Я обычно оценивал текущее положение гражданской авиации
по пассажирообороту. Есть ещё один важный показатель - число перевезённых пассажиров. Точнее, это число отдельных перелётов (если вы совершили 2 перелёта за год, то вы вошли в эту статистику дважды). Однако по нему раньше было сложно достать оперативные данные: в ежемесячных сборниках Росстата они не публиковались, а на ЕМИСС я их когда-то давно искал и не нашёл.
Но тут мне недавно
в комментариях statistic_rus скинул ссылку на данные по числу перелётов в
ЕМИСС. Оказывается, они там таки появились! Ну что ж, давайте сравним их с данными о пассажирообороте и заодно высчитаем среднюю длину перелёта.
График по годам выглядит так.
Куда менее позитивно, чем пассажирооборот. По нему, напомню, общая картина такая.
Как мы видим, спад по числу перевезённых пассажиров был сильнее, и сами значения по ним не так высоки в сравнении с историческими (до 91-го года). Например, число перевезённых пассажиров в 2022-м оказалось лишь ненамного больше показателя 1991-го (91 млн и 95 млн соответственно). Посмотрим заодно на среднюю длину перелёта (второй показатель разделим на первый).
Как можно заметить, в 90-е она сильно выросла (меньше региональной авиации, больше международных). В 2020-21 по понятным причинам дальние международные перелёты упали, что вызвало спад средней длины перелёта. Но в 2022-м случился её ощутимый рост, что и вызвало менее резкий спад пассажирооборота.
Посмотрим теперь на помесячные данные.
И заодно, в разрезе внутренние/международные.
В целом картина похожа на пассажирооборот: явная сезонность с пиком летом, падение международных в 2015-м, общее падение весной 2020-го, более скорое восстановление у внутренних, новый спад в 2022-м. Но на глаз пик 2022-го меньше, чем у пассажирооборота. Чтоб устранить сезонность, посмотрим на скользящие суммы за 12 месяцев для каждого месяца.
Итак, действительно, видим явное отличие: если пассажирооборот внутренних рейсов в этом году вырос и установил рекорд, то число перевезённых внутренними рейсами пассажиров - ощутимо снизилось. Заметим, что во вторую половину года темпы снижения снизились. По международным же рейсам динамика в целом похожа на пассажирооборот.
На всякий случай, приведу данные по перевезённым пассажирам также и в виде гистограммы, сгруппированные по месяцам.
Посмотрим также на среднюю длину перелёта по месяцам.
Интересно, что и по внутренним, и по международным есть сезонность, но она противоположная: по внутренним пик приходится на лето (поездки на наши курорты?), по международным - на зиму (поездки в Таиланд, Кубу и другие тропики?).
С 2020-го года начинаются резкие скачки. Сначала резко выросла длина перелёта (закрыли Европу, вместо близких перелётов по России ехали на машине?). Затем, наоборот, по международным случился резкий спад.
В марте 2022-го международные резко просели по длине (вероятно, из-за требований лизинговых компаний не решались посылать арендованные самолёты за рубеж, а отечественный SSJ летает недалеко, из Сочи в Турцию, например).
Внутренние же в марте заметно подскочили, и в целом показатели за этот год выглядят начиная с марта как обычные, но сдвинутые вверх. Неужели это результат того, что в связи с закрытием воздушного пространства на юге и над Европой, рейсы в Сочи и Калининград резко удлинились? Я, если честно, думал, что пассажирооборот считается не по фактической длине маршрута, а по ортодромии, но могу в этом и ошибаться.
И именно в результате этого увеличения средней длины маршрута внутренних перелётов произошёл рост внутреннего пассажирооборота, несмотря на спад числа перевезённых внутренними рейсами пассажиров.
В конце посмотрим снова на данные о перевезённых пассажирах, но теперь совместим исторические с помесячными скользящими суммами.
Видно, что спад в марте-декабре 2022-го примерно соответствует спаду 1992-го, например. Особенно в абсолютных цифрах (-20 млн против -23 млн). В относительных разница сильнее (-17% против -27%), хоть и не так, как с пассажирооборотом.
И добавим на 1-й график внутренние и международные рейсы.
Оригинал - на Дзен