Этапы психологического развития человека в целом понятны и не представляют загадки. А вот вопрос возникновения разума, как некой точки бифуркации, до сих пор будоражит воображение неокрепшие умы - что расцветает шикарной палитрой различных теорий. Вот по ним и пройдемся.
Стабильно, в начале, необходимо определится с терминологией. На первом этапе необходимо приравнять термины "разум" и "интеллект". И разум и интеллект разные термины для определения высшей формы сознания, заключающейся в способности адаптации к новым ситуациям и способности обучения на основании опыта, пониманию и применению своих знаний для управления собой и окружающей средой. Сознание представляет собой механизм прерывания автоматических реакций в критической фазе, творческое создание вариантов поведения с предположительно желательным исходом и оценка реального результата применения такого варианта с созданием нового ветвления старого автоматизма. При этом усилия по реализации наиболее предпочтительных поведенческих реакций в условиях некой новизны ситуации, вопреки текущим автоматизмам, является волевым усилием, или волей. Воля не только усилия по преодолению автоматизмов, но и усилия творческого выбора (свободы). Немного развернув, о роли и сути сознания можно сказать следующее. Если у насекомых рефлексы меняются преимущественно из поколения в поколение, то у животных рефлексы (автоматизмы) способны образовываться очень эффективно и гибко в течении жизни одной особи. При этом вновь образующиеся рефлексы ничем принципиальным не отличаются, например, от рефлексов улитки. Различие заключается в наличии механизма формирования автоматических, неосознаваемых реакций - осознаваемой корректировке поведения. То есть сознание - механизм приобретения неосознаваемых автоматизмов (рефлексов) не за счет отбора особей в поколениях, а неизмеримо более оперативно - в течении жизни особи. Термин "самосознание" следует признать просто некой количественной характеристикой сознания. Самосознание не является исключительной характеристикой человеческой психики. Зеркальный тест подтверждает наличие самосознания (в той или иной мере) у обезьян, дельфинов, слонов, сорок и даже рыб. Таким образом, из приведенных определений вполне видно, что речь идет об одном и том же, и что принципиальных отличий сознания/разума/интеллекта между животными и людьми нет. А запутанные термины, описывающие одно и тоже, вводились в свое время разными философами с целью выделения/отделения человека от животного мира. Разница заключается в количественных показателях, которые переросли в итоге в качественные, однако об этом ниже. Дальше необходимо пройтись по теориям появления человека и в купе с ним "человеческого" сознания. Основных гипотезы три - креационистская (религиозная), палеовизита (космическая) и эволюционная. Первые две гипотезы так ими и остались, и не имеют научного фактологического подтверждения, и поэтому оставим их для людей с буйной фантазией. Эволюционная гипотеза выросла в разработанную теорию, подтверждаемую множеством фактов (археологические, биологические, генные и т.д.). Однако естественнонаучная теория однозначно не отвечает на вопросы что явилось толчком для появления "человеческого" сознания (усложненной формы животного сознания) и как оно развивалось в историческом периоде. В составе эволюционной теории существует ряд версий, объясняющих эволюционное развитие человека разумного.
[Марксистко-политическая] В СССР единственной научной признавалась теория Ф. Энгельса, изложенная в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Разбирать, в настоящий момент, эту версию смысла нет, поскольку научной она нигде, кроме СССР, не признавалась. В 1993 г. профессор-биолог В. Дольник писал о гипотезе Ф. Энгельса: «Ни в момент выхода в свет, ни позднее эта точка зрения не пленила естественные науки. Она с самого начала противоречила основным фактам, а новые факты противоречили ей. Поэтому вы не встретите ссылок на это учение в мировой научной литературе. В нашей стране трудовая теория насаждалась насильно и держалась путем сокрытия или фальсификации достижений мировой науки».
