В первой части были разобраны этапы психологического становления человека на основании работ Пиаже и Маслоу, во второй поднимались вопросы возникновения и становления разума/интеллекта/сознания. Третья часть будет посвящена метафизическому/метаэкологическому миру человека. Если в первых двух частях материал основан на широкой научной базе, и опирается на признанные имена и концепции, то третья часть если и имеет некую научность, то сильно притянутую за уши. Базируется эта притянутость на "Спиральной динамике" К. Грейвза и "Метаэкологии" В.А. Красилова.
Обе концепции (Красилова и Грейвза) являются биопсихосоциальными, то есть являются междисциплинарным подходом, с рассмотрением биологических, психологических, социальных факторов. И если концепции Красилова ранее уделялось некоторое внимание, то "Спиральная динамика" К.Грейвза всплывает впервые. Фактически концепция Грейвза говорит о том, что существует ряд обособленных биопсихосоциальных систем, каждой из которых присущ свой набор ценностей и моделей поведения. При этом новые системы могут сменить старые, однако старые никуда не исчезают. Таким образом каждая новая система отличается от старой своей сложностью - новая система включает предыдущую и дополняется новыми свойствами, ранее не доступными. Более того, потенциально существуют новые биопсихосоциальные системы, которые сейчас могут быть не доступны, но будут существовать в будущем. Ряд биопсихосоциальных систем Грейвз обозначил буквенными символами (например, AN или HU) и кратко их охарактеризовал. Далее за дело взялись его ученики/последователи Д.Бек и К.Кован с американской маркетинговой хваткой, накатав почти 500 страниц текста. Несмотря на безумно увеличившийся объем, добавили авторы к изначальной концепции не много. Фактически всю суть 500 страниц можно легко изложить на 10 страницах. Основной вклад Д.Бека и К.Кована заключается в визуализации типов биопсихосоциальных систем, где вместо буквенных символов введены цветовые (ими и будет пользоваться) и добавлено понятие Цмема (ценностные Мемы, динамичные структуры, связанные с условиями жизни, определяющие нашу систему ценностей и убеждений), которые авторы охарактеризовали как "интеллектуальный вирус".
Понятно, что терминологически "интеллектуальный вирус" или Цмемы не несут никакого смысла, и позволяют спекулировать этими понятиями в любую сторону. Поэтому Цмем предлагается обозначить в виде математической матрицы. Образно, ее можно обозвать - информационной матрицей, которая наполняется и структурируется в зависимости от объема информации, получаемой индивидуумом (зависит от его личных характеристик, и характеристик окружающего общества - влияние культуры). Матрица (значения матрицы) постоянно расширяется. Предыдущие значения включаются в матрицу и там остаются, при необходимости или обстоятельствах, этими значениями матрицы можно продуктивно воспользоваться - то есть вернутся в более простой биопсихосоциальный формат. Однако матрица является трехмерной, где каждое значение матрицы имеет три индекса (например, А123), то есть столбец, строку и перпендикуляр к ним обоим (вспоминаем куб). Индекс 1 имеет биологические характеристики, индекс 2 психологические, индекс 3 социальные. Однако, для упрощения, первые два индекса стоит объединить, что в частности, уже было сделано в первой части. Поскольку биологические характеристики человека со временем, если и меняются, то совсем незначительно, и таким образом ими можно пренебречь, объединив в одну характеристику. В итоге мы приходим к двумерной стандартной матрице, где значения имеют два индекса (например, А12). Соответственно индекс 1 это биопсихологические характеристики (или по другому личностные/субъективные), а индекс 2 социальные характеристики. Стоит отметить необходимость учитывать объективный (или объектный) мир, условно отделенный от социальности, но физические характеристики данного мира на планете в среднем в настоящий момент одинаковы, поэтому ими можно также пренебречь. А их влияние (те же климатические условия) на исторические племена и народности в рамках данной статьи не учитываются. Помимо всего, необходимо отметить, что чистых видов биопсихосоциальных систем не существует, они накладываются и пересекаются друг с другом. Поэтому, при рассмотрении человека или социальной общности, следует говорить о неком преобладающем паттерне той или иной системы, но не более того. Это важно, и стоит запомнить.
БЕЖЕВАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основной мотив - оставаться живым за счет использования врожденных чувств. По сути природное состояние, действия мало отличающиеся от действий животного. Превалируют естественный порядок и естественные законы. Форма управления/взаимодействия - инстинктивная. Политическая форма - стая.
Время - прямо здесь и прямо сейчас.
Исторически БЕЖЕВАЯ система соотносится с периодом переходного этапа (Homo habilis, Homo erectus, Homo neanderthalensis) от животного мира к человеку разумному. В наши дни примеры БЕЖЕВОГО часто можно заметить в яслях и детских садах, среди психически больных людей, живущих на улицах или находящихся в стационаре. Иногда происходит всплеск БЕЖЕВОГО у людей, испытывающих психологические перегрузки.
ФИОЛЕТОВАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основной мотив - кровные узы и мистицизм в условиях магического и пугающего мира. Условия жизни таинственные и страшные, что требует задабривать духов и объединятся вместе для обеспечения безопасности. Мир состоит из духов, плохих и хороших, которыми кишит земля. Духи предков объединяют "народ" во взаимоподдерживающие отношения. Родство и родословная определяют политические связи, связи между племенами устанавливаются через брак. Концепция управления задается вождем, направляется старейшинами и духами. Политическая форма - племя (клановые советы).
Время круговое/циклическое, прошлое и будущее неразличимы. Движение идет по кругу, живые существа не рождаются и не умирают, а лишь перетекают из одной формы в другую.
Исторически ФИОЛЕТОВАЯ система соотносится с периодом становления человека разумного. В человеческой истории именно ФИОЛЕТОВАЯ система является бифуркационной системой. Именно на этой стадии возникает четкое осознание "я", "меня" как существующего отдельно от других людей, растений или животных - появляется рефлексивное поведение. Человек начинает отделять себя от других и ощущать силу во внушительном и пугающем внешнем мире. Так как сила ассоциируется с численностью, больше внимания начинает уделяться постоянным отношениям, родству. Материальные следы этого великого пробуждения можно встретить в костяных тотемах или камнях плодородия, оставленных первобытными людьми. В целом концепция Красилова "Метаэкология" и посвящена этому великому пробуждению, где объясняется вся эта внутренняя борьба и раскол, с появлением двойников, героев и богов. ФИОЛЕТОВАЯ система тесно связана с правым полушарием - к повышенному уровню интуиции, к эмоциональной привязанности к местам и вещам, и к мистификации восприятием причинно-следственных связей. Мысленный взор занят сверхъестественной силой, тотемизмом, фетишами, заговорами, шаманством, колдовством, порчами, плодовитостью, суевериями и мифами о происхождении людского рода. Люди вертятся, зачастую гонимые страхом, в котле примет и заклинаний. Яркая коллекция мифов, легенд и притч бурно расцветает в ФИОЛЕТОВОМ, причём настолько, что размывается граница между реальностью и фантазией. По своей сути, ФИОЛЕТОВЫЙ является дописьменным. Письменность требует линейного и структурированного мышления, более присущего СИНЕЙ области. Однако зачастую ФИОЛЕТОВЫЙ богат на легенды, песни, изображения, танцы, другие объекты искусства и тщательно вырабатывает обычаи, передаваемые от одного поколения к другому. ФИОЛЕТОВОЕ мышление является дихотомичным. Люди либо здесь, либо не здесь, либо наши, либо чужие. Группа, небольшая как индейская народность хопи или огромная как династический Китай, воспринимает себя как «народ». Все «другие» представляют собой чужаков, чудаков, нелюдей.
В наши дни ФИОЛЕТОВАЯ система присуща детям (на чем живет тот же Дисней, с продажей сказок), а также индейцам, африканским племенам и австралийским аборигенам.
КРАСНАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основной мотив - навязывание власти над самим собой, людьми и природой через силовое воздействие. Мир жестокий и опасный, что требует бороться за выживание, невзирая на желания других. Могущественные люди (вожди), а иногда и большие духи, доминируют, устанавливают границы, наказывают и награждают в соответствии с их прихотями. Феодалы защищают народ в обмен на послушание и труд. Политические действия совершаются для расширения сфер влияния и контроля. Превалирует контроль и расширение территории. Концепция управления - власть сильного, власть босса и нескольких избранных. Политическая форма - диктат.
