Уже к середине XVII века опера не являлась совершенной новостью для русских людей, побывавших в "заморских землях". Послы и путешественники оставили описание виденных ими за границей оперных спектаклей. В. Лихачев и И. Фомин слушали в 1659 - 1660 годах во Флоренции оперу, предположительно "Возвращение Улисса" итальянского композитора Якопо Мелани (1623 - 1676).
Фрагмент другого произведения Якопо Мелани
Click to view
Всего более послов поразила не музыка, а зрелищная сторона: "Объявились палаты... море, колеблемо волнами, а в море рыбы, а на рыбах люди ездят; а в верху палаты небо, а на облаках сидят люди: и почали облака и с людьми на низ опущаться, и подхватя с земли человека под руки, опять в верх же пошли... А в иной перемене в палате объявилося поле, полно костей человеческих, и враны прилетели и почали клевать кости; да море же объявилось в палате, а на море корабли небольшие, и люди в них плавают. А в иной перемене объявилося человек с 50 в латах и почали саблями и шпагами рубиться, и из пищалей стреляти и человека с три как будто и убили; и многие предивные молодцы и девицы выходят из-за занавеса в золоте и танцуют; и многие диковинки делали" (Древняя российская вифлиофика, 1894, т. I). Для Лихачева и его спутника всё, виденное в театре, - "непонятное чудо".
Позднее в восприятии русских путешественников спектакли начинают дифференцироваться. В знаменитом описании театральных зрелищ одного из образованнейших русских людей той эпохи, стольника П. Толстого, читаем: "В Венеции бывают оперы и комедии предивные, которых в совершенство описать никто не сможет, и нигде на всём свете таких предивных оперов и комедий нет и не бывает. В бытность мою в Венеции были оперы в пяти местах. Те палаты, в которых те оперы бывают, великие, округлые, и называют их итальяне театрум... С единой стороны к тому театруму бывает приделана великая, зело длинная палата (сцена), в которой чинится опера. В той палате бывают временные преспективы дивные, и людей бывает в одном опере в наряде мужеска и женска полу человек по 100 и по 150 и больше. И играют на тех операх во образ древних гишторий, кто которую гишторию излюбит, так в своём театруме и сделает; и музыка в тех операх бывает предивная с разными инструментами человек по 50 и больше, которые в тех операх играют" ("Русский архив", 1888, кн. I, 4).
В 1663 году русские послы видели в Версале представления французского музыкального и драматического театров (в одном из них участвовал Мольер). Упоминает спектакли итальянской и немецкой (Гамбургской) оперы князь Б. Куракин.
Хорошо был знаком с оперно-балетными зрелищами Петр I. В 1713 году он был в Ганновере на представлении итальянской оперы, в 1716 году видел спектакли Гамбургской оперы и посетил в Париже представление "Ипермнестры" Жерве и Филиппа Орлеанского. "Когда поднялся занавес, царь удивлялся много великолепию театра, перемене декорации и танцам девицы Прево" ("Отечественные записки", 1822).
Шарль-Юбер Жерве, французский композитор (1671 - 1744)
Click to view
Знакомство с зарубежным музыкальным театром послужило одной из предпосылок появления в России иностранных трупп с представлениями "поючих действ".
По книге А. Гозенпуд. Музыкальный театр в России