1 июля 2020 года, объявленный выходным, российский народ приглашается на общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Изменения можно условно разделить на три группы - ничего не значащие (историчность; правопреемственность от СССР; традиционные семейные ценности и т.д.); усиливающие полномочия президента и укрепляющие вертикаль власти (назначение и отправление в отставку Председателя правительства и федеральных министров; личное руководство Правительством РФ; назначение председателей Конституционного/Верховного/Федерального президентом; ограничения в области местного самоуправления и т.д.) и феерическую (обнуление президентских сроков). Таким образом, убрав ничего не значащие поправки, остаются правки усиливающие власть президента (и так фактически безграничную), а обнуление сроков предполагает эту безграничную власть всё у того же, незаменимого. Где-нибудь так до 2036 года.
Исторически верховная власть являлась сакрализованной, а часто и обожествленной. Например, предельный случай сакрализации власти в христианской Европе связан с феноменом «наместника Христа» и наблюдался в латинском мире в XI-XIII вв., когда Папы Римские и германские императоры «возобновленной» Римской империи одновременно приняли титул «наместника Христа», что явилось развитием тенденции, уже ранее существовавшей в Восточной Римской империи, где император также провозглашался «наместником Христа» и в этом качестве обладал наивысшей сакральностью. Эпоха Реформации нанесла сокрушительный удар по модели «наместнической власти». Процесс десакрализации власти в Европе был тесно связан с процессом дехристианизации и социо-экономической модернизации. В эпоху Реформации происходит идейное переосмысление первоисточника власти - возникает идея народовластия, и теперь государственная власть исходит от народа. Идея народовластия понятно возникает не на пустом месте, как и вся Реформация, а опирается на античную историю и римское право, по которому власть императора представляет собой волю народа. Отталкиваясь от римского права возникает идея общественного договора, то есть Конституции. Старейшая письменная Конституция 1634 года -
Конституция Сан-Марино. Спустя столетие появляются Конституции Франции и США.
В Российской империи верховная государственная власть сакрализована вплоть до 1917 года. Элементы конституционной монархии присутствовали в России в начале XVII века - власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. В 1730 году Голицын Д.М. попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Выступление декабристов в 1825 году имело лейтмотивом установление конституционной монархии (то есть ограничения власти императора Конституцией). Кодифицированные в 1832 году законы под руководством М. М. Сперанского, в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией Российской империи. Этот статус не был потерян даже после «Третьеиюньского переворота» 1907 года, который практически восстановил абсолютную монархию. Дальше были четыре Конституции РСФСР: 1918 - Первая конституция советской России; 1925 - Конституция РСФСР, как союзной республики; 1937 - Конституция РСФСР; 1978 - Конституция РСФСР. Статья 2 советской Конституции утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы. В то же время Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, то есть фактически сакрализовала верховную государственную власть, через единственно верное "учение".
После распада СССР с 1991 года в Российской Федерации действовала Конституция РСФСР 1978 года с внесёнными в неё Съездом народных депутатов многочисленными поправками. 12 декабря 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации. Именно к ней предлагаются вышеобозначенные изменения.
Политические и социальные причины появления предлагаемых изменений к Конституции не сложны, и разбирались в заметке
Если не Путин то кот? За последние 20 лет достигнут некий уровень благосостояния, особенно на контрасте с 90-ми годами. Весь месседж предлагаемых изменений к Конституции - это вторая ступень Маслоу, вопрос безопасности и сохранения нажитого уровня жизни. Которые и должен обеспечить нынешний охранитель, наделяемый дополнительными властными полномочиями и несколькими президентскими сроками сверху. Для полноты картины не хватает во 2-ой правке политической системы "Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога" добавки "и президента", и таким образом замкнуть некогда разорванный круг сакрализации власти. Русское колесо сансары - бессмысленное и беспощадное.
В конституционном контексте просматривается и "конфликт" поколений, разобранный в заметке
ПОКОЛЕНЧЕСКОЕ. Проблемой "не допустить повторения 90-х!" озабоченно старшее поколение, названное поколением "Дети победителей". Именно это поколение выбирало себе президентов последние 20 лет, с молчаливого согласия поколения "Пи", занимавшегося своим материальным перфекционизмом. Поколение "Дети победителей" постепенно сходит с исторической сцены, оставляя фактически узурпированную власть в руках одного человека с перспективой "развитой геронтократии" до 2036 года. В руках политически похуистического молчаливого поколения "Пи" находится былинный камень развилки дорог России на ближайшие 20 лет. Пути два, либо нынешняя "стабильность" под руководством мудрого президента, наделенным практически безграничной властью и двумя дополнительными сроками (которые вытекают из практически безграничной власти); либо изменения в политической и экономической сферах, новые перспективы и новые горизонты. Решать именно поколению "Пи", причем самым идиотским будет - опять проигнорировать предлагаемый выбор, фактически молчаливо согласиться с первой "перспективой".