Уже в эпоху возникновения гомеровского эпоса началось то решающее продвижение в Грецию азиатского искусства, которое греки связывали с личностью фригийского авлета Олимпа. Они позднее считали его своим музыкальным классиком, отцом своего подлинного художественного музицирования.
Однако Олимп не является исторической личностью. Его имя - это легендарный собирательный образ для мизо-фригийских авлетов, принесших своё искусство в Грецию. В классическую эпоху с его именем связывались номы авлетов, представлявшие собою древнейшие богослужебные песнопения и пользовавшиеся большим почетом. Они исполнялись в честь Ареса и Афины и носили название "колесничных" и "громогласных" мелодий. С именем Олимпа соединяли также целый ряд культовых песнопений в честь азиатской матери богов и прочие жертвенные песнопения. Во всём этом греков особенно поражало ритмическое разнообразие, вытекавшее из противоположности между протяжными, длящимися звуками авлоса и быстро затухающими звуками струнного инструмента. В таком ритмческом многообразии заключался уже колоссальный шаг вперёд по сравнению с прошлым. Равным образом греки восприняли оргиастический этос азиатской музыки. Сверх того, Олимп считался у греков также основателем их энгармонического наклонения; наконец, Олимпу приписывалось ещё основание фригийского и лидийского ладов, а ряд позднейших источников ставит его деятельность в связь с музыкой для кифары.
Это вторжение азиатского искусства авлоса произошло, естественно, не сразу. Оно получило своё завершение, по-видимому, в течение VIII столетия, и благодаря ему музыка греков овладела средствами выражения вполне развитого искусства. Без азиатов греческая музыка никогда не была бы тем, чем она стала позднее.
В первую очередь испытала это воздействие и музыка для кифары. Также на азиатской почве, на острове Лесбосе, расцвела в VII в. школа кифаредов, главный представитель которой Терпандр (ок. 675 г. до н.э.) даже одержал победу на состязаниях в Спарте и тем самым завоевал своей школе первенство.
Терпандр - первая историческая личность в античной музыке, деятельность которого, послужившая в дальнейшем поводом для многочисленных споров, связана опять-таки с древним понятием нома. Во времена Гесиода (ок. 700 г. до н.э.), древнее искусство аэдов распалось на два вида: на декламационно-речитирующее искусство рапсодов и другое - музыкально более богатое. Последним и была лесбийская кифародия. Основой и того и другого был эпос, только Терпандром и его школой он действительно пелся на определённые установившиеся мелодические попевки (ном); такое пение предварялось также чисто музыкальным вступлением. Позднейшее понятие нома и его членение не имеют ничего общего с Терпандром, искусство которого было исключительно продолжением древнего искусства аэдов в более современном духе. Безусловно, этот подъём кифародии связан с малоазиатской музыкой для авлоса. Последняя также обладала своими номами, наше знание о которых, разумеется, столь же неточно. Вообще доступные нам источники в обоих случаях пёстро смешивают более раннее с более поздним, как это происходит, например, в отношении нома Олимпа в честь Афины, а также его "многоголового" (polykephalos) нома, которые уже представляют собой многочастные произведения более позднего стиля.
Более доступным историческому освещению можно впервые считать лишь Сакада из Аргоса и его победу на Пифийских играх в Дельфах (586 г.) Его знаменитый пифийский ном для одного авлоса, в котором в ряде эпизодов изображается борьба Аполлона с драконом Пифоном и победа Аполлона, представляет собою древнейший известный нам образец программной музыки. Сакад, благодаря этому своему произведению ставший образцом для всех будущих эпох, по-видимому, вообще высоко поднял авторитет аргосской школы авлетов. С другой стороны, авлодия (пение с сопровождением авлоса) нашла в ту же эпоху в лице Клонаса из Тегеи в Аркадии своего видного представителя. Авлодической была, наконец, и форма элегии - первоначально "плача" с сопровождением авлоса, но уже с VII в. получившая более широкое значение. О началах авлодии мы, разумеется, имеем крайне недостаточные сведения; так, например, даже исторически вполне достоверный Полимнест из Колофона остаётся для нас недоступным.
