее здесь просто присутствует логика исторического развития - как общества, так и его идеологий. На первом этапе, этого исторического развития, боги покоренных племен и народностей чаще всего включались в пантеон богов народа-победителя. Касалось это, в первую очередь, антропоморфных богов, то есть богов народностей, стоящих на одной ступени с завоевателями. Природные "боги", менее развитых племен, в основном канули в лету. Думается, принцип включения богов покоренных племен, в пантеон богов завоевателей, являлся предтечей римского принципа наделения одинаковыми правами всех граждан империи. Фактически, расширение пантеона, с одной стороны показывало определенное уважение к богам предков покоренных племен - то есть покоренные племена как бы ставили равными себе, а с другой стороны, позволяло через (пусть будет) институт жречества воздействовать на подчиненные племена и народности. Второй этап идеологической унификации начался в Иудее.
     Первоначально, в Ветхом завете, бог Авраама обычный племенной божок, требующий исполнения обрядов и жертвоприношений. Историческая линия переформатирования природного бога-духа через антропоморфную истуканную стадию в нечто обезличенное и единое (или сверхличное) от нас ускользает. Понятно из-за отсутствия письменности, собственно как и у других племен. В Ветхом завете мы уже сразу видим Единого бога еврейского народа, где выпадает стадия перехода к монотеизму, хотя присутствуют исторические свидетельства поклонения различным богам-истуканам, например Молоху. И именно в Библии мы видим первый (ну или один из первых) примеров рождения сверхидеи, подчиняющей себе общество, и по факту являющейся первой идеологией. Сверхидея не сложная, и в последующем часто косвенно используемая в других идеологиях. Бог иудеев обещает, что потомство Авраама будет многочисленным и овладеет Палестиной. Здесь мы видим сочетание фиолетовой идеологической системы (потомство, племенное родство) и красной силовой (власть на территорией и другими племенами). Поскольку несложная идея потомства и доминирования дается через единственный непререкаемый авторитет тех времен, через Бога, эта идея становится сверхидеей для разрастающейся народности. Теперь народность имеет объединяющую сверхидею, в которой и видит смысл своего существования. Понятно, что к общественной сверхидее примешиваются различные потусторонние обвесы, без которых немыслим человек тех времен. Например, обещания потусторонней жизни и воскрешения всех умерших. Нам же, для понимания, достаточно выделить две составляющие, родившие синию идеологическую парадигму. Первая составляющая - непререкаемый авторитет, установивший цель или идею. В тот исторический период это мог быть только Бог, причем Бог монотеистичный, признаваемый большинством. Бог, понятно, дает целеуказания через пророков и мессий. В наше время этим авторитетом вполне может быть и человек, например Маркс. Вторая - некая объединяющая идея для общества, ради которой стоит жить, где личные интересы подавляются общественно значимой целью или задачей. Стоит напомнить, в тот исторический период боевой вакханалии это был колоссальный шаг вперед. На красный принцип "мир это джунгли, где выживает сильнейший" накинули синее ярмо сверхидеи (общественной, а затем и личной). Здесь еще стоит отметить, что в Новом Завете добавляются два важнейших принципа "ни иудея ни эллина" и вечная жизнь. И этими двумя принципами иудейская сверхидея расширяется на планетарный масштаб, а вечная жизнь может быть дарована каждому, при исполнении определенных правил и требований. Иудеи же остаются со своим Талмудом и идеей богоизбранного народа, в итоге, через пару тысяч лет, получают ту самую Палестину и 8 млн. потомков Авраама, собранных на обещанной территории. Бойся своих желаний )).
     Дальше происходил сложнейший процесс интеграции христианства и государственной власти в римской империи. Предпосылки, причины и сам процесс неплохо разобран в википедии. Здесь и происходивший, на различных территориях, поиск единого Бога, и политическая организация Римской империи, роль еврейства, и зарождавшиеся в империи социальные кризисы. Христианство, через свою универсальность, через сверхидею спасения и богочеловека, закрыло массу имевшихся вопросов, и в сплаве с государственной властью, позволило управлять огромными массами населения. В определенные периоды Церковь заменяла даже светскую власть, но в целом в Западной Европе сложилось определенное двувластие, где Церковь успешно конкурировала за души (и не только) своих подданных с королями и императорами. В Восточной Европе Церковь, посопротивлявшись, легла под светскую власть, или точнее образовала с ней властный тандем. При этом единый духовный стандарт подразумевал борьбу с еретическими направлениями религиозной мысли, вплоть до инквизиции. В целом Темные и Средние века в Европе можно охарактеризовать как притирку/сплав красных воинственных королевств и синей сверхидеи (идеологии) христианского толка. Можно даже сказать парадоксальную вещь - только крупные империи пропитанные синей идеологией (в Европе христианской) позволили сохранить свое культурную идентичность многим народам. Остальные были либо уничтожены, либо ассимилированы. Насколько существенное воздействие на умы оказывало принятие христианства, можно увидеть в примере с норманнами. Грозные племена, державшие в страхе всю Европу в течении почти 500 лет, после принятия христианства сошли за менее чем 100 лет со сцены истории, переформатировавшись со временем в несколько скандинавских народов. Синие идеологии (сверхидеи) со временем не канули в лету, а переродились в современные идеологии различного толка, но об этом в следующих частях.