Время сегментируется на прошлое, настоящее, будущее.
Переход от ФИОЛЕТОВОЙ систему в КРАСНУЮ начинает формироваться как потребность в личной автономии, подкрепленной удовлетворением базовых потребностей. Естественная конкуренция за более богатые ниши в конечном счете противопоставляет друг другу фиолетовые группировки, и побеждают лидеры, активно отстаивающие свои права и готовые взять на себя ответственность. В стаде может быть только один бык-лидер. Начинается время Империй и несложных правил: "Жизнь это джунгли. В них выживают только сильнейшие. Горе слабому." КРАСНОЕ мышление является эгоцентричным и беззастенчивым. Огромная самоуверенность, претензии на власть и подразумевающиеся прерогативы - это норма, так как нет ни сожаления, ни беспокойства о других. Это именно те люди, которые находят в себе смелость противостоять ФИОЛЕТОВЫМ духам и стремятся завоевать мир или погибнуть в борьбе. Позор и потеря лица - вот чего нужно бояться, но не блистательной смерти. ФИОЛЕТОВЫЕ духи тут дрейфуют в сторону волков и оборотней, злых ведьм и чудовищ,
суперзлодеев и супергероев.
В наши дни КРАСНАЯ система достаточно распространена. Она присуща подростковому периоду, при этом многие в нем и застревают. В социальной среде городской бедноты часто доминирует негативная КРАСНАЯ система. Различные группировки - от преступных до джихадистских, действуют исключительно в рамках данной системы. На государственном уровне данная система присутствует в некоторых африканских государствах.
СИНИЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основной мотив - насаждение абсолютной веры в единственно правильный путь и покорность авторитетам. Условия жизни направляются высшей властью, что требует подчинения. Непостижимая истина, сила или система правят вселенной. Они же определяют человеческие судьбы, предписывают, что правильно и неправильно, задают смысл и цель человеческого существования. Цветет дипломатия и сектантство. Концепция управления - правосудие и справедливость для праведных и хороших людей, которые следуют правилам и традициям. Политическая система - авторитарная, где одна партия осуществляет государственный контроль.
Время представляет собой стрелу времени, где одни события последовательно сменяют друг друга.
По мере усложнения мировосприятия и социума, приходит понимание что "один в поле не воин", и есть проблемы которые сильный индивид не способен решить в одиночку. Особенно всех уравнивает понимание неизбежной смерти. Начинается насаждение правил для всех, через "единого бога" и "пророческих откровений". Индивидуальные эго подавляются высшим авторитетом, более сильным, чем они или их более слабые боги. Эти абсолютные «ты должен делать» и «ты не должен делать» необходимы для возникновения порядка, дисциплины, смысла и цели в эволюционном потоке человечества. Как ещё можно было бы обуздать грозных варваров, военачальников и наёмников из земель, пропитанных кровью, как не с помощью страха перед разгневанным богом, обладающим абсолютной властью.
Когда СИНЯЯ система обретает полную силу, человек испытывает радость от наличия цели, причины и направления в жизни. Теперь присутствует легко различимая высшая сила, наблюдающая за людьми и регулирующая существование человека. К примеру, «второе рождение» в результате религиозного обращения содержит все основные черты СИНЕГО. СИНЕЕ мышление необходимо для того, чтобы разобраться с социальной неразберихой. При возникновении этого мышления люди охотно приветствуют авторитаризм. Каждому человеку тут назначают правильные и надлежащие социальные роли, касты, уровни в иерархии или воинские звания. Это обеспечивает хорошо упорядоченную стабильность. Человек должен знать своё место и придерживаться его. Удовольствие от жизни приходит от служения пути и повиновения. Человек всегда испытывает беспокойство по поводу возможности попасть в неприятности или нарушить сокровенные правила; свобода поведения жёстко ограничена чувством вины и страхом перед наказанием. Но «вера наших отцов» и привычные паттерны сохраняют стабильность.
