Владику уже почти месяц как пять лет, и сегодня я была на беседе в его детском саду - такую беседу проводят с родителями всех пятилеток на предмет развития и готовности к подготовке к школе :). Звучит немного забавно, но в немецких детских садах Vorschulkind - это такой особый статус, и чтобы ребенка в него перевести проводят много тестов в игровой форме, и по итогам этих тестов рассказывают родителям что и как.
Владиком в саду довольны, равно как и на кружках в русском центре, куда он здесь ходит, много и положительно говорят об его желании учиться и делать задания. В русский центр он сейчас ходит на логику и на рисование, крайне удачно оказавшееся в тот же день. На большее количество кружков энтузиазма не хватает - Владику очень трудно сдвинуться куда-то идти/ехать, хотя когда он добирается до кружка, то занимается действительно хорошо. Бассейн свернулся из-за ушей окончательно (всю весну были сильные простуды с ухудшением слуха, а в апреле вообще отиты, с которыми мы периодически дома сидим), и регулярного спорта, помимо езды на велосипеде из точки А в точку Б у Владика сейчас нет.
В плане готовности к школе мы, разумеется, сильно переживали за язык. В качестве проверки языкового развития в саду детям предлагали повторять за воспитателями сложные слова, чтобы увидеть, что все звуки встали, проблем по этой части у Владика нет совершенно. Потом была игра, в которой нужно было повторять все усложняющиеся предложения (начиная с 3х слов до 10), здесь у Владика результат не хуже немецких детей с точностью до окончаний прилагательных :). Еще нужно было "накормить" животных правильной едой ("Ich gebe dem Esel den Apfel"), артикли Владик разумеется еще путает, но словарного запаса построить такие предложения ему хватает. Самым сложным был рассказ по последовательности картинок, он и это осилил, хоть и не всегда с правильным порядком слов. Так как я сейчас заканчивала курс немецкого, и разговоров об уровнях дома было много, Владик хвастался, что у него "уже А3". Ну примерно так и есть :))).
Еще у них был большой блок математико-логических заданий, которые Владик, естественно, делал за пятую часть отведенного времени, но тут я другого и не ожидала, проверяли знание форм, потом нужно было "заколдовать" формы, нарисовав их разными цветами (воспитательница отдельно отметила, что Владик в таких заданиях соблюдает масштаб), раскрасить, вырезать и наклеить их - это Владик делает довольно неаккуратно, он вообще жанр раскраски признал только после садовских заданий, но по-прежнему не особенно им увлекается, разве что раскрашиванием по номерам иногда. Мне очень понравилась игра, где из мешочка выдавались множества различных предметов (три орешка, пять шариков и пр) и нужно было разложить их по мискам с правильными цифрами. Ну и все продолжить последовательность, запомнить и повторить набор из 3-5 чисел и т.д. - это Владик делал без проблем.
Были проверки на крупную моторику в спортзале (игры в спортзале у них дважды в неделю, а то и чаще, и довольно содержательные подвижные в духе Жени Кац, я как-то пришла забирать пораньше, послушала под дверью, мне очень понравилось), тут все не очень хорошо, и мне настоятельно советовали регулярный спорт - Turnen (это гимнастика, но не в российском понимании, а скорее просто ОФП) или футбол, охохо, буду пытаться придумать варианты и надеяться на хорошего тренера, чтобы мне не полечь в борьбе за посещение спорта.