[Водоплавающее животное] Настоящая версия заключается в том, что, прежде чем стать обезьяной-охотником, ее предок, прошел длительную стадию обитателя водной среды. Высказано предположение, что древнейшие гоминиды были обитателями прибрежной полосы озер и рек, много времени проводили в воде и рядом с водой.Возможно, даже происхождение двуногости связано с таким образом жизни. Показано, что современные обезьяны (карликовые шимпанзе бонобо), на суше передвигающиеся на двух ногах только 2% времени, переходят к 90-процентному передвижению на двух ногах, когда заходят в воду. Особенности строения тазобедренного сустава A.afarensis, не нашедшие объяснения с позиций "сухопутного" бипедализма, объясняются при помощи гипотезы о связи развития двуногости с необходимостью часто заходить в воду в поисках пищи. Во время этого процесса обезьяна и утратила волосяной покров подобно другим млекопитающим, вернувшимся к морю. Только на голове, возвышавшейся над водой, сохранились волосы, защищавшие голову от ярких солнечных лучей. Эта теория объясняет, почему мы так подвижны в воде, в то время как шимпанзе столь беспомощны и быстро тонут. Она объясняет также обтекаемую форму тела человека. Теория эта также объясняет необычный характер волосяного покрова нашего тела. При внимательном изучении расположения волосков обнаруживается отличия от того, как ориентирован волосяной покров у остальных крупных обезьян. У нас волоски направлены назад и внутрь, под углом к позвоночнику. Такое направление совпадает с направлением потока воды, рассекаемого телом пловца, и указывает на то, что если волосяной покров изменился до его утраты, то это произошло с целью уменьшить сопротивление воды при плавании. Помимо этого есть ряд интересных фактов. Ступня у голой обезьяны не разлапистая, как у обезьяны, а удлиненная, ластовидная, и все ее пальцы соединены вместе и направлены вперед. Соответственно и длина ног более способствует передвижению по воде, т.к. чем длиннее ноги, тем дальше можно зайти в воду, не отрываясь от дна. Необходимость защиты ноздрей от встречного тока воды при нырянии привела к выпяченности и выгнутости носа вниз. Губы человека отличаются большой подвижностью, укороченностью, толщиной и способностью плотно смыкаться, не пропуская в рот воду при плавании и нырянии. Другие сухопутные млекопитающие, чтобы не захлебнуться во время плавания, вынуждены держать голову высоко над водой. Необходимость выскабливать из раковины и пережевывать скользкое пружинистое тело моллюска, удерживать его и свободно перемещать во рту обусловила важнейшие отличия гоминидов от обезьян (которые давно служат признаками для определения вида и классификации ископаемых) - утрату ставших помехой торчащих клыков; развитие лопаткообразности передних зубов, нужных для выскабливания содержимого раковины, откусывания и удерживания откушенного; увеличение количества бугорков на коренных зубах с четырех до пяти; замену режущих первых нижних премоляров на двухбугорчатые; дополнение движений челюстей вверх и вниз вращательными движениями; расположение зубов не по сторонам четырехугольника, а по дуге; выгнутость небного свода; плотное смыкание губ и затянутость полости рта щеками. Как результат челюсть прибрежных обезьян стала короче и шире. Укорочение челюсти и расширение ее задних концов в стороны, а также выпрямление передних зубов и редукция жевательного аппарата и привели со временем к развитию выступающего вперед носа и нижней передней части челюсти - подбородка. Последнее способствовало увеличению полости рта и более свободному движению в ней языка. Возможными признаками также могут являться: большой половой член у мужчин и более глубокое влагалище у женщин. При рассмотрении варианта «водоплавающего животного» половой член у мужчин и более глубокое влагалище у женщин явно связаны с занятием сексом в воде и минимизацией вымывания спермы, как итог это способствовало резкому выделению виду, т.к. от других особей потомство рождаться перестало. Однако, несмотря на любопытные косвенные данные, надежного подтверждения акватическая теория не получила, в виду отсутствия палеонтологических данных. Таким образом, убедительно объясняя наличие ряда особенностей у человека, версия требует согласиться с существованием важной гипотетической фазы в эволюции, не имеющей доказательств ее существования.