В настоящий момент это первая "взрослая" биопсихосоциальная система (как и все последующие). Именно на ней базируются такие понятия как мораль, этикет, церковь, нация и т.д. И это самая распространенная система мышления на данный момент. Исторически СИНИМИ были империи от Китайской до Российской.
ОРАНЖЕВАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основной мотив - поиск возможностей, направленный на улучшение положения своих материальных дел. Жизнь полна эффективных альтернатив, что требует поиска преимуществ для достижения успеха. Мир рисуется как рациональный и хорошо отлаженный механизм, который имеет внутреннюю механику и секреты, поддающиеся изучению, освоению и манипулированию. Научные законы управляют политикой, экономикой (невидимая рука) и людскими сообществами. Мир в виде шахматной доски, на которой идут игры, дающие победителям главенство и привилегии над побежденными. Рулят рыночные партнеры и стратегические альянсы. Концепция управления - плюралистическая политика в рамках сдержек и противовесов. Политическая система - многопартийные государства.
Время еще усложняется, происходит сдвиг от линейного "шаг за шагом" к полихронному пониманию времени, где важные вещи могут происходить одновременно, и человек учится переключать внимание между ними.
Стабильная и надежная СИНИЯ система дает время и ресурсы для обращения опять к собственному "я". Возникают разные неудобные вопросы, которые требуют ответов. Ответы у каждого свои, стабильный и понятный СИНИЙ мир раскалывается, чаша весов начинает склонятся к автономии, просачивается индивидуальность, бросается вызов властям. Автономия, наслоившаяся поверх веры в абсолютную истину, приводит к чувству собственной тотальной правоты. Имея стабильность и безопасность, гарантированные СИНИМ, и уверенность в загробной жизни (в небесах или на земле) за счёт успешных дел, возникает вопрос о цене славы. Как только начинает править индивидуальная/элитарная форма, образ жизни, который доминировал до этого, святоподобный, жесткий и жертвенный, выходит из моды. Свобода от ограничений, налагаемых отношениями с другими людьми играют центральную роль в счастье этого мышления. Многое в поведении этого типа мышления напоминает крайнюю самоуверенность КРАСНОГО. Но прохождение через СИНИЙ шлифует острые края от агрессии к уверенности в себе и превращает проницательную хитрость в искусный расчёт. Тут появляется понятие рассчитанного риска и мышления по типу «кто не рискует, тот не пьёт шампанского».
В то время как СИНЕЕ мышление является абсолютистским (существует только один правильный путь), ОРАНЖЕВЫЙ занимает политеистическую точку зрения: есть много возможных путей, но только один из них наилучший. Постепенно демонстрирование оппозиции к власти становится все менее важным, а в некоторых случаях человек приходит к умению умиротворять ее в своих интересах, либо просто игнорировать. Вера в догмат уходит и заменяется на экспериментальные данные, «научные методы» и непрерывные оценивания для определения того, что лучше всего работает на данный момент. Успешные действия определяют, что является правильным, а не директивы высшей силы или распоряжения от авторитарных деятелей. Изобилие возможностей и автономия правят центром соперничающей ОРАНЖЕВОЙ группы. Человек стоит особняком во Вселенной и должен опираться на врождённые способности и приобретённые навыки. Чтобы добиться успеха в ОРАНЖЕВОЙ жизни, нужно забыть про чувство вины и не тратить ни времени, ни сил впустую. Чем больше ОРАНЖЕВЫЙ убеждается в своей правильности, тем самоувереннее он становится. Это тип мужчины «принимаю огонь на себя» и женщина, «которая знает, чего она хочет и как это получить». Оба хотят всё и сейчас. Люди в этой зоне кажутся материалистичными и корыстными, но это потому, что деньги для них - это зачётка жизни, а «хорошие вещи» - наглядное свидетельство успешного ОРАНЖЕВОГО функционирования. Радость победы и достижения являются реальным вознаграждением для ОРАНЖЕВОГО, а жизнь - это игра, в которой второе место означает первое место среди проигравших. Преобладает стремление наслаждаться жизнью, а не увязать в затруднениях абсолютизма или в теологических разборках. Политеистическое мышление является сравнительным, а жизнь - соревновательной. Абсолютные, идеологические СИНИЕ стандарты заменяются ситуационностью и разумным прагматизмом - делать то, что работает, и говорить то, что другие хотят услышать. Гибкость и быстрое реагирование на изменения рынка - непременные атрибуты этой игры. ОРАНЖЕВАЯ система производит личностей, которые расчётливы, не боятся брать на себя ответственность и стремятся к господству. Они командуют из чувства больших возможностей и поддерживают эту самооценку, несмотря на критику, редко меняя своё поведение в результате обратной связи. И в то же время ОРАНЖЕВЫЙ постоянно просит обратную связь - «Скажите мне, что вы обо мне думаете», - но потом отвергает критику, если она не совпадает с его мнением. Они считают, что их способ, бесспорно, является наилучшим, и их сложно убедить в обратном. Решения основываются на холодной, количественной оценке и расчёте вероятностей. «Факты, мадам, ничего, кроме фактов», - говорит ОРАНЖЕВЫЙ. Он не может искать поддержки или совета у других, поскольку это свидетельствует о личной слабости и подрывает иллюзию полной автономии.