Я с приятным изумлением узнала от воспитательницы, что Владик очень хорошо общается с младшими детьми в группе, помогает им и утешает. В очередной раз радуюсь тому, что в немецких садах разновозрастные группы, потому что от него самого я очень много слышу о конфликтах со старшими мальчиками, и к счастью, он не будет с ними до упора, в следующем году они уйдут в школу, и у Владика будет шанс избавиться от роли агрессивной самозащиты, в которую эти мальчики его постоянно ставят. На обиды и задирания Владик реагирует агрессивно, не конструктивно, и мне тут очень трудно понять, чему вообще учить его в плане поведения в таких ситуациях. До рождения Миши он вообще всегда пасовал перед напором других детей, не умел отстаивать отобранные игрушки и пр, после рождения Миши и обретения оным свободы передвижения, Владика слегка мотнуло в другую сторону, он реагирует очень резко, сразу лезет в драку, вопит и ревет одновременно, чем разумеется провоцирует их снова и снова. Он не маленький, дерутся они на равных, и в этом плане беспокойства за него нет, мальчики реально доставучие, воспитатели держат все в общем под контролем, но я вижу, что его реакция чрезмерна, уверенности в себе нет, и все эти столкновения для него - основной негатив от посещения садика, то есть если спросить его хочет ли он в садик и нравится ли ему там, он скуксится и сразу скажет, что нет, т.к. там Мариан, Пауль и так далее. Недавно после очередного доставания он сумел сломать игровой домик на садиковской площадке (так пнул, что отошло несколько досок от стены), Леша ходил с утреца перед работой чинить. А хорошие игры с девочками и младшими мальчиками, интересные игрушки и книжки (мне очень нравится у них наполнение группы, много хороших настолок, конструкторы и тп), занятия и эксперименты он вспоминает сильно походя, хотя по времени они разумеется превалируют.
В садике материалы для рисования у них лежат в свободном доступе, и Владик очень часто там что-то мастерит. У каждого ребенка есть ящик для готовых поделок, и я периодически выгребаю оттуда любопытные коллекции, вот пример (слева направо - тигр, домики и машины, внизу слева ракета, сверху слева - рыба).
Покажу еще картинки из русской изостудии, кто-то уже видел в инстаграме, мне очень нравится как они там рисуют, прекрасная спокойная преподавательница, и Владик стал много деталей подмечать и побольше пользоваться цветами, а не делать все одним карандашом, она их явно приучает внимательно рассматривать то, что они рисуют, и я потом слышу от него аналогичные наблюдения (слева направо, сверху вниз: семейный портрет, дорога из города ночью, гном и его дом, автопортрет на корабле).
Домашние наши занятия это, увы, по-прежнему в основном перетягивание мамы, даже писать об этом не буду, очень грустно мне от этого. Из самостоятельных игр у Владика самая любимая по-прежнему в экскурсионный поезд: он строит замысловатую железную дорогу, вокруг нее - множество хитрых строений из разных конструкторов, и потом запускает поезд, а сам рассказывает забавные истории с подробностями про проезжаемые поездом домики. И всегда придумывает что-то новое, то у него мастерская, где строят паровозы, то тоннель с кафе в его стене, то "новгородская башня", потому что на ней наверху лев как на гербе Новгорода (ну и что, что там на самом деле медведи). К этой игре даже пару раз Миша мирно подключался добавляя пару башенок.
Ну и всякие игры с морской темой - флот из пластмассовых корабликов, огромный корабль из двухэтажной кровати. У Миши есть тельняшка, а у Владика - бескозырка, поэтому Миша - Лом, а Владик - Врунгель, они залезают на кровать и поют, слегка путая слова, песни из "Клуба знаменитых капитанов". К слову скажу, что Владик наконец-то в пять лет осознал концепцию "петь хором с кем-то" (примерно одновременно с Мишей!), мы тут даже видео записали чисто "длябабушкиного" качества, где мы втроем поем песню непутевого волшебника от начала и до конца. Я пока в сомнениях надо ли вообще мне бороться за владиковы занятия музыкой - отдавать ли его в полноценную музыкалку или в хор, учитывая сопротивление среды, не будет ли это большим мучением, чем пользой. Он с большим удовольствием ходит со мной на детские концерты, мы были в апреле на неплохом русскоязычном в Толстовской библиотеке и на немецком органном просто фантастическом в церкви святого Луки, достаточно хорошо умеет слушать музыку - я в его возрасте точно так не могла и не понимала классики совершенно (ну меня пытались водить только на неадекватные по возрасту абонементы в Капеллу). На концерте в Толстовской библиотеке он меня удивил - там в конце делают что-то типа викторины для старших детей, играют несколько фрагментов из сыгранных на концерте вещей, и надо вспомнить название - Владик вспомнил все!