[Версия - охотник] Существенная разница между обезьяной-охотником и его соперниками плотоядными состояла в том, что обезьяна не была физически подготовлена к совершению молниеносных бросков на жертву и далее к продолжительному ее преследованию. Но именно этого ей предстояло добиться для успешного конкурирования с другими хищниками. Примат-охотник преуспел благодаря более развитому мозгу, что привело к умению ловко маневрировать и изготавливать более смертоносные орудия. И все же такие усилия, должно быть, приводили к огромным физическим нагрузкам. Преследование было настолько необходимым, что животному пришлось смириться с такими нагрузками. Однако при этом оно, вероятно, испытывало значительный перегрев тела. Возникло мощное давление в категориях естественного отбора, чтобы уменьшить перегрев подобного рода. Поощрялось любое улучшение, даже за счет потерь в других направлениях. От решения проблемы зависело само существование вида. Благодаря неотении, способствовавшей этому процессу, наличию второстепенных благоприятных факторов, о которых мы уже упоминали, решения оказались жизнеспособными. Избавившись от плотного волосяного покрова и увеличив количество потовых желез на всей поверхности тела, можно было достичь значительного охлаждения - и не для повседневной размеренной жизни, а для решительных моментов преследования. При этом в изобилии вырабатывается испаряющаяся жидкость, покрывающая обдуваемые воздухом напряженные члены и все тело охотника. Разумеется, эта система была бы бесполезной, если бы климат оказался слишком жарким и мог привести к повреждениям обнаженной кожи, но в умеренно теплых климатических условиях она была приемлемой. Интересно отметить, что одновременно происходило создание подкожного жирового слоя, что указывает на необходимость поддержания температуры тела при других обстоятельствах. Если кому-то покажется, что наличие такого слоя с лихвой компенсирует утрату волосяного покрова, то следует вспомнить, что жировой слой способствует сохранению тепла тела при низкой температуре, не препятствуя испарению пота в случае перегрева тела. В целом кратко версия звучит таким образом. Человекообразные обезьяны, которые возникли первыми, назывались проконсулами. Жили в тропических лесах Африки, но около 10-12 миллионов лет назад начались существенные изменения климата: он стал холоднее и заметно суше, и большие дождевые тропические леса, которые покрывали почти всю Африку, кроме самого севера и самого юга, стали постепенно исчезать. И у обезьян, которые жили в этих лесах, было три варианта дальнейшей судьбы. Первый - вымирание, и большинство видов человекообразных обезьян ему последовало. Второй - жизнь в тех лесах, которые еще сохранялись в Африке. Дождевые тропические леса есть в Центральной и Западной Африке. Сейчас там живут гориллы и два вида шимпанзе: обыкновенный шимпанзе и бонобо (карликовый шимпанзе). Третий вариант - это выход в саванны, образовавшиеся на месте дождевых тропических лесов. Вышедшие из лесов и ранее были в целом всеядными. В саванне они вынуждены были осваивать навыки охоты на других животных. При этом есть предположение, что начинали они как падальщики, доедая мясо и косный мозг за крупными хищниками. В дальнейшем освоили охоту, став со временем самым опасным хищником на планете. Мясной рацион и охота, как сложное социальное действие, способствовало увеличению головного мозга, что позволило эволюционировать от австралопитека до человека разумного.
[Концепция Поршнева] Все предыдущие версии являются эволюционно-историческими, в которых пояснение усложнение сознания сводится к росту объема мозга (что с одной стороны совершенно верно), но не дается пояснения "как" это происходит. Историко-психологическая концепция Поршнева пытается ответить на этот вопрос. Историческая часть повествует о предке человека, являющемся трупоедом, поскольку конкурировать с хищниками он был не в состоянии. Соответственно, предметы орудий "труда" были необходимы для разделки трупов. Начинали с разделки трупов доставшихся (в частности отобранных) от хищников и недолго сумняшеся перешли к каннибализму. Однако не все. Каннибализм был присущ "палеоантропам" за счет некой мутации, в отличие от "неоантропа" (человека) так и оставшегося всеядным. Если палеоантропы не убивали никого кроме подобных себе, то неоантропы представили собой инверсию: по мере превращения в охотников они не убивали именно палеоантропов. Они сначала отличаются от прочих троглодитов тем, что не убивают этих прочих троглодитов. А много, много позже, отшнуровавшись от троглодитов, они уже не только убивали последних, как всяких иных животных, как "нелюдей", но и убивали подобных себе, то есть неоантропов, всякий раз с мотивом, что те не вполне люди, скорее ближе к "нелюдям". Погребальные культы, по Поршневу, возникли из-за нужды прятать своих покойников от палеоантропов, чтоб те их не съедали, и как отрицание и запрет повадок палеоантропов. Психологическая часть представляет собой последовательную смену фаз «суггестия-контрсуггестия-контрконтрсуггестия». Суггестия (или внушение) психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Внушение (через интердикцию) первыми освоили палеоантропы для удержания в своей воле неоантропов. Суггестия, являясь клеточкой социальной психологии, в обыденной жизни не наблюдаема в её чистом, изолированном виде. Важным свидетельством в пользу разрабатываемого Поршневым подхода является по мнению автора «что суггестия более властна над группой людей, чем над одиночкой». С учетом этого обстоятельства Поршнев устанавливает значение суггестии для становления человека как общественного существа и утверждает, что «суггестия как таковая, в своем чистом виде, должна была некогда иметь автоматический, непреодолимый или, как говорят психологи и психиатры, роковой характер». Но (по аналогии с законом обратной индукции возбуждения и торможения) суггестия не получает абсолютной власти над человеком: суггестивное воздействие наталкивается на охранительные психические антидействия, и первый из таких феноменов - недоверие. Антитезой суггестии становится контрсуггестия. «Контрсуггестия и становится непосредственно психологическим механизмом осуществления всех и всяческих изменений в истории, порождаемых и не зовом биологической самообороны, а объективной жизнью общества, противоречиями и антагонизмом экономических и других отношений», - утверждает Поршнев и замечает, что рассматривает здесь не причины, приводившие людей в разных исторических условиях к срыву принуждающей силы слова, а сам психологический механизм негативной реакции на суггестию, который усиливался в ходе истории и посредством которого история менялась. По Поршневу, суггестия не исчезает в ходе истории, по мере роста и усложнения контрсуггестии она приобретает другие формы. Но и сама контрсуггестия меняется: из простого отказа от послушания людским словам она превращается в ограничение послушания разными условиями. По ходу истории человеку все более важно не только то, от кого исходят указания, требующие повиновения. «Он хочет, чтобы слова ему были понятны не только в своей внушающей что-либо части, но и в мотивационной, то есть он спрашивает, почему и зачем, и только при выполнении этого условия включает обратно отключенный на время рубильник суггестии». Из концепции Поршнева следуют следующие выводы. Существует принципиальный разрыв между человеком и всеми другими животными. Антропогенез - не восходящий процесс постепенного очеловечивания обезьяноподобных предков, а революционный скачок. «Пережитки прошлого» в поведении человека связаны не столько с «обезьяньим» наследством, сколько с тем, что возникло в процессе антропогенеза. Мышление человека - это не развитие способов обработки информации, существующих у других животных, а принципиальное новообразование. Человек является не биосоциальным, а полностью социальным существом, при этом возникает социальная дифференциация с тремя типами людей: диктаторы - наиболее жестокие, умелые и хитрые из хищников, которые и составляют верхушку власти; приспособленцы - менее жестокие, умелые и хитрые хищники, которые служат слугами у диктаторов, из них составляется государственный аппарат, полиция, армия и т.д.; и рядовая масса.
Закончив с перечислением и описанием различных эволюционных версий возникновения человека и его сознания, хотелось бы остановится на версии, более близкой автору блога. В отличие от поршневской историко-психологической эта версия скорее психологически-историческая, то есть с акцентом на развитие сознания, как исторического лейтмотива, не являющегося случайным или побочным эффектом. Историческая часть в целом повторяет вышеописанное, однако влияет эта часть в первую очередь на физиологические характеристики, как то строение тела. Соответственно, была это обезьяна-охотник, падальщик, или животное прошло акватическую стадию - в целом несущественно, так как повлияло это в первую очередь на видовые характеристики. Безусловно одно, изменение/усложнение образа жизни и улучшение питания позволило "наращивать" объем мозга. При этом происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. К примеру, в процессе развития зон Вернике и Брока, произошла смена расположения дугообразного пучка, что позволило человеку овладеть речевым аппаратом. Происходит резкое возрастание коры головного мозга, вырастает объем переднелобных и теменных долей, отвечающих за объем кратковременной памяти и пространственно-временные соотношения. Возникают и другие структурные перестройки, которые здесь разбирать смысла нет. С ростом объема мозга вырастает и объем памяти. Возникает рекурсивное мышление. Эволюционная реконструкция роста объема кратковременной памяти показывает взаимосвязь со сложностью применяемых орудий. Как итог всех объемно-структурных изменений возникает рефлексия, которую можно считать точкой отсчета возникновения человеческого сознания (а точнее самосознания). Однако, все вышеперечисленное показывает процесс во всей его сложности, но не объясняет причин и не выделяет лейтмотива.