Корни экономической теории находятся в ОРАНЖЕВОМ. Каждый несёт ответственность за самого себя. Лучшие добьются успеха и процветания. Заработная плата, а не право на пособие, является здесь предпочтительным способом обеспечения безопасности. Нужно инвестировать в людей, а не заниматься благотворительностью.
ОРАНЖЕВАЯ система также является "взрослой" биопсихосоциальной системой. Система предпринимательского мышления и западной цивилизации, как таковой. Основное распространение имеет в среде первого мира.
ЗЕЛЕНАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Основной мотив - человеческое благосостояние и достижение консенсуса получает наивысший приоритет. Условия жизни диктуются гуманностью и коллективностью, что требует присоединения к сообществу для развития вместе с ним. Мир как "космическое" сообщество, где каждая человеческая сущность хоть и уникальна, но принадлежит к сообществу, и поэтому должна рассматриваться по отношению к группе равных. Актуальны вопросы прав человека и коллективизма. Концепция управления - каждый принимает равноправное участие в принятии решения на основе консенсуса. Политическая система - коммунитарная (социальные демократия, равные права).
Время становится релятивистским (парадокс близнецов).
Достигнув определенных высот в жизни ОРАНЖЕВАЯ система начинает чувствовать влияние других и их потребности, а также свое одиночество, вызванные постоянной конкуренцией. Начинает расти осознание чувств, поэтому человек становится искусным в межличностных манёврах. Помимо межличностных отношений ширится понимание и надличностное, в частности взаимосвязи биосистем планеты. Механизированный успех ОРАНЖЕВОГО сокращает биологическое разнообразие, поскольку «сильнейшие» выживают без оглядки на долгосрочные последствия и загрязнение окружающей среды. ЗЕЛЕНОЕ мышление начинает ставить на первые места в своём списке задач регулирование неконтролируемого роста и защиту исчезающих видов дикой природы. Пробуждение ЗЕЛЁНОГО мышления выдвигает экологию - взаимосвязи между растениями, животными, людьми и местами обитания - на передний план.
