Шаманизм (Лекция)

Oct 09, 2009 02:04






Шаманские практики и обряд инициации

Мифологческое мышление или «пралогическое» как его обозначил открывший его Леви-Брюль.

Мышление современного и первобытного человека не одно и то же. Ибо мышление предков не всегда подчинялась законам современной логики. Этот тип мышления антропологи до сх пор фиксируют у некоторых народов. Пралогическое мышление включает ключевую категорию - миф. Миф - в научном обиходе не синоним байки. Mythos в Греции - история или рассказ, священная история о сакральных событиях. Римская мифология вторична по отношеню к греческой, но это гипотеза. Мифология есть у любого народа. Славянская мифология утеряна из-за слабой разработанности и отсутствия письменных. Космогония, Теогония и Антропогония, появление предметов и явлений - этиологические мифы+ мифы о культурном герое, полубоге, существе, принесшему людям зачатки культуры, эсхатология. Для архаичного сознания- это достоверная история, имеющая исключтельное мировоззренческое значение. Важной чертой мифологического сознания является “мифологическое” или “циклическое” время. Многое построенно на бинарной оппозиции - сакральное и профанное. Отсюда профанное и сакральное время. Отсюда “миф о вечном возвращении”. Настоящее движется вперед слева-направо. В единый момент возможно находится лишь в одной точке. Мирча Элиата открыл это. Иерофания-прорыв в сакральное. Человеку явилось священное. В этот момент он переносится в сакральное время, время, когда происходят событя мифа по закону циклчности времени. Так человек получает возможность стать участником мифа. Отсюда ритуал - сакральное действо, делающее человека сооучастником мифа. Элифсимские Мистерии в Греции, где почитались Деметра и Персефона путем разыгрываемого жрецами спектакля-мифа. В этот спектакль веровали. Даже в христианстве есть мифологическое время. Евхаристия и сопутствующие ритуалы воспроизводят миф. Верующие причащаются телом и кровью Христа, становясь как бы участниками тайной вечери. В византийском каноне есть слова перед причастием “сыне Божий прими меня днесь”. Так из обычного линейного времени человек попадает в пространство мифа. Есть спор, что первично миф или ритуал. То ли ритуал объясняет миф, то ли миф ритуал.

Закон парсипации - способность архаичного сознания устанавливать логические связи там, где современный человек их не видит. Для первобытного рассудка все в мире взаимосвязано. Римское право утверждает “после не означает вследствие”. Принцип черепахи. В тихом океане аборигены поймали черепаху в непривычном месте и тогда же приехал миссионер. Аборигены связали эти два события и подарили черепаху патеру. В случае засухи, неурожая и иных бедствй жрец анализирует события последних лет жизни племени находит где-то нарушение табу или ошибку в исполнении ритуала. Он так объясняет прчину бедствия. Первобытная магия и христианско-средневековая различны. Во втором случае заклинаются высше силы. В первобытной магии закон сопричастности. Имитация влечет якобы совершение реального события. Успех охоты может обеспечить поражение зображений зверя. Закон непротиворечивости тоже характерен для пралогического мышленя. Так отождествляются разнородные вещи и явления. Для нас женщина при разных соцальных статусах и ролях - всегда женщина. Для др. Египтян Женщина одновременно и богиня неба НУТ, и само небо, и корова. Причем, никаких алегорий. Отсюда тотемизм. Вера в первопредка племени. Происходит отождествление с тотемом. Они одновременно и люди, и леопарды.

Шаманизм или шаманство не подразумевает духовно-религиозной доктрины, только обрячдовую практику. Шаман - человек с особым сакральным статусом. Способный входть в змененное состояния сознания и общаться с духами. Это следствие мифологических представлений об устройстве мира. Тречастная структура мира. Зримый срединный мир, Воздушный мир с духами воздуха, подземный мир с хтоническими духами. Отсюда ось мира, пронзающая мироздание. Мировое древо, либо скала. Шаман способен странствовать между мирами.

Отсюда инициация - определенные обряды с целью закрепления статуса, в т.ч. духовного. Но это лишь для избранных, желающих стать шаманом. Шаманская болезнь - некое психосоматическое расстройство: стигматы, голоса, видения, припадки, конвульсии. Он обращается за помощью шамана. Исцеление шаманом через инициацию делает “больного” шаманом. В иных культурах путь в шаманы осуществляется по выбору старого шамана. Другой вариант самоизбрание и самовыдвижение опять-таки через инициацию. Шаманскую болезнь объясняют иногда неврастенией от истощения организма. Общий смысл шаманских инициаций в искуственной “смерти”. Его расчленяют, и он восстает из мертвых уже в новом качестве. Это делает его иным человеком, способным контролировать свое сознание. Испытания шамана в конце инициации призвано потвердить его новый статус и способности. Шаман - не больной психически, а тот, кто преодолел шаманскую болезнь. Шаман отныне целиком владеет собой, своими телом и духом. Камлание-путь к измененному состоянию путем специальных дыхательных упражнений или танца, употребления спецсредств- вроде грибов. Так входят в транс. Иногда в трансе тело лежит бездыханным, а дух странствует по мирам. Есть даже иногда разделение на черных и белых шаманов: белые ходят в горний мир, черные в дольный. Цель путешествия сугубо практическая: исцеление больного путем поиска подходящего духа, либо помощи в поисках чего-то пропавшего. Шаман практчески не совершает жертвоприношений. Шаман всячески подчеркивают свое отличие от прочих, профанов. У эскимосов “внутренний жар” помогает шаману пройти испытание холодом в цепи прорубей. Или наоборот ходить по раскаденным углям. Либо наносит сам себе раны, а потом они быстро и бесследно зарастают. Много иллюзионизма. Есть уловки, помогающие доказать окружающим особый статус шамана. Авторитет шамана у соплеменников традиционно велик. У него особые навыки и умения, которые нужны сообществу. Шаманов делали даже председателями колхозов. В 20-ые гг. на Алтае профессор МГУ Николай Иванович Либан, будучи студентом, наблюдал шаманское камлание. Шаман разрешил ему участвовать, но сперва начал спрашивать об нюансах учений Канта и Гегеля. Тот не смог ответить. Шаман показал фокус. Ударив с размаху ножом по пальцу, не повредив его. Потом предложил попробовать студенту “Благорозумие”, - “Нет, трусость!”. Во время камланий шаман лежал в трансе, а люди подползали и шепотом спрашивали о чем-то. В XX в. число шаманов в мире сократилось в разы, но в Бурятии и на Алтае еще водятся.

Шаманизм, Лекция

Previous post Next post
Up