Эволюционная история протоэго началась много миллионов лет назад с появлением сексуальности, рекомбинации генов и полового отбора. В результате полового процесса каждый раз возникает уникальное сочетание генов - основа индивидуальности. Клетка из полноценной размножающейся единицы превратилась в элемент репродуктивной системы, состоящей как минимум из двух особей. Вскоре эта система выдвинула ряд необходимых требований. Во-первых, следует обеспечить высокую вероятность встречи потенциальных партнеров, чтобы они не остались без потомства, а для этого необходимо более или менее компактное проживание в виде популяции. Во-вторых, чтобы совместное проживание в пределах ограниченной территории не превратилось в войну на уничтожение, необходимо заменить беспорядочную агрессию отношениями главенства - подчинения, которые становятся основой социальности. В-третьих, во избежание близкородственных спаривании (инцеста), ведущих к генетическому вырождению (если соединяются дефектные гены родственников), естественный отбор необходимо дополнить предпочтением неродственных (непохожих) особей, которое становится фактором индивидуализации. Каждая из трех систем имеет свой образ свободы, который не может быть механически привит другой системе. Репродуктивный идеал предполагает сексуальную свободу, социальный - свободу распределения ролей (социальное равенство), индивидуальный/метафизический - свободу совести. Комбинация трех факторов (сексуальность-социальность-индивидуализация) требовала все более сложного поведения, что приводило к усложнению морфологии нервной системы, закрепляемой в итоге на генном уровне. Косвенным подтверждением версии является поведение карликового шимпанзе бонобо - социальное поведение которого скреплено сексуальными отношениями в стае. Также интересным является исследование самоактуализированных людей Маслоу, отмечавшего умение получать от секса наивысшее, почти экстатическое удовлетворение, и при этом получать его с любимым человеком, где любовь и секс нераздельны. Таким образом, эволюционный процесс все более усложняющейся биомассы, через сексуальность, социальность и индивидуализацию выделил вид, обладающий максимальными перечисленными характеристиками.
Остается последний вопрос - была ли некая точка бифуркации, отделившей человеческий вид от всего животного царства. То есть было ли внешнее воздействие, поспособствовавшее становлению самосознания, по принципу суггестии-контрсуггестии Поршнева. Описанная выше биоисторическая закономерность не предполагает революционных скачков и неопределенных случайностей. В силу трехфакторной комбинации происходило постепенное усложнение морфологии и объема нервной системы, с постепенным усложнением поведения и соответственно сознания. С ростом объема мозга и его сложности, как уже было сказано, увеличивается объем памяти, и усиливается рекурсивное мышление, что в итоге формирует рефлексивное поведение. Человеческое самосознание предполагает обратимость восприятия, которое у ребенка проявляется лишь на шестом-седьмом году жизни или на предоперациональной стадии (по Пиаже), то есть появляется рефлексивное поведение (обращение на самого себя и свое сознание). Данный этап, как было сказано в первой части, повторяет переходной этап (Homo habilis, Homo erectus, Homo neanderthalensis) от животного мира к человеку разумному. Итак, обратимость появляется сейчас на пятом-шестом году жизни, а исторически соответствует предкам (не обязательно прямым) Homo sapiens. Это событие огромной важности, поскольку с обратимостью появляется потенциальная способность к самопознанию. Именно на этой стадии возникает двойник-метаэго, производя смятение во внутреннем мире. Что было однозначным, оказалось двузначным. В последующих исторических периодах человечество наплодит массу двойников в различных мифах и религиях. Личность предполагает самопознание, а это последнее связано с обратимостью мышления, двойным существованием в качестве субъекта и объекта познания, возможностью внутреннего диалога. Усложнению метафизического/метаэкологического мира (информационная матрица) человека в процессе исторического и культурного развития будет посвящена последняя III часть.