Когда нет методологии. Часть 5

Oct 25, 2015 15:46



Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Ну а теперь поговорим о том, что же на самом деле такое православные ценности, исходя из первоисточников, а не из посторонних статей.


1) Любовь к человеку
2) Покаяние
3) Жалость
4) Отказ от чревоугодия
5) Отстранение от власти, отказ от карьеризма
6) Отказ от злоупотребления возможностями
7) Отделение одного дела от другого
8) Скромность
9) Нестяжательство
10) Осознание собственных ошибок
11) Искренность
12) Кроткость
13) Желание узнать правды
14) Милосердие, сострадание
15) Бережливость от дурных дел
16) Умиротворенность
17) Жизнь по правде
18) Добрые дела
19) Прощение

Список примерный. Его можно дополнить, можно пересмотреть. Я его составил исходя из собственного субъективного понимания на основе изучения Православия. Рассмотрим теперь всё по порядку. Поясню сразу - Ветхий завет при рассмотрении вопросов мы не используем. По Ветхому завету и его роли в Христианстве вопрос, конечно, отдельный, и на очень длинную статью, но сразу отметим, что интерес Христианства в Ветхом Завете ровно в трёх моментах. Первое - Ветхий Завет дает повествование о сотворении мира. Второе - Ветхий Завет рассказывает историю человечества до рождения Иисуса Христа. Третье - в Ветхом Завете содержатся пророчества о Мессии (об Иисусе), а так же о предтечах Иисуса Христа. Поэтому претензии об отсутствии ценностей со ссылкой на Ветхий завет, в нашем случае, не принимаются, поскольку те правила, которые устанавливались в Ветхом завете, распространяются только на евреев. Несмотря на то, что Иисус пришел не отменить заповеди но исполнить, нужно понимать, что исполнение означает приведение к той цели, которая изначально ставилась Богу - к вечной жизни и к покаянию. Поэтому методы, как к этому прийти, были изменены Иисусом, что, разумеется, пошло на пользу.

Все ценности, которые я выделил выше - они относятся к человеку. Использование данных ценностей возможно в том случае, если они ляжут в основу того человека, который будет строить светлое будущее.

1) Любовь. Любовь к человеку. Бог любит человека, он его любимое творение. Человек рождается свободный в своём выборе. Бог видит его будущее, но он остается в роли наблюдателя и периодически предупреждает человека о том, что делать можно и делать нельзя. Любовь же должна быть и у людей друг к другу, независимо от пола, возраста, происхождения и даже вероисповедания. То есть, говоря совсем просто - все должны любить друг друга и относится с любовью (не нужно понимать это привратно). Для этого помогут и другие ценности.

2) Покаяние. Человек в христианстве считается грешен. Если мы возьмем православных святых, то увидим, что все они до самой смерти постоянно каялись за свои грехи (даже когда их объективно не было). Покаяние за дурные мысли по отношению к кому-либо, за свои дела, которые причинили кому-либо боль или страдания. И на собственном примере от них и другие приходили к покаянию в собственных поступках. Этим, кстати, отличаются например православные святые от католических. Например, Франциск Ассиский перед смертью говорил о том, что свои грехи он искупил и что он считает себя святым (что есть прекрасный показатель гордыни в человеке).

3) Жалость. Как написано на могиле Игумена Никона Воробьева: «Прошу жалеть и любить друг друга». Способность жалеть других в тяжелых жизненных ситуациях и трудностях, какими бы они трудными не были, и что бы не произошло, независимо от того, прав ли был человек или виноват. К сожалению, в современном мире жалости очень не хватает многим людям, большинство старается отмахнуться со словами: «Меня бы кто пожалел». С себя начинать никто не хочет.



4) Отказ от чревоугодия. В данном случае имеется ввиду то, что человеку необходимо потреблять продукты в меру необходимости, а не с целью «лишь бы поесть». То есть, другими словами, быть скромными в еде (что является как бы прямым противоречием известному тезису о «ста сортах колбасы» на прилавках).

5) Отстранение от власти, отказ от карьеризма. Многие святые при своей жизни старались максимально отходить от руководящих должностей (не считая, разумеется, должности настоятеля в небольших храмах). Их буквально заставляли в принудительном порядке. Это связано с тем, что святые прекрасно понимали - власть может сгубить их. А их дело само по себе - это молитва и покаяние, и помощь другим. Что касается карьеризма - к сожалению, эта черта характера губит многих людей и приводит к тому, что люди теряют друзей, меняются характером, становятся агрессивными к окружающим, эгоистичными. Поэтому, в принципе, в рамках «отстранения от власти» идет в том числе и отказ от карьеризма.

