Старше всего бог, прекрасней мир, больше пространство, разумней учить, неотемлимей надежда, сильнее неизбежность, слаще всего мера, прекрасней добродетель, хуже порок. Сократ говорил «познай себя»-в познании души кратчайший путь к звездам. В 5 в до н.э. Пифагор в Кротоне создал общину пифагорейцев. Считал, что числа правят миром. Всего 7 планет, 7 нот, 7 дней приливы - отливы. Нумерология - вера в мстическое значвение чисел. По пифагору женщина-3(треугольник), мужчина - 4 (квадрат). В сумме 7 - гармония. 1-точка, 2-линия, 3 - плоскость, 4 - сфера. Мир имеет числовой характер, невидимый невнимательным людям. Пифагор ввел абстрактное мышление в области математики и геометрии. Первые 5 лет ученики должны были молчать, 5 лет слышать учителя, но не видеть, 5 - беседовать. Любил говорить афоризмами и загадками. “Не ешь бобов”, “Не тронь огня ножом”, “Не перешагивай весов”, “Не срывай венец”, “Помогай ношу не сваливать, а взваливать”. Сократ начертал на воротах “не геометр не войдет”. Сократ первый учитель, не учивший, а вдохновляющий примером. Он жил добродетельно и без страха смерти. Философствовал как жил. Учил постигать умом, не полагаясь на слепую веру. Основоположник диалектики. Он растлил молодежь тем, что посеял дух сомнения. Пропала вера в устойчивый порядок вещей. Аристофан его высмеял в пьесе “Облака”, где Сократ балабол, живущий в коконе “Мыслильне” . Зрители от души посмеялись, но награды не дали. Сократ встал, чтобы его видели лучше, когда смеялись. Он остался с Аристофаном приятелем. При диктатуре 30 тиранов-хунте во главе с бывшим учеником Сократа Критем, Сократу было запрещено “говорить с молодыми”, но он продолжал дерзить и изголяться. “А кто есть молодые?”, “А можно ли спрашивать, что я не знаю?”. Он частенько сутками стоял неподвижно и думал, когда на него находил “даймон”. Он отказался на суде унижаться и молить о пощаде. Он считал, что “нравственная порча” страшнее смерти. Он предсказал гибель и падение демократических вождей. Основной тезис Сократа добродетель - уже есть знание, а знание - добродетель. Понимать грань добра и зла, значит, быть в стихии знания и бытия.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - “широкоплечй”, “здоровяк”. Он был аристократом. Бросил в топку свои пиески и стал самым преданным жизнеописателем Сократа в диалогах “Парменид”, “Горгий”, “Протагор”, “Фидон”(о суде над Сократом), “Пир”, “Государство” , ”Апологя Сократа”.
Основные направления мысли Сократа - учение об идеях, познании, государстве. Сократ вводл в обиход деальные понятия. Мир вещей - мир призрак. Подлинный мир - мир вечных идей и первообразов.
Диоген - “взбесившийся Сократ” не верил в существование “стольности” и “горности”. “Не имеешь глаз”, - отвечал Платон. Идея - абстракция в сознании. Сущность класса вещей. Идея - прична и цель, к которой стремятся вещи. Мы бы сказали функция. Умозрение и диалектика. В “Государстве” образ пещеры. В этом зарождение научного мышленя. Теория познания в диалоге “Тиетет” “Мимесис” - знание суть припоминание. Живое знание можно только родить, передать можно его лишь мертвым.
Эинштейн был сумасшедшим гением, способным видеть незамутненную суть вещей, например, искривление пространства вокруг крупных масс. А Сократ считал, что душа жила некогда в мире идеальных вещей и все знания уже заложены априорно в сознании. Их нужно выудить.