Я стараюсь раз в неделю-две устроить поход куда-то с Владиком вдвоем, и это нам обоим очень важно. Кроме концертов мы ходили в детский театр на очень смешной спектакль Zahlensalat (Салат из цифр), очень неплохо поставленный и при Владиковой любви к числам - просто в яблочко! После спектакля всем зрителям подарили очень классный плакат с цифрами разных стран, и я научила Владика римским цифрам (до сотни).
Меня очень радует в обоих детях на самом деле их потребность и способность быть на природе. Они-то конечно рвутся на площадки, но на них довольно быстро начинают скучать, а вот просто в лесу способны занимать себя очень долго, не мешая друг другу, и видно, что их это очень успокаивает и расслабляет. Предложение пойти в лес, а тем паче поехать на экологическую тропу воспринимается с редким энтузиазмом. Прошедшая неделя в садике была "лесная" - обе группы ходили в лес практически на целый день, и это была та редкая неделя когда Владик нормально шел в садик (хоть в итоге он и попал из-за рецидива отита всего на два дня - первый и последний). Сегодня он был ужасно доволен, что успел на последний день, забирала я его перемазанного с головы до ног, рассказывавшего взахлеб о какой-то грязной горе, на которую они карабкались.
Владик обожает поиски сокровищ, причем процесс ему гораздо важнее результата. На день рождения я делала ему и гостям маленький квест про дракона, укравшего подарки, которые им приготовили гномы. Забавно, когда я была беременна Владиком и узнала, что ПДР в конце апреля, я предвкушала, что его дни рождения мы будем отмечать на природе - и за все пять лет погода не позволила нам это сделать еще ни разу! В этом году я тоже планировала делать в прекрасном лесу у нас под боком, приготовила шикарную "состаренную" карту, но в день праздника шел снег, и мы быстренько переделали квест на домашний. Потом Владик случайно нашел лесную карту и доставал нас с Лешей до тех пор, пока мы не дождались адекватной погоды и не нашли еще одно сокровище в лесу по исходной карте!
Больше всего на свете Владик любит слушать истории, и мы сочиняем бесконечные про эльфов, гномов и драконов, под них дети едят, ложатся спать, идут в садик и из садика, умываются, убираются. Как-то недавно утром они дуэтом нудели о том, как не хотят есть и делать то и это, и я вдруг придумала игру в "хочу", мы ели нелюбимую кашу и просто рассказывали из головы кто чего хочет, и это оказалось так здорово, что теперь они часто просят "молочный рис и играть в хочу", и что мне очень нравится - что желания становятся интереснее и разнообразнее и при этом достаточно выполнимыми, чаще всего мы придумываем где бы хотели побывать или какие сделать опыты и игры.
Ну и возвращаясь кругом к началу поста - мы очень интересно поговорили с фрау Вайссль о Владике и о детях вообще, Владик несомненно готов идти в школу в шесть, чему он сам очень рад, потому что он весь этот год подглядывал за подготовкой к школе у старших детей, и очень хочет тоже так заниматься, а я считаю, что нам очень повезло с тем садиком, куда мы попали практически вслепую, и вообще я как-то после сегодняшнего разговора очень выдохнула - у меня был какой-то тяжелый период, когда казалось, что поговорить о детях "на одном языке" мне локально вообще не с кем, но вот неожиданно получилось, хотя технически язык конечно был не мой :))). И завтра - новый день, возможно, новый лес, и жизнь продолжается неизменно.