"Главный в Государстве Член"

Apr 17, 2024 11:00

Государь Пëтр III Феодорович в своëм Манифесте 1762 года Высочайше соизволил дозволить пребывающим в службе дворянам просить о выходе из оной, когда дело не шло к военной кампании и во время еë. Освобождëнный от своих основных обязанностей перед Государем дворянин мог предаться личным делам по независимому усмотрению.

Вдова Государя Петра III Феодоровича, Государыня Екатерина II Алексеевна, продолжила дело своего достопочтенного супруга, начав постепенный процесс оформления поместных земель в собственность дворянского сословия, то есть из ленов в домены. Дело сие много осложнялось обширностью российских владений, скромностью сил землемерной службы и взаимными тяжбами дворян об угодьях, однако постепенно шло.

Описанная политика вела к превращению сословия аристократов, обязанных Государю службой в обмен на поместья, в класс латифундистов, частных собственников земель, обязанных Государю и государству в степени не большей, чем мещане или же купцы - налогами и некоторыми общегражданскими тяготами. Дворяне утрачивали исключительное положение сословия, имеющего взаимные обязательства с Государем лично.

Приходится признать, что супруги Романовы, Пëтр и Екатерина, смело и последовательно разрушали единственную опору Трона.

В Высочайшем Манифесте 1762 года говорится, что "сохранение сего Нашего узаконения будет им [будущим Государям] непоколебимым утверждением Самодержавного Всероссийского Престола". Так вот, нет. Всё наоборот.

Далеко ли зашëл процесс институированного разложения российского дворянства? Мы можем судить об этом по практике деятельности Ссудных касс при Опекунских советах, бравших поместья в залог и впоследствии списывавших дворянам долги. Начало этому процессу было очень кстати положено в 1763 году, то есть едва успели просохнуть чернила на Высочайшем Манифесте «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству». Мало-помалу монархия перешла к прямому подкупу дворянства - за неимением иных инструментов обезпечения его лояльности. Но если уж опираться на наëмников, то можно было найти попроще и подешевле.

Так это дело до самого конца никто и не исправил. Стоит ли удивляться последствиям? У Трона не было опоры; лишь милостью Божией и добродетелью народа российского он простоял столь долго.
Previous post Next post
Up