Утопия - идеальное государство, без места. Где три социальных страты. Ремесленники, стражи, философы. Человек несчастлив оттого, что занят не своим делом. Платон считал, что лучше подумать за человека. Платона пригласил тиран Дионисий на Сицилию, чтобы построить “идеальное царство”. Загвоздка в том, что цари должны быть философами или наоборот. Дионисий выслушал резкую отповедь. Тиран - не храбр и не мудр, ибо боялся даже цирюльника и не приносит пользы согражданам. Закон лишь топает дыры в ткани справедлвости. Дион - соперник и ученик Платона, свергший сына Дионсия-младшего, который боготворил Платона, ввел моду на геометрию. Но денег на философскую школу не дал. Платон и сам понял, что внедрить в жизнь философскую идею невозможно.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) “благое завершение”. Лучший ученик Платона, проучившийся у него 20 лет. “Платон мне друг, но истина дороже”. Он подверг скепсису и ревизии учения Сократа-Платона. Идеи лишь удваивают мир. Польза от них номинальна. Автор ряда текстов. Главная книга “Метафизика”(“после физики”), “Этика”, “Поэтика”, “Логика”, “Риторика”, “Политика”. При пожаре в александрийской библиотеке очень многое погибло. Потом переводы на Латынь, арабский, еврейский. Близкий друг Александра Македонского, который из походов присылал редкие образцы флоры и фауны. Он классифицровал животный и растительный мир. Работало до 1928 г. Был систематиком. Обобщил все опытные данные современной ему науки. Метафизика из 2 разделов: Онтология о бытии и Теология о боге . В онтологии учение о неподвижном двигателе - боге. В Онтологии раздел о 10 категориях: сущность, количество, качество, обладание, время, место, действие, страдание. Основные виды прчин: формальная. материальная, действующая, целевая. Форма - активное начало, а материя - пассивное. От их соотношения зависит уровень развития действительности. Бог - чистая действительность, чистое существование.
Целевая причина (стремление вещей соответстовать функции). Добродетель - золотая середина между пороками. Душа бывает разумной неразумной. РАЗУМНАЯ ЛЮБИТ ДОБРОДЕТЕЛЬ. Добродетели делятся на этические и дианоэтические. Этические достигаются воспитанием, дианоэтические - априорны. Демократия - между тиранией и монархией. Полития и охлократия. Закон - мера во всем. “Лучше вперить взгляд не в мир идей, а в окружающий мир”. Аристотель первым начал изучать зоологию. Описал 500 видов животных от простейших к сложнейшим. Он видел невероятно остро. Он был любознателен и доброжелателен, но равнодушен к окружающему миру. Он сын врача. Основатель Ликея. Чувствовал себя врачом и сторонним наблюдателем. Он недолюбливал умозрения Сократа-Платона с их увлечением астрономией и математикой. На 2000 лет задал силлогизмы и доказательства
Эпикурейцы-скептики-стоики - основные школы позднего эллинизма.
Скептики - сомневающиеся. Их главой был Пиррон. Воздержание от суждений. Сохранять справедливость. Тропы - доказательства невозможности познания. Древние тропы опираются на несовершенство нашх чувств и органов восприятия. Кто вернее видит мир - трезвый или пьяный. Ответа нет. Дальтоники - может быть не отклонение, а норма. Глаз недостоверен, как и чувства. Впадение в бесконечный регресс. Поиск первопричины бесконечен. Всякая прична лишь звено в причинно-следственной цепочке. Вопросов на порядок больше, чем ответов. Спрашвать не надо. Воздержание от суждений. Мы объясняем и доказываем события и вещи вещами, которые сами требуют доказательств. Мы видим мир таким, каким воспринимаем, а не таким, каков он на самом деле. Муха и собака видят миры, отличные от нашего. Скептицизм - фундамент науки к учению Юма. Афазия - отсутствие речи, отказ от суждений.
Стоики - изначально философия греческих рабов. Стоя - портик, под которым учил Зеннон. Он приехал в Афины с Кипра. Увлекся Сократом. Учился у нищего киника Кратета. Старший стоик Клеанф учился у Зеннона, а ночами воду таскал. Зеннон прзывал жить в апатии. Можно либо бороться с судьбой, либо пресмыкаться. Все остальное философ должен воспринимть с апатией, не надрывая душу. Испытания укрепляют дух. Мужество зависит от человека, обстоятельства вне его воли. Бесстрастие и слияние с мировым разумом - уподобление богу. Весь мир принадлежит тому, кто сумеет достичь полной апатии.