Место работы становится командно-ориентированным, с многочисленными дискуссиями и обменом идеями и чувствами. Каждый имеет возможность высказаться и внести свой вклад. В краткосрочной перспективе стоимость ЗЕЛЁНОГО принятия решений превращается в значительный расход времени и экономических ресурсов, но изначальные 70 процентов достигаемого согласия дополняются высокой степенью участия и почти 100 процентами обязательности исполнения принятого решения. Отказавшись от соревновательности и соперничества по крайней мере внутри ближайшей группы, человек восстанавливает связи с другими для формирования расширенных сообществ, которые предлагают поддержку и удовлетворяют оставшуюся от ФИОЛЕТОВОГО потребность в принадлежности. Интересные черты, связанные с этой системой мышления, включают внушаемость, доброту и постоянство. ЗЕЛЁНЫЙ делится как эмоциями, так и материальными благами, но участники обмена должны принадлежать к группе, быть преданными делу, самораскрыться и вносить посильный вклад. У тех, кто отказывается присоединиться к группе и принять её нормы, будут проблемы; свобода распространяется настолько далеко, насколько является целесообразным по решению группы. Тогда как СИНИЙ классифицирует людей в группы по этническому признаку, возрасту, полу, языку, религии и т.д., а ОРАНЖЕВЫЙ сортирует их вертикально в соответствии с социоэкономикой и их статусом в порядке субординации, ЗЕЛЁНЫЙ верит в объединение непохожих людей, если они готовы принимать участие в общем деле. Каждый человек рассматривается относительно текущей ситуации, без учёта истории и особенностей культурного наследия его народа. Уникальный вклад каждого - использование языка, специфические ценности, образ жизни - улучшает целое. С усилением ЗЕЛЁНОГО возрастает желание перегруппировать людей из классификационных иерархий в кластеры равных, с общими возможностями и без предубеждений. Иногда такая балансировка является принудительной. При этом ЗЕЛЕНЫЙ считает что любой человек может достигнуть в группе наивысших высот в развитии. В этом стремлении растить людей ЗЕЛЁНЫЙ часто инвестирует ограниченные ресурсы в неудачников и «проигрышные» дела (ОРАНЖЕВЫЙ, как правило, делает противоположное и инвестирует средства только в проверенных победителей).
ЗЕЛЕНАЯ система аналогично является "взрослой" биопсихосоциальной системой. Прижилась в образовании, благотворительности. На государственном уровне используется в социальных европейских государствах типа Норвегии.
ЖЕЛТАЯ/БИРЮЗОВАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Грейвз разделял "желтую" и "бирюзовую" системы мышления, а последователи уже напридумывали "коралловые" и другие системы. Здесь они объединены. Причина в следующем. Основной функцией системы мышления является система управления или взаимодействия между людьми. Для каждой из предыдущих описанных систем мышления существуют системы управления. В ЖЕЛТОЙ инфоматрице системой управления являются самоуправляемые организации и сообщества. Самоуправляемые организации существуют в настоящий момент и описаны (например, Ф.Лалу "Открывая организации будущего"). БИРЮЗОВОЙ системы управления не существует. Адепты спиральной динамики видят БИРЮЗОВУЮ систему в виде "глобальной деревни". Но управляться эта "деревня" вполне может как раз самоуправляемыми сообществами с делегированием полномочий. Другим моментом является чередование систем биопсихосоциального мышления. Грейвз и последователи отмечали, что коллективистские системы мышления (ФИОЛЕТОВАЯ, СИНЯЯ, ЗЕЛЕНАЯ) сменяются индивидуалистскими системами (КРАСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, ЖЕЛТАЯ). Исходя из такой динамики на смену ЖЕЛТОЙ системы должна прийти коллективистская БИРЮЗОВАЯ и т.д. Однако, эти же авторы относят ЖЕЛТУЮ систему на следующий уровень сложности, и тут вполне актуально сделать предположение, что
маятник истории перестанет перемещаться между полюсом коллективизма и индивидуализма, и ЖЕЛТАЯ система предстанет в виде синергической системы, как суммирующий эффект взаимодействия двух факторов человеческой истории.
Основной мотив - гибкая адаптация к меняющимся условиям, внимание к динамике в масштабах всей Земли и действие на макроуровне. Мир представляется хаотичным и глобальным, что требует с одной стороны личной свободы и поиска порядка в кажущемся хаосе. Универсальные силы пронизывают все формы жизни, определяя их движение. Глобальная деревня. Концепция управления - делегирование полномочий, самоуправляемые группы/сообщества. Политическая система - пока не сформирована.
Время еще усложняется, появляется понятие ретропричинность, где будущее влияет на настоящее, а настоящее на прошлое.