6) Отказ от злоупотребления возможностями. В данном случае подразумевается то, что это отказ от постоянного использование возможных вариантов решения проблем и злоупотребление чужой добротой. Бывает в жизни так, что помогаешь кому-нибудь один раз, второй - а человек берет и начинает постоянно что-либо просить для него сделать, причем, как правило, сделать то, что он и сам может быть. Например, одна моя знакомая как-то нашла случайно свою первую учительницу. В первое время она ей помогала, а потом, когда та начала, грубо говоря, наглеть (ну например, звонит и просит сходить в магазин и купить ей продукты, хотя магазин у неё рядом с домом, дойти она может сама, а знакомой моей ехать к ней из-за этого через весь город да на общественном транспорте). Разумеется, после этого общение прекратилось. И такой случай не единичный.

7) Отделение одного дела от другого. «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (От Марка, 12:13-17). Заметьте, Иисус не говорит «нет» или «да». Он фактически отстраняется от этого дела и говорит, что вопрос денег, налогов и многого другого - это не тот вопрос, из-за которого он пришел. В данном рассказе Иисус разделяет духовную жизнь (советы о том, каким должен быть человек) от политической жизни (вопросе уплаты налогов). Причем, римлянам и иудеям фактически Иисус не подчинялся (изгонял торговцев из Иерусалимского храма, постоянно спорил с ними, Понтия Пилата так вообще не боялся и прямо шел на смерть). Опять же направляю для подробного изучения ситуации на момент действия Евангелия к книге В.Ю. Катасонова «Иерусалимский храм как финансовый центр». Другими словами, христианство учит тому, что не нужно «натягивать сову на глобус» и смешивать один вид деятельности (будь то духовная жизнь, личная, общественная) с другим.

8)  Скромность, смирение. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Данная заповедь говорила о том, что блаженная жизнь ожидает тех, кто имеют скромность и смирение. Переводя на светский язык, ценностью в человеке является скромность и смирение. Положительные ли это качества? Безусловно положительные.

9) Нестяжательство. Приведу несколько примеров.

«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное» (от Матфея, 19, 24)

«18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним»». (От Матфея, 4:18-22)

«19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (от Матфея, 19:19-22)».



О чем говорят эти цитаты? Для верующего человека Христос предлагает «отвязаться» от вещей, от богатства, от имущества, и следовать за ним, то есть по пути духовности. Следует отметить, что многие святые так же продавали свои имения и уходили, например, в пустыню. Так, Антоний Великий, основатель монашества, в 16 лет продал всё, что у него было и что ему досталось от родителей, и по зову Божьему ушел в пустыню, где долгое время молился.

Чем данное качество полезно для человека светского? При коммунизме отсутствует частная собственность на средства производства. Почему от средств производства не может отказаться собственник чаще всего? Правильно, потому что привязан к ним душой, потому что привык, что от них идет доход и он от них живет (а то и накапливает капитал). Тоже самое относится к обычным людям - стоит только посмотреть масштабы синдрома потреблятства, когда люди скупают много ненужных товаров, покупают новые модели айфоном исключительно для понта и так далее. Соблюдение данного качества позволит отказаться от всего этого и стать независимым от вещей.

10) Осознание собственных ошибок. В принципе, то же самое, что и с покаянием.

11) Искренность. Способность говорить только правду, не лгать, не обманывать, не делать что-либо в выгоду к себе. К сожалению, сегодня этого тоже не хватает.

12) Кротость. «Блажены кроткие, ибо они наследуют землю». Кротость означает спокойное отношение к всему, без раздражения, каких-либо отрицательных эмоций. К сожалению, при капитализме, как мы понимаем, такое маловозможно, а при коммунизме такое качество не помешает.

13) Желание узнать правду. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Тут, думаю, тоже пояснять не нужно - этим, в принципе, занимаются многие. К сожалению, постепенно они переходят в фанатизм (привет «Сути времени»), и когда им просто дурят голову источники, которые они изучали и стали доверять, но в целом такое качество знакомо.

14) Милосердие, сострадание. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Тут, думаю, тоже пояснять особо не нужно. Одно из проявлений любви к окружающим людям. В том числе и к врагам.

Продолжение следует...

Группа блога ВКонтакте - "Хроника диванной борьбы"

Отправить деньги на новый альбом группы "НОМ"

Помочь детям с болезнью ДЦП

Христианство, Православие, Публицистика, Когда нет методологии, Марксизм

Previous post Next post
Up