В заключении необходимо разобрать императорский Китай. В отличие от Европы, имеющей шарм греческой демократии и идею богочеловека иудейского происхождения, Китай представляет куда более чистую и незамутненную версию синей классической идеологии. Начать стоит с периода Сражающихся царств (403 год до н.э. - 256 год до н.э.). Это времена когда, по свидетельству историков, территория Китая была усыпана трупами, которых даже не хоронили, просто сваливая в овраги, в виду их количества. В эти же времена был написан знаменитый трактат "Искусство войны" Сунь Цзы. Без дополнительных описаний, по одним названиям, сразу видно время красной идеологии - кто сильнее тот и прав. Самое интересное, что этот принцип был закреплен в официальной идеологии того времени - легизме. Основной принцип власти в легизме был до безобразия прост, незамысловат и понятен - в образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. А высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн. Ну и за малейший проступок следует карать смертной казнью. Квинтэссенция красной идеологии. Занавес.
     Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции - Конфуций. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо - сыновней почтительности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Таким образом, переосмысленный фиолетовая идеология с культом предков и ритуальных действий переросла в сверхидею личности как функционального винтика в гармоничном обществе. Для придания авторитета и легитимности своему учению, Конфуций, по собственному признанию передавал людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба. Ну а в середине I-го тысячелетия его практически обожествили, указом императора.
     Во времена империи Хань, при правлении императора У-ди (140-87 до н. э.) в конфуцианстве к ритуалу, как средству управления подданными, усилиями легистов, бывших противников конфуцианства, добавляется институт закона: ритуал следует применять в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказания. Сплав государственной власти и идеологии состоялся, и продлился практически два тысячелетия.

Как видим, в разных концах света, примерно в одно и тоже время, происходили одни и те же системные процессы. Росло население, происходила превентивная война всех против всех. Побеждал сильнейший и агрессивнейший, собирая под своей дланью массы поданных. В это время появляются первые города, начинается развитие ремесел. Возникает вопрос управления и организации этой разномастной толпы. Принципы подавления, жестоких казней непослушных воле пахана является основными, но в это же время начинают развиваться сверхидеи объединения в более крупные сообщества на других принципах. Понятно, что эти идеи легитимизируются якобы божественным откровением богов предков. В итоге синие идеологии выглядят следующим образом. Основной мотив - насаждение абсолютной веры в единственно правильный путь и покорность авторитетам. Условия жизни направляются высшей властью, что требует подчинения. Непостижимая истина, сила или система правят вселенной. Они же определяют человеческие судьбы, предписывают, что правильно и неправильно, задают смысл и цель человеческого существования. Каждому человеку тут назначают правильные и надлежащие социальные роли, касты, уровни в иерархии или воинские звания. Это обеспечивает хорошо упорядоченную стабильность. Человек должен знать своё место и придерживаться его. При этом, когда синяя идеология обретает полную силу, человек испытывает радость от наличия цели, причины и направления в жизни. Теперь присутствует легко различимая высшая сила, наблюдающая за людьми и регулирующая существование человека. Удовольствие от жизни приходит от служения пути и повиновения. Человек всегда испытывает беспокойство по поводу возможности попасть в неприятности или нарушить сокровенные правила; свобода поведения жёстко ограничена чувством вины и страхом перед наказанием. Но «вера наших отцов» и привычные паттерны обеспечивают определенную стабильность.

Идеология. Синий.

Previous post Next post
Up