Переход в ЖЕЛТУЮ систему является результатом саморазвития и самоактуализации. Принятие и гармония становятся периферийными для счастья. То, что думают другие, больше не является критически важным, только интересным. ЖЁЛТЫЙ «гибок», поскольку он может войти в концептуальные миры первых шести систем и взаимодействовать с ними на их частотах, говоря на их психологических языках. ЖЁЛТЫЙ уважает их мировоззрение (хотя и не обязательно соглашаясь с ним), способы выражения, а также уникальные нравы, обычаи и культуру. ЖЁЛТОГО занимает концептуальный мир постоянных перемен и разнообразия, способности к чистому наблюдению и быстрому обучению. Поэтому пожизненный интерес к обучению и экспериментированию является само собой разумеющимся. ЖЁЛТЫЙ учится неизмеримо многому, и эти знания часто не относятся напрямую к решаемой задаче. Цель ЖЁЛТОГО - найти средство обеспечения адекватности, чтобы другие живые системы не страдали, и чтобы человек мог сохранить свободу жить по своему выбору. Это воплощённое выживание в Глобальной Деревне, комплекс сосуществующих реальностей, каждая из которых стремится занять уникальную нишу, которую она считает важной. При этом ум ЖЕЛТЫХ свободно перемещается вверх и вниз по временным линиям «прошлое - настоящее - будущее».
В целом ЖЕЛТУЮ систему мышления можно сопоставить с самоактуализированными личностями Маслоу. Понятно, что это несколько процентов от общей массы населения планеты.
Резюмируя сказанное, для начала необходимо повторить, что чистых биопсихосоциальных систем у отдельно взятого человека не существует, они накладываются друг на друга, представляя собой некий паттерн/узор с преобладающим, в тот или иной момент времени, тем или иным биопсихосоциальным типом инфоматрицы. Имеются большие сомнения, что человек может перескакивать в своем развитии через одну-две системы. Развитие их идет последовательно по спирали, где человек, получая опыт и информацию, структурирует их в виде последовательных биопсихосоциальных систем. Причем, и опыт, и информация зависят от социума, где австралийский абориген никогда не сможет достичь даже СИНЕГО уровня, а ребенок рожденный в современной городской среде проходит ФИОЛЕТОВЫЙ и КРАСНЫЕ уровни в детском и подростковом возрастах. Однако, развал более продвинутого социума, или личные психопатологические проблемы могут опустить человека с более высоких уровней на более низкие. Как например, война на Ближнем Востоке опустила целые народы с СИНЕГО уровня в КРАСНЫЙ, а то и ФИОЛЕТОВЫЙ. В тоже время необходимо понимать, что нет лучших или худших систем - они просто дополняют друг друга, постепенно расширяясь по информационной матрице. Безусловно, что лучше иметь людей только с ЖЕЛТОЙ системой, но даже сочетание различных систем в одном социуме приводит к его развитию. Вопрос только в соотношениях систем (количестве носителей), в том или ином социуме. Для лучшего понимания сказанного стоит провести параллель между социумом и организацией. Ранее упоминавшийся И.Адизес в своей книге "Управление жизненным циклом корпорации" выделят четыре составляющие, необходимые для расцвета и могущества организации: (Р) исполнительская/производственная функция, (А) административная функция, (Е) предпринимательская, (I) интегрирующая. В социуме нет (Р) производственной функции, но есть коммунитарная функция. Тогда РАЕI Адизеса превращается в сочетание ЗЕЛЕНОЙ(Р)-СИНЕЙ(А)-ОРАНЖЕВОЙ(Е)-ЖЕЛТОЙ(I) систем. Именно это сочетание и формирует социальные и государственные отличия (о чем в следующей заметке).
В заключении стоит вернуться к "предсказанию" Блаватской. К той самой "шестой" расе. Как было видно из анализа интеллектуального и биопсихосоциального развития человека, соотнести этапы развития с эзотерическим трипом Блаватской не представляется возможным. Можно только сделать предположение о неком сходстве с ЖЕЛТОЙ биопсихосоциальной системой и самоактуализированными людьми, эра которых только наступает. Хотя ничем не хуже будет предположение о следующей этапе психосоциального развития человека. Думается там сложатся два фактора: существенное продление жизни (а возможно и биологическое бессмертие), которое потребует революционной психологической перестройки; выход человека в космос - далеко за пределы околоземного пространства, которое потребует новых форм управления/взаимодействия.