Конфуций (Лекция)

Oct 08, 2009 18:11


                               Буду выкладывать записанные лекции, на этот раз про Конфуция.




Царство Лун распалось из-за распрей и коррупции в 6 в дон.э. На 3 царства. Отец Конфуця был чиновником. После его смерти Конфуций в 19 лет стал смотрителем амбаров у сановника, а затем стал Смотрителем храмов. Отсюда интерес к религии и обрядам. Он 3 года не служлил и скорбел из-за смерти матери. Потом начал учить. У него было 3600 учеников. Из них 72 стали видными деятеями. Он не брезговал ни кем. Учил всех, даже за связку вяленого мяса. В 8-5 в до н.э. Он сумел заново связать страну воедино морально-этическм кодексом. Он сам ничего не писал. Но существует кодекс «Четверокниие Конфуция», где главная книга «Лунь-Юй» - беседы и размышления. По сути Конфуцй первый китайский просветитель. Он планировал широкие реформы. Но на административных должностях он удержался недолго. Он осуждал порок современного общества и входил в противоречие с сущ. порядком и правителями. Конфуций нашел образцы для новой морали в Эпохе Джо. Он всерьез идеализировал прошлое. Правтели древности «Шэн»- «идеально мудрые». Под их началом народ благоденствовал. У него есть книга-универсалия «Ли-Цзи» - книга об эткете и обрядах. При неукоснительном сооблюдении обрядов, ритуалов и норм все будет супер. Но изъян в том, что ревнение древнего благочестия стало самоцелью и гипертрафироволось, став тормозом развития культуры. Конфуций призывал вернуться назад к “золотому веку”. Хотя это было несвоевременно, т.к. Общество развивалось, благодаря разложению первобытно-общинного строя. Однако через много веков в 3 в н.э. в “ханьскую эпоху” на заветах Конфуция возникла устойчивая социальная структура. Социальная этика и критика своего распущенного века -гвоздь его учения. Образ “благородного мужа” (зюнь Цзы). В нем 2 добродетели: гуманность и чувство долга. Но китайцы мыслят пентадами:
1)жэнь-гуманность (в широком смысле, в т.ч. сдержанность, справедлвость, доброту, неэгоизм, ум, любовь к людям причем, искать ее не надо захоти и будет. Это качество 5 древних правителей: Яо, Шунь, Вэнь, Юй, Чжоу Гун). Гуманность-высшая мудрость, великая совокупность высших добродетелей. Добром за добро, а за зло по спарведливости.
  1. и -долг взятый на себя добровольно. Внутренний импульс, убеждение. Выгода- антитеза долгу. Выгода низменна. Благородный мыслит о долге, низменный о выгоде. Человек долга верно предан государю, отцу и начальнику. Обязан всю жизнь самосовершенствоваться, чтобы постчь “дао”-истину совершенных древних. Следование “дао” идет по внутреннему закону метаморфоз, прийти в гармонию с миром и с собой. Дао-путь от сотворения до “исчерпания себя”. Все сущее по закону гармонии находится на пути метаморфоз.
  2. Вэнь - культура, постигаемая в процессе обучения. То, что надлежит накоплять всю жизнь. Почитание старших, правдивость, по возможности еще искать мудрость древних. Сам Конфуцй считал себя “кувшином культуры”. Небо у китайцев - средоточие разума, порядка и закона. Верховный император воплощает персону неба. Небо следит за поднебесной. Сосуд дуовной культуры не может быть уничтожен. Сяожеэнь-маленький человек, противостоящий благородству Достойного мужа.
  3. Хэ- плюрализм идей и мнений. Единение через разное. Право на собственное мнение у правителей, постигших принцип ХЭ. Гибкость мышления. В Китае никогда не было абсолютизма. Принятие решение всегда коллегиально. Умение слушать других и менять точку зрения с учетом мнения окружающих
  4. дэ - добродетель. Достигнутое путем самосовершенствования, контроля и ограничений безупречное этическое состояние. Нужна колоссальная духовная сила. Дэ убивается чувственным наслаждениями, стремлением выглядеть лучше, чем есть, краснобайством.

Культ предков помогает достичь дэ. Это цель и предмет благородного мужа. Дэ нелегко достичь, но нужно еще и раскрыть ее вовне. Проявлять. Дэ наделяет человека даром речи. Мудрость в непрерывно расширяемом дэ.

Благородный муж осмотрителен и осторожен, уравновешен, сдержан, безмятежен, внутренне спокоен, равнодушен к еде, внутреннему комфорту, богатству. В юности избегать вожделенй, в зрелости ссор, в старости скряжничества. Благородный муж недостижимый умозрительный идеал, противопоставленный действительности. Идеал недостижим, но стремление к нему облагораживает и улучшает.   Позднее в конфуцианстве видели скорее внешнюю благопристойность. Внешняя учтивость и церемонии в средневековом Китае подменили суть. По этим внешним признаком определялось соответствие образу благородного мужа. Причем, проявление искренних чувств считалось непристойным в дальневосточной этике. Невозмутимость - черта благородных, культивируемая конфуцианской этикой.

Социальный идеал Конфуция сформировал прежде всего культуру и этику аппарата чиновников. Это было сословие с монополией на образование и госслужбу. Социальный идеал был тесно связан с политическми идеалами. Доктрина “исправления имен” (чжэн мин).Функция объекта должна в соответствии с дао быть в соответствии с именем.

Философия, Конфуций, Лекция

Previous post Next post
Up