Шпенглер:” Греция - культура, а Рим - цивилизация. Рим формализован”.
В Риме в богатой семье родился стоик Сенека. В его “Нравственных письмах к Луцилию” говорится, что следует всецело посвящать себя философии, чтобы быть готовым к любым трудностям. Мудрый всегда спокоен, ибо он ни от чего не зависит. Здоровый доволен собой, доверяет себе. Все преходяще. Будь готов и стоек.
Марк Аврелий говорит о тщетности человеческой жизни и проходящей славе. Справедливость-истина-благорозумие помогают превозмочь суету жизни. Лишь философия дисциплинирует разум и помогает превозмочь страх смерти. Стоицизм в период распада - это мировоззрение мужественных людей. Пассивность: судьба тащит тех, кто ей не следует. Но нельзя позволять себе терять достоинство.
Эпикурейство. Атараксия - наслаждение от жизни в согласии с самим собой. Смысл мудрости в наслаждении. Наслаждение Эпикура в отсутствии боли и страданий. Он развил учение об атомах. Раз есть возможность распада атомов, то есть и свобода воли. Эпикур был немощен и беден. “Кому мало малого - тому мало всего”. Кто довольствуется малым, счастливей Зевса. Не надо искать наслаждений чрезмерными усилиями. Счастье - это покой. Роскошь в том, в чем не нуждаешься. Хлеб и вода для голодного слаще всего. Излишества пресыщают. 3 категории вещей:
- Есть естественное - необходимое (для удовлетворения первичных потребностей),
- естественно - ненеобходимое(роскошества),
- неестественно-ненеобходимое(в почестях и знаках отличия).
Главное, быть хозяином своих страстей и желаний. Его лозунг: “Живи незаметно”. Его глубоко чтил Декарт.
Неоплатонизм Плотина (203-270 гг. н.э.), Прокла, Порфирия, Ямвлха. Плотин автор “Эннеад” и всеобъемлющей идеалистической системы. Бытие - основа сущего, “Единое” - чистое и простое единство, исключающего любую множетвенность. Мысль и дух - противоположны. А “Единое” - непозноваемо и недоступно. Независимый Абсолют, от которого все зависит. Не творит мир, как бог , а излучает все прочее бытие. Это излучение - Эманация. Развитие вспять. Это вроде как деградация единого. Распад Едного на фрагменты. Мировой ум “Нус” подразумевает распад на субъеект и обект. Ум мыслит и мыслит сам себя. Мировая душа включает весь мир идей, всех родовых и видовых вещей. Материя - последняя ступень распада. Она же небытие тьма. Космос оживляется и населяется мировой душой. Антропология Плотина зиждется на вере в бессмертные души, возникшие в связи с эманацией. Цель жизни вернуть душу к мровой душе - мировому уму -первоединству. Возврат к Абсолюту - цель души. Это переходная фаза между антчностью и средневековьем.
В 476 г. пал последний римский император Ромул Август. Но водороздел по правлению Константина (306-337 гг. н.э.) первого христианского императора. Рухнул безвозвратно античный мир. Немецкий еврей Бубер - сионист-философ в книге “Бремя человека” говорит, что в истории чередуются 2 фазы: “обустроенности” и “бездомности”. Эллинский мир охватило чувство “бездомности”. Холод космического одиночества. Новые символы, мифы, философия теперь создавало хрстианство. Вместо театра и идолов - литургия и иконы. Смещение акцентов с внешности на внутренний мир. Душа подменила тело. Эллины жили вовне, а средневековые учения, особенно Августин, призывали “не блуждать вовне, а заглянуть внутрь себя”. Сменился настрой человека. От мужества к покорности перед предопределением. У христиан незримый бог живет в сердце человека. Средневековая философия связана с религией и мистикой. Это неоднозначное явление. Философия не погибла от варварства, благодаря союзу с религией. Хотя и вынуждена была стать служанкой богословия.
Так родились патристика и схоластика. Патристика - период разработки отцами церкви основ христианской догматики (2-6 вв. н.э.) Схоластка - зрелое систематическое учение о боге, мире, человеке (6-15 вв. н.э.)