Одновременно с сольным пением на арену истории выступает также и хоровое. Его колыбелью сами греки уже во времена Гомера считали остров Крит, а его подлинным главой - Фалеса из Гортины, которого, судя по всему характеру предания, следует считать легендарной личностью. Весьма существенны взаимоотношения между Критом и Малой Азией; без протяжно длящихся звуков авлоса критский пятидольный такт наверное не получил бы такого скорого повсеместного распространения. Хоровая песнь на Крите всегда сопровождалась танцем; такая танцевальная песнь вообще называлась: гипорхема. Главной формой, повидимому, был пэан, первоначально магический, врачующий танец, позже - культовое песнопение в честь Аполлона. Воинственным танцем критского юношества был быстрый пиррихий. Уже рано это искусство переходит с острова Крит на материк, в Спарту. Это находит своё отражение в предполагаемой деятельности Фалеса в Спарте, а также в известиях о произведённой там двукратной реорганизации музыки - сперва Терпандром, а затем Фалесом. Исторически это также несостоятельно и, по всем признакам, измышлено по образцу позднейшей деятельности Тиртея. Во всяком случае достоверно то, что уже в VII в. музыка в Спарте плодотворно служила целям воспитания юношества, а тем самым и государству. Ведь деятельность Тиртея по своей природе была не только художественной, но и практически военной: она должна была служить объединяющим фактором при учебно-тактических построениях. Мы находим в Спарте все формы критской хоровой музыки; если к этому ещё прибавить деятельность Терпандра, то станет ясно, что в эту древнюю эпоху Спарте неоспоримо выпала ведущая роль в греческой музыке.
Наряду с эолийским сольным искусством и дорийским хоровым появляется около середины VII в. ионянин Архилох из Пароса, наиболее индивидуалистический из всех художников.
Архилох
Ему приписывается изобретение ямбического и трохаического размеров, т.е. наряду с двухдольным тактом - также и трёхдольного; по-видимому, он ввёл в "высокое искусство" эти первоначально народные размеры. Его напевы резко отличались от современного ему стиля кифарэдов и авлетов. Это был род лирики, сильно окрашенный индивидуальным началом, что прежде всего вело к усилению ритмической жизни. Ярко народный тип музыки Архилоха должен был сильно контрастировать с размеренным характером терпандрова нома. С этими ритмическими достижениями в первую очередь было, по-видимому, связано сильное ускорение темпа, которое давало ему возможность связывать воедино значительно более длинные ряды слогов. Дальнейшие его нововведения заключаются во введении паракаталога, за которым, следует полагать, скрывается мелодраматическое исполнение, и разновидности крузиса - инструментального сопровождения, "насквозь пронизывающего пение" (т.е. исполнения одновременно с данной мелодией её простейшей мелодической вариации; это был единственный вид гетерофонии, известный античности).
Наряду с исторически неясным Архилохом, к концу столетия появляется песенное творчество Сафо и, вместе с ней, Алкея - на острове Лесбосе: чистая лирика на народной основе, проявляющейся особенно в соединении различных видов ритма в одном стихе - в так называемых "смешанных метрах".
Сапфо
Эти, происходящие безусловно из древней народной музыкальной практики, логаэдические размеры по своей природе в высшей степени музыкальны. Они предназначались для сольного пения в сопровождении барбитоса. От этой подлинной и наиболее глубокой лирики древности сохранились лишь отрывки стихов, и не сохранилось ни одной мелодии; в этом одна из значительнейших наших утрат.
К слиянию достижений Архилоха с достижениями лесбийской школы стремился Анакреон из Теоса (середина VI в.)
Анакреон
и его современник Ивик из Регия - представитель странствующих певцов, в застольных и любовных песнях которого появляются ионийские "вальсообразные" ритмы народного происхождения. Древняя спартанская хоровая лирика нашла во 2-й половине VII века своего представителя в Алкмане из Сард. Его партении - произведения, предназначенные для женских культовых объединений, - имеют в высшей степени изменчивую форму: в них чередуется соло с хором и наличествуют первые начатки позднейшей трёхчастности из двух строф и эпода. Также проникают в хоровую лирику размеры Архилоха и лесбийской школы.
В качестве великого руководителя хоров древние почитали Стесихора из Гимеры в Сицилии, облик которого для нас, правда, почти недоступен (640 - 650 гг. до н.э.?).
По материалам статьи: Герман Аберт. История древнегреческой музыки