"Богатырская песнь" Антонина Дворжака

Sep 08, 2019 01:10


В середине ноября 1898 года в зале Конвикта состоялся концерт из произведений двух композиторов. То был торжественный музыкальный вечер в честь авторов, один из которых, как сообщали газеты, отмечал серебряную свадьбу, а другой вступал в брак с его старшей дочерью. Утром 17 ноября в костёле св. Штепана на Новом Месте прихожане с интересом разглядывали две супружеские пары, стоявшие у алтаря, толпившихся за ними родственников, артистов Чешского квартета во главе с "паном профессором" Ганушем Виганом, выступавшим свидетелем со стороны Йозефа Сука. Священнослужитель, благословляя юбиляров и новобрачных, отметил, что двадцать пять лет тому назад в этом же храме были соединены жизни Антонина Дворжака и Анны Чермаковой.



Дворжак с женой Анной, 1886 год.


Двойное семейное торжество по желанию Дворжака праздновали в узком кругу. К праздничному столу были приглашены только самые близкие. Но их набралось так много, что два десятка фазанов и две серны, присланные из имения графа Коуница, оказались вовсе не лишними.

А тем временем на подносе в прихожей росла гора поздравительных писем и телеграмм. Они шли из Англии, Германии, Голландии; шли из разных уголков Чехии и Моравии. Один пакет из Вены, не содержавший поздравлений, больше всего обрадовал Дворжака. Там сообщалось, что 4 декабря в третьем филармоническом концерте будет исполнена его "Богатырская песнь", что репетиции начнутся за неделю до концерта и что Дворжак очень порадовал бы музыкантов, если бы пожелал присутствовать не только на исполнении, но и на репетициях. В конце стояла подпись: "Преданный Вам Малер".



Густав Малер
"Богатырскую песнь" Дворжак сочинил сразу вслед за "Голубком", и больше года эта симфоническая поэма, которой суждено было стать последним инструментальным сочинением Дворжака, лежала без движения. Страстный поклонник музыки Дворжака, Ганс Рихтер ушёл с поста главного дирижёра Венской филармонии. На его место пришёл Густав Малер. Как отнесётся этот новый молодой дирижёр к его творчеству, Дворжак не знал и потому занял выжидательную позицию. Первое письмо Малера с просьбой прислать что-нибудь новое для исполнения и теперь сообщение о близком концерте были хорошим симптомом. Они означали, что перемена музыкального руководителя в Вене не изменила отношения к его музыке.

Дворжак поехал в Вену и работал там с Малером. "Богатырская песнь", в отличие от четырёх предшествующих симфонических поэм Дворжака, где преобладают лирические и фантастические образы, написана в эпических тонах. Она не имеет программы, но содержание её, во многом связанное с автобиографией композитора, говорит о борьбе, испытаниях и победе.

Невольно вспоминаются слова Лароша, который охарактеризовал Дворжака "как самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы". "Богатырская песнь" даёт картину жизненного пути с подъёмами и срывами, с радостью побед и горем провалов, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, оставшегося, несмотря ни на что, верным своим идеалам и цели.



Антонин Дворжак
Последняя симфоническая поэма Дворжака - сложное, четырёхчастное произведение, с красивыми мелодиями и могучим, эмоциональным звучанием оркестра. Все четыре части соединены в одно целое тематическим материалом. Изложенный вначале как запев барда или рапсода, он пронизывает всё произведение, чтобы в конце превратиться в торжествующий финал.

"Богатырскую песнь" можно причислить к самым потрясающим симфоническим произведениям Дворжака, - писал Ганслик после венской премьеры. - В исполнении Малера она произвела захватывающее впечатление - прежде всего в силу того гениального чувства стиля, которое его никогда не покидает".

С лёгкой руки Малера началась жизнь "Богатырской песни". Вскоре после венской премьеры чешский дирижёр и композитор Оскар Недбал исполнил её в Праге. Потом Артур Никиш дирижировал ею в Берлине, Гамбурге, Лейпциге. В Будапеште она прозвучала под управлением самого автора.

«Богатырская песнь», симфоническая поэма op. 111 (1897)

image Click to view


По книге Зои Константиновны Гулинской "Антонин Дворжак".



Дворжак, #Дворжак, чешские композиторы

Previous post Next post
Up